Новочеркасский электровозостроительный завод (ООО «ПК “НЭВЗ”», входит в АО «Трансмашхолдинг») — одно из наиболее передовых промышленных предприятий Дона. В 2017-2018 годах на заводе в рамках масштабной инвестпрограммы 5 млрд рублей были направлены на реконструкцию, расширение производства, а также внедрение новых цифровых технологий. По словам гендиректора ООО «ПК “НЭВЗ”» Алексея Сапункова, успеху модернизации предприятия способствует рост заказов со стороны основного потребителя продукции НЭВЗа — ОАО «РЖД».
В 2018 году компания выпустила 496 секций электровозов различных типов (грузовых и пассажирских): в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Высокую динамику г-н Сапунков связывает в основном с ростом заказов от РЖД. В 2018 году железнодорожники получили от завода 198 электровозов разной составности (одно , двух-, трёх- и четырёхсекционных). На 2019 год пока запланирован выпуск 184 электровозов. В 2020 году количество локомотивов для РЖД достигнет 217.
Фактически сейчас на заводе в Новочеркасске одновременно реализуются четыре инвестпроекта, которые должны быть завершены в 2020 и 2025 годах. Речь идёт о развитии производства электродвигателей и генераторов переменного тока, а также о создании современного отечественного грузового электровоза переменного тока. Отдельный инвестпроект посвящён цифровизации производства («Цифровой завод НЭВЗ»), которая охватит все сферы деятельности предприятия (производство, технологии, кадры, логистика и т. д.). Это даст новый импульс к развитию электровозостроения.
В беседе с «Экспертом ЮГ» Алексей Сапунков рассказал о том, как сильно инвестпрограмма изменила новочеркасский завод.
Миллиард в цифровизацию
— Насколько удачным для вашего предприятия был 2018 год с точки зрения роста выручки, прибыли, заказов, расширения ассортимента и географии поставок?
— Это был успешный год — объём производства вырос в 1,7 раза. При этом наилучший месячный результат (72 секции) НЭВЗ показал в декабре 2018 года, что стало для нас своеобразным рекордом. Мы выполнили крупный заказ РЖД: отправили им грузовые электровозы переменного и постоянного тока с коллекторным тяговым приводом, пассажирские электровозы переменного тока с коллекторным тяговым приводом и двухсистемные локомотивы с асинхронным приводом. Всего — 198 электровозов, а также электрооборудование, запчасти для подвижного состава, находящегося в эксплуатации. Помимо этого, в 2018 году мы впервые поставили для ООО «ВЛК» (Узбекистан) два локомотива ЗЭС5К («Ермак») с поосным регулированием силы тяги (позволяет оптимально распределять тяговые нагрузки между тяговыми осями, реализовать максимальный коэффициент тяги электровоза). Будем сотрудничать и дальше.
— Что сегодня способствует развитию НЭВЗа?
— Я бы сказал так: инвестиции в производство, инновации. В конце 2017 года наконец обозначились перспективы долгосрочного сотрудничества с главным потребителем продукции завода — ОАО «РЖД». В связи с этим мы приступили к кардинальным преобразованиям ключевых процессов. В 2018 год завод вошёл с одновременным ростом производственного плана и началом процесса реинжиниринга. В итоге минувший год для предприятия стал довольно сложным, но плодотворным. Основное развитие производственной системы связано с сегментацией заготовительного, электромашинного и аппаратного производств, подготовкой к выводу на аутсорсинг непрофильных направлений, организацией ритмичной работы основных сборочных линий (монтажа серийных электровозов, сборки и сварки кузова, монтажа тележек). В этих направлениях мы значительно продвинулись. Кстати, в ходе реорганизации многие производственные участки на время превращались в стройплощадки, на которых, тем не менее, не прекращался выпуск качественной продукции.
Ежегодно НЭВЗ вкладывает средства в проекты по повышению эффективности и конкурентоспособности. Так за два года (с 2017-го по 2018-й) было инвестировано более пяти миллиардов рублей. Львиная доля вложений пришлась на три направления: инновационные проекты, инвестиции в расширение производства и его реконструкция. Кроме того, в АО «Трансмашхолдинг» прошлый год ознаменовался ещё и запуском нескольких пилотных проектов по цифровизации производства. И первый из них начал реализовываться на НЭВЗе.
— Как изменится предприятие после реализации проекта по цифровизации?
— Как я уже говорил, НЭВЗ первым в холдинге реализует большой пилотный проект комплексной цифровизации. Внедряем проект «Цифровой завод НЭВЗ». Основная его цель — снижение стоимости жизненного цикла выпускаемой продукции, повышение производительности и увеличение прозрачности всех процессов. Производство, технологии, персонал, логистика — всё в виде математической модели закладывается в систему (цифровую имитационную модель завода). Обеспечивается онлайн-связь с центральным сервером, создаётся уникальная ИТ-среда — платформа для молниеносных технологических усовершенствований. По завершении этого пилотного проекта на заводе будут внедрены лучшие решения «Индустрии 4.0».
В 2018 году мы определили ряд направлений развития цифровизации: ЦИМ (цифровая имитационная модель предприятия, цифровой двойник), система внутрицехового планирования (MES), комплексная система обеспечения непрерывного отслеживания перемещений объектов на территории предприятия. Также мы создали ЗD-модель завода. Уже в прошлом году мы заключили договоры почти на полмиллиарда рублей и приступили к активной работе по всем перечисленным направлениям.
Поскольку активное внедрение цифровых технологий приводит к значительному росту объёма цифровых данных, которые нужно быстро и качественно обрабатывать, анализировать и правильно интерпретировать, следующими этапами цифровизации будут технологии Data Sciences.
Сейчас специалисты бюро цифровизации и бюро наладки агрегатных станков и станков с ЧПУ работают над внедрением в производство промышленных роботов для обслуживания кривошипного пресса усилием 630 тонн. Роботизация технологии штамповки для нашего предприятия является инновационной задачей, решение которой будет способствовать уменьшению риска производственного травматизма и улучшению условий труда. Для развития этого направления в 2019 предусмотрено приобретение робототехнического комплекса для холодной штамповки изделий из электротехнической стали.
В этом году размер инвестиций в НЭВЗ составит около двух миллиардов рублей. Большая часть из них будет направлена на цифровизацию. Средства в основном выделяются нашими акционерами в лице «Трансмашхолдинга». Привлекаются также займы по программе «Цифровизация промышленности» российского Фонда развития промышленности.
— На что ещё будут направлены инвестиционные средства в этом году?
— На реструктуризацию производства и запуск в серию ранее созданных новых продуктов. Изменения коснутся всех направлений деятельности компании. Мы стремимся создать баланс между эффективностью производства и оптимальным расходованием средств.
Сейчас у нас происходит реструктуризация, которую можно разделить на три основных направления. Первое — повышение мощностей электромашинного производства: целевая задача состоит в том, чтобы выйти на объём выпуска в четыре тысячи тяговых электродвигателей в год (в 2018 году их было выпущено около трёх тысяч). Второе направление — создание централизованного заготовительного производства. Это позволит нам сфокусировать инвестиции (приобретение комплексов лазерного раскроя, машин термической резки и так далее), повысить эффективность использования оборудования и, самое главное, организовать комплектную поставку деталей на следующие этапы технологической цепочки, в нужное время и в необходимом количестве. Третье направление — организация ритмичной работы линии сборки основного продукта: при существующем плане производства двухсекционный электровоз должен выходить из сборочного цеха каждые 16 часов. Таким образом, остальные цеха должны работать в аналогичном ритме (для снижения излишних запасов перепроизводства).
— Верно ли наблюдение, что реализация большинства инвестпроектов на НЭВЗе происходит в рамках импортозамещения?
— Это действительно так. Ещё четыре года назад на предприятиях АО «Трансмашхолдинг» решили максимально снизить зависимость производственных издержек от изменения курса иностранной валюты. Также учитывались и политические риски. Поэтому уже в 2014 году были запущены проекты по освоению собственного производства, например, тяговых электродвигателей и тяговых генераторов переменного тока для тепловозов АО «Трансмашхолдинг». Цель — замещение поставок продукции с Украины.
Первые российские магистральные грузовые электровозы переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5 были переданы в эксплуатацию в 2014 году. Затем в проект были внесены корректировки. Одна из главных задач — создание локомотива на базе отечественных технологий со сниженной себестоимостью. В 2015 году мы приняли решение: приступить к разработке модификаций грузового электровоза — 2ЭС5С и ЗЭС5С. По замыслу, это должен быть современный локомотив, обладающий лучшими тяговыми характеристиками. Сейчас электровоз 2ЭС5С №001 успешно завершил пятитысячный пробег и проходит сертификационные испытания.
— В 2010 году стратегическим партнёром НЭВЗа по созданию новых моделей локомотивов стала французская корпорация Alstom Transport. В партнёрстве с ней был создан новый двухсистемный пассажирский электровоз, способный водить составы на скорости до 200 километров в час. В 2016 году представители НЭВЗа говорили, что в ближайшие годы локализация производства в Новочеркасске будет доведена до уровня 60-70 процентов. Была ли эта цель достигнута?
— Речь идёт о локомотиве ЭП20 «Олимп». Сейчас локализация производства компонентов этого электровоза превышает 66,4 процента. Это первый двухсистемный российский электровоз, способный водить пассажирские поезда на высоких скоростях. Он спроектирован в инжиниринговом центре «ТРТранс», который создан «Трансмашхолдингом» совместно со своим акционером и технологическим партнёром — компанией «Альстом». Локомотивы серийно выпускаются на НЭВЗе с 2012 года, к настоящему моменту их построено 66.
За счёт технических характеристик, в первую очередь способности работать на линиях с переменным и с постоянным током, а также за счёт реализуемых тяговых свойств, среднесуточные пробеги этих электровозов превышают тысячу километров Это на 40 процентов больше среднесуточного пробега электровоза переменного тока ЭП1М. Электровозы ЭП20 эксплуатируются в пяти дирекциях тяги ОАО «РЖД» — Московской, Горьковской, Октябрьской, Северо-Кавказской и Юго-Восточной. Они курсируют по маршрутам между Москвой и Адлером, Нижним Новгородом, Петербургом, Анапой, Воронежем, Орском, Казанью, Екатеринбургом, Минском, Вайниккала (Финляндия).
— Как санкции ЕС повлияли на деятельность новочеркасского завода? Возникли ли сложности с поставками комплектующих?
— Случаев задержки поставок, срывов плана производства, причиной которых напрямую послужило бы введение санкций со стороны ЕС, не было.
Не хватает площадей и кадров
— Каких ресурсов не хватает для более динамичного развития?
— Основной ресурс, дефицит которого мы остро ощутили в 2018 году, — это производственные площади. Как я говорил выше, у нас происходят масштабные процессы реинжиниринга при параллельном росте производственного плана. Это приводит к необходимости временного перемещения производственных участков на период строительно-монтажных работ, а возможностей для такого переноса у нас нет. Приходится реализовывать последовательное перемещение участков в рамках общего плана реструктуризации, что приводит к значительному увеличению сроков для проведения работ.
На втором месте — дефицит квалифицированных рабочих кадров, который особенно остро ощущается в условиях роста объёмов производства. Прежде всего речь идёт о таких специальностях, как токарь, фрезеровщик, шлифовщик, формовщик. Для решения этого вопроса наш отдел кадров работает с территориальными органами службы занятости (в Аксае, Шахтах, Новочеркасске, посёлке Каменоломни). Квалифицированный персонал привлекаем также и через кадровые агентства, работаем с учебными заведениями Новочеркасска и Ростова-на-Дону, которые могут направлять для трудоустройства на НЭВЗ своих выпускников.
Кроме того, заводской отдел кадров совместно с отделом развития и подготовки персонала ведёт работу по обучению перспективных кандидатов необходимым для нас профессиям. Развиваем собственный корпоративный учебный центр.
— Какие объективные и субъективные факторы способствуют развитию вашей отрасли, а какие, наоборот, мешают?
— Как показывает мировой опыт, развитие отрасли транспортного машиностроения во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиций, защиту внутреннего рынка, создание предпосылок для продвижения российской продукции на внешних рынках сбыта. Наличие всего этого способствует развитию, отсутствие — мешает.
— С какими рисками вам приходится сегодня сталкиваться? Что вы делаете для того, чтобы эти риски нивелировать?
— Основные риски НЭВЗа можно разделить на стратегические и тактические. Первые носят в основном теоретический характер и связаны с потенциально возможным изменением инвестпрограммы нашего основного заказчика — РЖД, поскольку мы сейчас преобразуем производство, исходя из плана развития железнодорожной компании до 2025 года. Чтобы сгладить последствия этого риска, мы расширяем линейку нашей продукции, в том числе и по электромашинному производству, активно реализуем запасные части по ранее выпущенной продукции, а также выходим на зарубежные рынки. Кстати, в 2018 году мы осуществили поставку запасных частей на электровозы в Белоруссию, Казахстан и Финляндию. Работаем над расширением направлений сбыта.
К тактическим рискам относим изменение курса валют и, как следствие, рост цен на материалы и комплектующие. Чтобы обезопасить себя, мы, во-первых, осуществляем операции валютного хеджирования. Во-вторых, ищем альтернативных поставщиков качественной продукции, реализуем мероприятия по снижению трудоёмкости и материалоёмкости нашей продукции, стараемся удерживать цены готовых изделий на одном уровне.
Помимо этого, ежегодно в наших цехах производится расчёт мощностей. Таким образом технологи оценивают риски невыполнения производственной программы предприятия в предстоящем году и определяют комплекс мер по снижению таких рисков. Например, за счёт разработки альтернативных технологий, дополнительного дооснащения производственных процессов, размещения заказов на изготовление продукции в сторонних организациях, реорганизации участков и приобретения дополнительного оборудования.
Так что действующая в АО «Трансмашхолдинг» и на нашем заводе система управления рисками позволяет их прогнозировать и заранее принимать эффективные решения.