Донской кейс подключения к нацпроектам

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 марта 2019, 00:00

У Ростовской области в период разработки стратегии до 2030 года получилось «зашить» все региональные проекты в национальные. Министр экономики Дона Максим Папушенко после форума в Сочи рассказал «Эксперту ЮГ», по каким направлениям в результате область получит новые решения и ресурсы

DONLAND.RU
Максим Папушенко считает, что нацпроект по производительности труда начинает структурные реформы в реальном секторе
Читайте Monocle.ru в

- На форуме в Сочи мы всегда стараемся считывать посыл, который на данный момент даёт федеральный центр регионам. Какой посыл вы считаете главным?

— Сквозная тема — это национальные проекты. Сейчас не проходит и дня, чтобы эта тема не поднималась на федеральных или региональных конференциях и совещаниях. Федеральный центр уже упаковал эту тему в виде документов, специальных сборников. Всё это напрямую касается регионов, поскольку любая из девяти национальных целей из указа президента, которые потом раскрываются в 12 нацпроектах, находится «на земле» — на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.

Что принесут нацпроекты

— В чём в этой ситуации заключается вызов для регионов? Нужно максимально вписаться в нацпроекты?

— Да, но я могу говорить только об опыте Ростовской области. С самого начала губернатором была поставлена задача вписаться во всю повестку национальных проектов ещё на этапе разработки их паспортов. Каждое ведомство делало это по своей ветке — например, Минэкономразвития участвовало в разработке проектов по экспорту, производительности труда, малому и среднему предпринимательству. Наша команда заранее была сориентирована на изучение нацпроектов, а затем в ходе работы над стратегией социально-экономического развития области до 2030 года шло открытое обсуждение региональных проектов, привязанных к национальным.

— Какие дополнительные средства может получить регион в рамках нац-
проектов?

— Все основные цифры уже определены. Закон, утверждающий трёхлетний региональный бюджет, принят. Но госпрограммы и долгосрочный бюджетный прогноз утверждены до 2030 года. Нам здесь удалось синхронизировать все виды документов стратегического планирования. Региональные проекты как часть федеральных охватывают период в шесть лет, стратегия принята на 12 лет. Детализируют стратегию — государственные программы. Назову такую цифру — 1,66 триллиона рублей бюджетных средств предусмотрено на реализацию всех госпрограмм, связанных со стратегией.

Проекты минэкономразвития Ростовской области составляют основу национальных проектов по блоку «Экономический рост». В зоне ответственности министерства восемь региональных проектов: четыре проекта в сфере «Малое и среднее предпринимательство», два проекта в сфере «Международная кооперация и экспорт» и два — в сфере «Производительность труда и поддержка занятости». На долю региональных проектов, реализуемых минэкономразвития до 2024 года, приходится 5,6 миллиарда рублей, из которых 2,6 миллиарда федеральных и 3 миллиарда областных средств. В 2019 году общий бюджет — более 900 миллионов рублей.

Фундамент для инвестиций

— Как в 2018 году у Ростовской области обстоят дела с инвестициями? И где сейчас основные точки роста в этой сфере?

— Предварительные данные по инвестициям мы получим в марте. В прошлом году был пик подготовки к чемпионату мира по футболу, когда реализовывались многомиллиардные проекты за счёт бюд­-
жетных инвестиций, да и крупные предприятия участвовали в подготовке, получали заказы и модернизировали линии. После прохождения пика очевидно, что мы получим некоторое снижение — прежде всего в части бюджетных инвестиций. А вот какую динамику мы получили по частным инвестициям, нам и предстоит узнать по итогам сводного отчёта Ростовстата.

— В каких сферах сейчас закладывается фундамент для следующего витка роста в сфере инвестиций?

— Прежде всего это развитие инфраструктуры. Здесь можно выделить строительство автомобильных дорог, отдельно железнодорожный блок, развитие аэрополиса, развитие портов. Как следствие развития инфраструктуры мы получаем бурное развитие транспортно-логистического комплекса, складских хозяйств. Это многомиллиардные вложения. Проектов «Росагромаркета» — на сумму свыше 19 миллиардов рублей, проект FM Logistic — 2,5 миллиарда с перспективой роста, проект PNK Group оговаривает перспективу инвестиций на уровне 10 миллиардов рублей. Этот проект, разместившийся на территории, прилегающей к трассе М4, использует возможности Ростовской области как транзитного региона. Замечу, что развитие этой сферы закладывалось и в стратегию — мы понимали, что строительство нового аэропорта и прилегающей инфраструктуры делает эту сферу гораздо более привлекательной для частных инвестиций.

— Какими могут быть следующие шаги по развитию аэрополиса?

— Губернатор говорил об этом, поскольку речь идёт о проекте, заложенном в стратегию. Сама идея отвечает современным трендам: вокруг таких аэрополисов во всём мире возникают складские комплексы, терминалы по перевалке, оте­ли и бизнес-центры, авиаремонтные заводы, авиагородки и т.д. Министерством территориального развития сформирована термодель, обсуждение которой сейчас идёт. Очень важно не испортить целое точечными решениями, которые могут не вписаться в системную концепцию аэрополиса.

Министр видит предпосылки для роста в развитии инфраструктурных проектов в регионе expertjug03-27.jpg DONLAND.RU
Министр видит предпосылки для роста в развитии инфраструктурных проектов в регионе
DONLAND.RU

— Не могу не спросить о проекте высокоскоростной магистрали Москва — Адлер, проходящей через Ростов. Это кардинально важный для региона проект. На какой мы стадии?

— В стадии очереди. Проект прописан в федеральных стратегических документах до 2030 года. Он заявлен как один из приоритетных проектов федеральной повестки. Есть проект Москва — Казань и Москва — Воронеж — Ростов — Краснодар — Адлер. С какого этапа начнётся — это решать заказчику. Для нас вопрос крайне перспективен, потому что проект свяжет два полюса роста на Юге — Ростов и Краснодар. При этом по предпроектным проработкам он проходит через аэропортовый комплекс, что позволит ускорить процесс превращения аэропорта в хаб. В таком случае он бы получил статус мультимодального и связал бы очень большие потоки потенциальных пассажиров.

«Пилот» по теме производительности труда

— В декабре в послании губернатора было упомянуто, что область подала заявку на то, чтоб стать пилотным регионом по проекту, посвящённому производительности труда. Регион получил этот статус?

— Да, нас отобрали в качестве одного из пилотных регионов. Напомню, что производительность труда — это один из национальных проектов. Он касается и занятости, и настоящей эффективности, конкурентоспособности в экономике. Это крайне интересная задача, она начинает структурные реформы в реальном секторе экономики. Что для нас это значит? Вообще мы заявку подавали ещё в начале 2017 года. Получилось так, что Минэкономразвития нас поддержало, увидев нашу активность, и мы уже весь 2018 год работали по этому направлению с рядом предприятий. У нас руководство предприятий проходило обучение, выезжало на семинары, ряд компаний прошёл тренинг — эксперты приезжали сюда. Нас поддержал Росатом, выступающий куратором проекта в Ростовской области — здесь большое число его поставщиков.

— Как предприятию попасть в эту программу и что она может означать для предприятия?

— Во-первых, есть конкретные критерии: это должны быть компании, работающие по определённым видам экономической деятельности — прежде всего, промышленность и АПК, обрабатывающее производство с экспортной перспективой. Второе — это определённый порог годовой выручки — от 800 миллионов рублей. Были предложения (и уже на днях утверждены) по снижению этого порога до 400 миллионов рублей. Когда отбирали документы, мы с коллегами лично объезжали предприятия, проводили встречи, обсуждали с собственниками, что это даст. На сегодняшний день, к сожалению, сами предприятия подтверждают, что уровень производительности труда у нас пока отстаёт от компаний-конкурентов из США, Европы, Китая, Японии. То есть вырабатываемая продукция, стоимость, создаваемая за отработанное рабочее время, существенно ниже, чем у компаний аналогичного уровня из этих зон. Задача — сократить разрыв. Такие же программы после войны запускались в Японии, в Западной Европе, в США и в Китае — и имели потрясающий эффект. При прочих равных условиях при наличии кадровых ресурсов выработка предприятия вырастала многократно за счёт более эффективной настройки производственных систем. Идёт классический анализ всех производственных потоков на предприятии, выбираются основные, очень внимательно анализируется каждое действие, происходит полное картирование всех рабочих процессов, замеряется хронометраж рабочих операций, проводится оптимизация.

— Есть ли донские предприятия, где полученный от программы эффект вас впечатлил?

— Например, «Топаз-сервис» — там собственник сам говорит, что у них даже тестовое использование программы повысило производительность труда на треть при том же количестве сотрудников, при том же уровне фонда оплаты труда. То есть чудеса возможны. Собственники сами были удивлены. Оказалось, что существует масса потерь рабочего времени. Соответственно, когда эти потери убираем, за единицу времени просто выпускается больше продукции. За счёт перемещения станков даже в одном цеху, переналадки системы погрузки-разгрузки и т.д. Это лишь одно из направлений. Второе направление — это модернизация линий. При так называемом «бережливом» производстве необходимо постоянно совершенствоваться. Сегодня значительный объём производственных линий требует модернизации: это и более энергоэффективное оборудование, и более производительное оборудование. А для этого нужны ресурсы. В связи с этим в пакете инструментов, который даёт проект, предлагается дополнительная финансовая поддержка в виде льготного кредитования под один процент годовых на модернизацию производственных линий. То есть речь идёт о комплексной  поддержке. Пусть суммы не безграничные — от 50 до 300 миллионов рублей, но собственник получает эти ресурсы. При этом мы так презентовали эту программу, что в ней желают участвовать и АПК, и промышленность. Теперь вопрос в том, что не всех туда возьмут в первый год реализации.

— Сколько предприятий может вой­ти в программу в этом году?

— В первый год мы включили 27 организаций, но работа по десяти из них будет перенесена на второй год реализации. Изначально за шесть лет планировалось провести через программу 80 крупных компаний, теперь в планах 195 компаний. Это минимальный план.

Как выращивать «чемпионов»

— А по проекту «Экспорт» какие решения будут предложены?

— Это второе направление, по которому мы имеем большую динамику благодаря совместным усилиям донских компаний, их эффективным действиям. У Ростовской области опережающий темп роста экспорта — больше четверти в год. Мы отобраны в качестве пилотного региона по реализации так называемого экспортного стандарта 2.0. Он предусматривает набор новых инструментов, ряд экспериментальных подходов, в том числе и для МСП. Крупный бизнес, как правило, может похвастаться историями своего успеха. «Гигантов» бизнеса мы привлекаем для передачи компетенций в качестве менторов, тренеров для начинающих экспортёров. Для таких компаний важна поддержка правительства региона, федерального центра, им нужно помогать налаживать коммуникации с новыми странами, расширять географию поставок. В отношениях с рядом стран необходима политическая поддержка. Например, губернатор возглавил делегацию Ростовской области, выезжавшую в Узбекистан, в составе которой были президент и ряд губернаторов. Поехали в составе делегации наши флагманы — и это не только «Ростсельмаш», который успешно заключил контракт на поставку и комбайнов, и машинокомплектов, но и крупное мебельное предприятие «Алмаз» из Волгодонска.

— Каким образом предполагается вовлекать малый и средний бизнес в экспортную деятельность?

— Ставка делается в том числе на электронную торговлю. Планируется помогать небольшим компаниям с потенциалом экспорта в получении платных аккаунтов на иностранных торговых площадках для поставщиков. Этот вид поддержки включён в этом году в экспортный стандарт 2.0.

— Может быть, есть какой-то пилотный проект по малому и среднему бизнесу?

— Проект по МСП объёмный, цели ставятся амбициозные — увеличение численности занятых в малом бизнесе. Аргументация такова: есть несколько областей, где существуют резервы для вовлечения в предпринимательство. Первое — это теневая занятость, самозанятые. И здесь цель не столько налоги, сколько необходимость ввести их в правовое русло. Но это не даст большого роста, так как речь просто о регистрации того, что уже существует. Второе — это новые предприниматели. Кто это может быть? Это, безусловно, студенты, их необходимо вовлекать с самого начала, максимально способствовать, помогать преодолевать страхи. Мы регион крупный, у нас много студентов, здесь приток может быть очень большой. Третья группа людей — это «ранние» пенсионеры, выходцы из Вооружённых Сил, правоохранительных органов. Мы собираемся предлагать максимально комфортный сервисный подход для будущих предпринимателей. Это, например, сервисные центры «Мой бизнес», где в одном месте окажутся собраны все услуги для бизнеса — от начальной стадии до готовых франшиз, там будут доступны все меры поддержки — от консалтинга по бухучёту, налоговой, до льготных кредитов и специальных программ. Но это только часть работы. Надо укреплять и наращивать силы действующих предпринимателей, которым необходимо расширять свой бизнес.

— Замечу, что у Ростова огромное преимущество перед среднероссийским уровнем по количеству индивидуальных предпринимателей, но чем выше категория компаний, тем больше отставание по количеству предприятий на душу населения. То есть на Юге на самом деле сложился дефицит компаний. Получается, что задача выращивания существующих особенно актуальна. Но какими инструментами это делать?

— Существует региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего бизнеса», который позволяет создавать условия для снижения себестоимости, обучать новым навыкам, расширять рынки сбыта — в том числе за счёт развития экспорта. У кого-то ограничения касаются финансирования, для них предоставляется на льготных условиях поддержка, не только региональная, но и федеральная, когда можно привлекать ресурсы до миллиарда рублей под льготную ставку от 6,5 до 8,5 процента. Дополнительная огромная ниша — это экспортные рынки, расширение доступа малых предприятий к государственным муниципальным закупкам и закупкам корпоративного сектора.

— Это имеет отношение к выращиванию так называемых «национальных чемпионов»?

— Я думаю, да. Национальные чемпионы — это быстрорастущие компании инновационной направленности с выручкой от 500 миллионов рублей, а проект для них — это, по сути, суперакселерационная программа. Они тут же попадают в программу по производительности труда. Получаются миксовые комплексные продукты: и переналадка бизнеса, и льготные кредиты. Есть дополнительный инструментарий, касающийся субсидий на инновационную продукцию, льготный выход на сертификацию, патенты. На форуме в Сочи губернатор с федеральным Минэком подписали соглашение и о реализации регионального этапа «Национальных чемпионов». Но мы планируем сделать программу для предприятий, у которых от 200 миллионов выручки. Конкретику по этой программе будем озвучивать в ближайшее время.