Как все стали начинать выращивать компании

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 марта 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Если судить по лексикону Российского инвестиционного форума 2019 года, слово «акселератор» пошло в массы и теперь претендует на статус одного из ключевых для понимания актуальных вызовов. До майских указов прошлого года слово это использовали в основном только участники специальной индустрии стартапов. Но теперь разного рода обучающие-консалтинговые-акселерационные программы, задача которых — выращивать лидеров в той или иной теме, становятся базовым инструментом, который берут на вооружение институты развития и регионы. Свои акселераторы имеются у экспортёров, ИТ-компаний, технологических инноваторов, стартаперов — но тема только начинает опускаться на региональный уровень. Муниципалитет Ростова-на-Дону планирует в 2019 году запустить сразу два акселератора — один для предприятий МСП, другой для инноваторов. Регионы подключаются к программе «Национальные чемпионы», сейчас Минэкономразвития разрабатывает параметры регионального этапа проекта, который помогал бы выращивать новых лидеров.

Правда, акселератором теперь называют всё подряд. Тут смею говорить как специалист — Аналитический центр «Эксперт ЮГ» два года является оператором девятимесячной акселерационной программы для собственников МСП. Основной показатель, на который она работает, — темпы роста бизнеса в год прохождения программы. В 2017 году средний темп роста участников был более 130%, в 2018 году — около 35%, но это тоже больше нормы. То есть результат акселератора — это рост бизнеса. Достигается он сочетанием наставничества, обучения и нетворкинга. А теперь у меня перед глазами рекламный буклет Совкомбанка, на нём написано: «Акселератор для вашего бизнеса!» Открываем: открытие расчётного счёта, корпоративные карты, овердрафт, кредиты, эквайринг... То есть типовой портфель услуг банка подан как акселератор. По этой логике слово могут повесить на витрину все компании, работающие в секторе услуг для бизнеса, — и мы в результате потеряем понимание произошедшего. В некотором смысле так пытаются сейчас делать и власти — называя акселератором пакет продуктов для определённых категорий компаний. Министр экономики Ростовской области в этом номере рассказывает, каким широким может быть выбор инструментов для «национального чемпиона» от региона — здесь и бесплатный аудит, и консалтинг, и льготные кредиты на модернизацию, и пакет экспортных продуктов. Но пакет продуктов — это ещё не рост, а нужен именно он.

Ведь выращивание — это новая идеология. Главное — не проконсультировать, не дать ту или иную меру поддержки, а вырастить компанию. То есть сопровождать её некоторое время, подобрать решение, которое необходимо именно ей для так называемой «расшивки узких мест». Должен сказать, что у меня пока фантазии не хватает представить себе перегруженные текучкой министерства, которые работают в режиме сопровождения предприятий, то есть как сервисные клиентоориентированные организации. Ведь чиновники — самый подневольный народ, их завтрашний день реально зависит от импульсов любого человека, стоящего выше по иерархии — и их распоряжения не оспариваются. Какой уж тут акселератор.

Но хочется надеяться, что сама идеология выращивания приживётся. В этой сфере уже достаточно много лучших практик. С 2019 года во всех школах Ульяновской области будут обучать предпринимательству — причём речь не просто об одиночных лекциях, а о специально разработанном образовательном курсе и параллельно — образовательной программе для учителей, которых нужно научить преподавать предпринимательство. Чтобы оценить это событие, нужно напомнить, что предпринимательству у нас не учат и в университетах — за некоторыми исключениями, которые, надо признать, становятся всё более частыми.

Здесь будет уместен следующий контекст. Первое поколение предпринимателей в России — это люди с очень средним по уровню образованием. Более того, исследования середины 2000-х годов показывают, что чем лучше у человека образование, тем меньше он думает о своём деле. То есть его задача — подороже продать свою образованность. А рабочие места для них в результате создавали их одноклассники, которые в учёбе звёзд с неба не хватали, но проявляли другие качества. Нужно сказать, что это противопоставление образования и предпринимательства — специфическая проблема нашей страны. В других странах по предпринимательству существует такой же образовательный стандарт, как и, например, по математике. И очевидно, что именно система образования обладает наибольшим потенциалом вовлечения в своё дело. Значит, внедрение сюда бизнес-культуры всё же состоится. Вопрос — как именно: через специализированные факультеты или через появление обязательных курсов по предпринимательству на всех базовых факультетах — ибо никто не знает, в какой предметной области блеснёт предпринимательская мысль.

Есть и обратная сторона — учителей в сфере бизнеса сейчас расплодится, как грязи. На сессии РИФа о том, как развивать предпринимательство в регионах, один губернатор сказал, что бизнес по уровню стратегического мышления сильно сейчас отстаёт от государства — слишком много думает о том, как он заработает. Поэтому бизнес нужно хорошенько подучить — или вырастить новый. Как будто новый не будет впадать в спячку при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре. Хотя в тезисе о том, что стратегическому планированию стоит учить, много справедливого, справедливо и то, что стратегии успешных компаний часто гораздо более долгосрочны, чем государственные. Более того, на уровне регионов часто главный пункт критики органов власти со стороны бизнеса — это как раз отсутствие живой действующей стратегии. Так что если кому и учить, то успешным предпринимателям — неуспешных.