Одним из перспективных направлений сегодня является рынок B2O (рынок межоператорских услуг). Сегодня о его роли в современной телеком-отрасли знают только узкие специалисты. Крупным игроком в этом сегменте выступает национальный оператор связи «Ростелеком». В новой реальности одним из ключевых направлений деятельности цифрового интегратора становится строительство и обслуживание сетей других операторов. Директор департамента по работе с операторами связи макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком» (МРФ «Юг») Павел Шалюгин рассказал об изменениях, которые происходят в компании и отрасли, о новых проектах и решениях, а также о том, почему сотрудничество с конкурентами выгодно всем.
— Начиная работу в этой должности (в октябре 2017 года), как вы оценивали ситуацию и какие задачи перед собой и коллективом ставили?
— Долгое время «Ростелеком» на южном рынке операторских услуг воспринимался как большой информационно закрытый монополист. Этакий дракон, ревностно охраняющий свои ресурсы. Я понимал это и стремился изменить ситуацию. Нам было важно донести до наших партнёров, что в работе с ними мы хотим быть максимально открытыми. Уже через неделю после перехода в МРФ «Юг» я поехал по регионам знакомиться с другими участниками рынка. Задача, которая мне виделась, — это понять потребности и ожидания наших партнёров. Я интересовался тем, какие вопросы их волнуют, какие проблемы стоят и какие варианты взаимодействия интересуют. Каждый раз в ответ звучало удивление, что такой гигант отрасли, как «Ростелеком», сам проявил инициативу и пошёл на встречу с ними.
В итоге взаимодействие вышло на новый уровень. Во-первых, нас стали по-другому воспринимать и чаще обращаться с различными вопросами и идеями. Во-вторых, наши предложения стали больше соответствовать ожиданиям игроков рынка и учитывать региональную специфику.
— В чём вы видите главное преимущество и возможности «Ростелекома» на Юге?
— «Ростелеком» в стране выступает как базовый, фундаментальный интегратор, который объединяет других операторов в работе над масштабными проектами. И первое наше преимущество — это наши сетевые ресурсы. Сегодня «Ростелеком» присутствует в каждой точке юга России. А с учётом реализации федеральных проектов «Устранение цифрового неравенства» и «Подключение к интернету лечебно-профилактических учреждений», в рамках которых мы проводим оптику до самых отдалённых, самых малолюдных посёлков и сёл, равных нашей цифровой сети нет вообще. Второе наше преимущество, о котором я говорил, — кабельная канализация в крупных городах. Такой развёрнутой системы точно нет ни у одного оператора или провайдера. При этом размещение оптики в кабельной канализации надёжней, безопасней, и как показывает наша тарифная политика на Юге, дешевле.
Третье, что я бы хотел отметить — это опыт и профессионализм наших сотрудников, неоднократно подтверждавшиеся при реализации крупных государственных проектов.
Курс на рынок B20
— Какие уникальные услуги сегодня оказывает «Ростелеком» на рынке B2О?
— В своё время мы задумались над тем, что «Ростелеком» при обслуживании своих линий связи мог бы делать подобную работу и для операторов, кабели которых проходят рядом. Ведь мы, имея большую техническую базу и квалифицированных специалистов, эффективно решаем подобные задачи для себя.
Тогда все операторы связи самостоятельно занимались обслуживанием своей сети, неся при этом значительные затраты. Поэтому возникал логичный вопрос — а не дешевле передать их на обслуживание одному оператору? Мы детально проработали и запустили такой проект. Могу с гордостью сказать, что сегодня на Юге мы уже обслуживаем сети всех операторов «большой тройки».
Далее мы обратили внимание на мобильную сеть. Первым клиентом стала компания «Теле2», базовые станции которой мы взяли на обслуживание. В какой-то степени для нас это был вызов, потому что мы раньше этого никогда не делали, даже для себя. Но у «Ростелекома» большой опыт освоения новых компетенций, так что мы быстро включились в работу. Конечно, не всё сразу идеально получалось, кое-где мы буксовали, разбирая проблемы клиента, но со временем всё заработало. На сегодняшний день мы имеем новый успешный опыт и довольного клиента.
Следующий шаг, который мы для себя наметили, — это строительство телеком-инфраструктуры. Уверен, что и это нам по плечу.
— Сегодня во многих городах России муниципалитеты реализуют проект «Чистое небо», в рамках которого связисты и энергетики убирают провода, висящие на столбах, в кабельную канализацию, тем самым освобождая городские улицы от посторонних объектов. Как проект «Чистое небо» развивается на Юге?
— Визитная карточка любого города — это его улицы. Насколько они опрятные, насколько ровные и чистые, настолько привлекателен и сам мегаполис. В Краснодаре это особенно заметно. Многие гости столицы Кубани, когда фотографируют местные достопримечательности, обращают внимание на висящие на столбах или подвесах кабели, или даже бухты, на которые накручивается запас провода. Уже многие города в России этой проблемой озадачились. А некоторые, такие как Москва, Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, от разговоров перешли к делу. То, что мы наблюдаем на Юге, пока не внушает оптимизма. Проблема есть, но пока мало где что-то меняется.
Сегодня мы предлагаем муниципалитетам решение, благодаря которому можно визуально очистить улицы, убрать все лишние провода и спрятать их в канализацию. Это не просто позволит навести порядок в городе, но и улучшит безопасность и надёжность сетей. По статистике, количество кабельных повреждений в подземных коммуникациях в три-четыре раза меньше, чем по воздуху. И, как показывает расчёт на примере Краснодара, это дешевле, чем размещать коммуникации на столбах. Мы можем сделать города на Юге красивыми, и в итоге от этого выиграют все — и участники рынка, и муниципалитеты, а самое главное — простые жители!
Первые переговоры с администрацией Краснодара и ещё ряда городов на юге России у нас уже состоялись. На встречах мы отметили, что «Ростелеком» готов рассмотреть возможность реализовать проект за счёт собственных инвестиций. Так что варианты решения проблемы есть, нужно только понимание и поддержка всех заинтересованных сторон.
От классического телекома к системной интеграции
— А какими планами на будущее вы могли бы поделиться?
— Недавно у нас был положительный опыт обслуживания внутридомовых сетей, так называемой «последней мили». К нам обращались различные интернет-провайдеры, потому что конкуренция конкуренцией, но у «Ростелекома» в этой сфере богатый опыт и выгодные предложения. И мы готовы активно развиваться в этом направлении.
Кроме обслуживания, «Ростелеком» давно занимается строительством собственной телеком-инфраструктуры. Сейчас мы строим оптоволоконные магистрали и другие сетевые объекты, поэтому готовы предложить рынку свой опыт и компетенции и в этой сфере.
У нас много уникальных решений, направленных на повышение качества жизни простых жителей, потому что именно «Ростелеком» в России, помимо коммерческих и государственных задач, выполняет и социальную функцию. В нашей стране в целом и у нас на Юге в частности, есть населённые пункты, которые сотовая связь не покрывает. Причина очевидна — большинству операторов ставить базовую станцию в отдалённом посёлке, где проживает порядка 200-300 жителей, попросту нерентабельно. Поэтому «Ростелеком» совместно с компанией Huawei разработал решение, которое реализовано на нашей оптической сети. Его суть в том, что к ближайшей базовой станции по оптике подключается небольшая выносная антенна, которая устанавливается в необходимом населенном пункте. С технической точки зрения она является выносным сектором основного передающего устройства и покрывает небольшой посёлок. Но этого вполне достаточно, чтобы обеспечить сотовой связью его жителей. Причём такое решение поддерживает практически все необходимые частотные диапазоны. Таким образом, мы можем обеспечить жителей даже маленького села в глухом лесу или высоко в горах полноценной связью. К тому же наше решение на порядок дешевле спутниковых аналогов и установки полноценной базовой станции мобильной связи.
Сейчас мы реализовали пилотный проект в посёлке Морском в Краснодарском крае. Наши партнеры — компания МТС — провели тестовое испытание оборудования и остались довольны результатом.
Этот проект видится нам очень перспективным. Только в Краснодарском крае больше 350 населённых пунктов, в которых до сих пор нет мобильной связи. Но во многих из них есть оптика, которую «Ростелеком» провёл в рамках федеральных проектов. И наш охват будет расширяться; я уверен, что мы дойдём до самого маленького и отдалённого села.
— Есть ли общее видение развития вашего направления? Кем вы стремитесь стать на рынке?
— В своё время «Ростелеком» стал для абонентов классической телефонии оператором первого выбора. Сегодня мы становимся системным интегратором на рынке операторских услуг и формируем компетенции, которые обеспечат нам лидерство. Фактически мы стремимся к тому, чтобы стать базовым инфраструктурным оператором в отрасли. Для этого у нас есть все необходимые составляющие: опыт, знания, ресурсы и стремление вывести телекоммуникационную отрасль на более высокий уровень.