Южный регион теряет талантливых выпускников, а многие молодые специалисты не мотивированы на развитие в своей профессиональной сфере, говорят крупные работодатели. Как заниматься прогнозированием потребностей в квалифицированных кадрах и преодолевать дефицит, обсудили представители бизнеса и вузов Кубани на круглом столе «Вузы и бизнес: как прогнозировать спрос на кадры», организованном Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в Краснодаре.
«Мы подписали соглашение с крупными учебными заведениями Краснодарского края, которое предусматривает прогноз работы с работодателями, организацию ярмарок вакансий, вопросы профориентации», — рассказала начальник управления занятости и социального развития министерства труда и социального развития Краснодарского края Марина Слепченко. Однако, по её словам, у молодых специалистов часто нет мотивации на то, чтобы развиваться в какой-либо профессиональной области: только 50% из тысячи обратившихся в центр занятости в 2018 году были мотивированы и смогли трудоустроиться в течение трёх месяцев. С проблемой мотивации молодых специалистов сталкиваются многие работодатели, подтвердили участники круглого стола. «Многое делают и школа, и высшие учебные заведения, но люди не понимают, какую работу они хотят», — говорит Марина Слепченко.
«Сегодня к нам в компанию приходят выпускники вузов, которые уверены в своей востребованности, но в реальных условиях мы видим разницу между требованиями работодателя и компетенциями вчерашних выпускников образовательных учреждений, — отметил заместитель генерального директора по управлению персоналом компании “Газпром трансгаз Краснодар” Андрей Ветошкин. — Мы заинтересованы в работниках, для которых престиж — это в первую очередь достижения в профессии, которые твёрдо знают, чего хотят добиться на своем рабочем месте, а не абстрактно мечтают о карьере».
В целом у крупных работодателей уже налажена работа с вузами: они принимают студентов на практику и стажировку, участвуют в ярмарках вакансий. «„Магнит“ давно работает с учебными заведениями, с ними заключены соглашения. Например, мы проводим мастер-классы “Магнитная среда”, их темы разные — от искусства публичных выступлений до веб-разработок, в 2018 году их посетили более 500 студентов, — рассказал заместитель руководителя направления по работе с молодыми талантами компании “Магнит” Владислав Сопрунов. — В перспективе нам бы хотелось создавать свои курсы на базе учебных заведений».
В компании «Филип Моррис» разработана программа стажировок, предусматривающая работу над реальными бизнес-проектами компании, сообщила управляющий по работе с персоналом и корпоративной культуре филиала АО «Филип Моррис Ижора» «Филип Моррис Кубань» Татьяна Селезнёва. «Каждый этап студенты проходят в различных отделах и могут увидеть бизнес с разных сторон. Это помогает им определиться с выбором дальнейшего направления своей работы, — отметил г-жа Селезнёва. — Для современного студента крайне важно получить понимание того, как работает современный бизнес, какие он предъявляет требования к своим сотрудникам с точки зрения их профессиональной подготовки и компетенций, какие существуют перспективы для карьерного роста, попробовать свои силы в работе, ещё находясь на студенческой скамье».
Вузы, в свою очередь, выделили ещё одну проблему, помимо мотивации, — это отток кадров. Выпускники школ, которые получают высокий балл по ЕГЭ, уезжают учиться в Москву и Петербург, эта проблема актуальна для Краснодарского края, Ростовской области и других регионов, сказал проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Михаил Барышев. С другой стороны, выпускники аграрных вузов отказываются работать в сельской местности. «Они готовы даже согласиться на меньшую зарплату, но остаться жить в городе, — говорит руководитель центра компетенций повышения производительности труда ФГБОУ ВО “Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина” Светлана Турлей. — Нужно привлекать кадры в районы: давать специалистам жильё, развивать там инфраструктуру, выделять субсидии».
«На круглом столе был затронут вопрос оттока кадров, но мы, наоборот, наблюдаем приток, — отметила руководитель пресс-службы сети семейных курортов Alean Family Resort Collection Наталья Нестеренко. — Наши сотрудники, работающие на руководящих должностях, — это специалисты, которые приехали из Москвы, а управляющий нашим отелем в Анапе приехала к нам из Турции».
Начинать профориентационную работу нужно ещё со школы, уверены эксперты. При этом, по словам руководителя управления интеграции инноваций промышленной группы «Тегас» и преподавателя Кубанского государственного университета Константина Анисимова, и школа, и вуз должны усилить свои просветительские и воспитательные функции, чтобы хорошо готовить специалистов.
«Нужно формировать у школьников правильное представление о рынке труда, о том, какие профессии нужны и востребованы в стране, в регионе, и помогать им решить, какой вуз лучше закончить и кем работать», — говорит руководитель PR-службы макрорегиона Юг компании HeadHunter Алёна Манохина.
Партнёр круглого стола — компания «Газпром трансгаз Краснодар».