Портовое хозяйство Дона прирастёт причалами

Андрей Бакеев
1 марта 2019, 00:00

В Ростовской области стивидорные и трейдинговые компании наращивают портовые мощности, которые в перспективе позволят увеличить несырьевой экспорт минимум на 50% к 2024 году и удвоить грузооборот донских портов к 2029 году

А. ЧЁРНЫЙ
Читайте Monocle.ru в

Одно из ключевых направлений стратегического развития Ростовской области сегодня заключается в увеличении грузооборота портовых мощностей и наращивании объёмов несырьевого экспорта. Эта тенденция наиболее ярко проявилась на Российском инвестиционном форуме в Сочи (РИФ-2019). Развитие портово-логистического комплекса было гвоздём экспозиции региона. Ростовская область представила четыре новых проекта: портовый терминал компании «Промэкспедиция» (объём инвестиций — 2 млрд рублей; объект развивается совместно с ТД «Риф», одним из крупнейших зернотрейдеров РФ), зерновой терминал агрохолдинга «Степь» в Азове (вложения инвестор оценил в 1,1 млрд рублей), контейнерный терминал «Уют» (также за 1,1 млрд рублей) и «Морской зерновой терминал» (его, по данным «Эксперта ЮГ», за 680 млн рублей построит в Таганроге группа инвесторов-зернотрейдеров).

«У Ростовской области особая роль в России: в общем объёме продовольственного экспорта доля нашего региона — 40 процентов», — говорит Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области (АИР). По его словам, «Дон находится в первой тройке регионов России по объёму несырьевого экспорта. Лидирует и по темпам роста в целом, и по экспорту продовольствия, который в 2018 году превысил пять миллиардов долларов. Однако в портовом секторе у нас есть наименее развитые и при этом потенциально успешные направления. Например, контейнерные перевозки».

По данным АИР, в 2018 году общий грузооборот донских портов составил 39,9 млн тонн. Только пшеницы было перевалено около 20 млн тонн. Удвоение грузооборота (до 80 млн тонн) — одна из стратегических задач региона на ближайшие десять лет. Но уже в эту пятилетку (с 2019 года по 2024-й) продовольственный экспорт из Ростовской области должен вырасти в полтора раза и достичь отметки в 7,69 млрд долларов. Власти региона убеждены, что нарастить экспортные объёмы позволят модернизация портовой инфраструктуры и строительство новых перевалочных мощностей.

Инфраструктурное усиление трейдеров

В 2018 году только морской порт Азова увеличил объёмы перевалки в 1,6 раза. Рост в основном связан с запуском в районе нового терминала международной компании Louis Dreyfus (вложения — около 2 млрд рублей). Для этого ещё в 2015 году инвестор приобрёл участок площадью 20 гектаров с недостроенным погрузочным терминалом, который планировало запустить в эксплуатацию ООО «Лидер-Юг», но так и не завершило объект. В своем проекте Louis Dreyfus предусмотрел запуск терминала для перевалки грузов на суда класса «река-море» и элеватор. Этот комплекс мощностью 1,2 млн тонн зерна в год компания запустила весной 2017 года.

Три из четырёх представленных на РИФ-2019 новых портовых проектов — это мощности, которые развивают сами экспортёры сельхозпродукции. Общий объём инвестиций в эти проекты превышает 3,7 млрд рублей. 

В 2016 году на инвестиционном форуме в Сочи «Промэкспедиция» Петра Ходыкина подписала соглашение с ФГУП «Росморпорт» об увеличении портовых мощностей в Азове. В течение трёх лет компания рассчитывала в два-три раза нарастить перевалку — с 2,5 млн тонн в год до 5-7,5 млн тонн сельхозпродукции к 2019 году. В этот проект уже инвестировано порядка 2 млрд рублей. По замыслу инвестора, новый специализированный терминал сможет обслуживать суда дедвейтом до 5 тысяч тонн. В состав гидротехнических сооружений морского терминала войдут три причала (два для погрузки зерновых культур и один для погрузки генеральных грузов). Для формирования судовых партий отгрузки зерна предполагается строительство элеватора на 50 тысяч тонн единовременного хранения, а для формирования судовых партий отгрузки генеральных грузов планируется создание открытых складских площадок.

Формально крупнейший в России экспортёр сельхозпродукции ТД «Риф» и ООО «Промэкспедиция» принадлежат ряду кипрских и виргинских оффшоров. Фактически их основным бенефициаром выступает предприниматель Ходыкин. При этом «Риф» специализируется на зерноторговле, осуществляя перевалку через собственный терминал в Азовском порту. «Промэкспедиция» — это как раз и есть сам терминал. Руководство ТД «Риф» уверено, что свой терминал — это важное конкурентное преимущество для зернотрейдера. Однако «Риф» также активно использует для перевалки порты Ростова и Новороссийска.

В агрохолдинге «Степь» (входит в АФК «Система») в рамках реализации его собственного проекта по строительству зернового порта в Азове идёт проектирование объектов и подготовительная работа на площадке. «Планируем отгружать более двух миллионов тонн зерна в год, с перспективой увеличения мощностей до трёх миллионов тонн», — рассказывал «Эксперту ЮГ» председатель совета директоров «Степи» Али Узденов еще в октябре 2018 года. Генеральный директор «Степи» Андрей Недужко тогда же добавил, что строительство зернового портового терминала будет вестись в рамках такого нового для компании направления, как трейдинг сельскохозяйственной продукции. «В рамках реализации стратегии развития компании мы планируем создание собственного портового терминала с возможностью перевалки как традиционных зерновых, так и нишевых культур. Данный проект позволит нам создать вертикально интегрированную цепочку “от поля до борта судна” и укрепить экспортный потенциал юга России», — говорит г-н Недужко сейчас, после подписания соглашения с правительством Ростовской области на РИФ-2019 (цитата по пресс-релизу). Ещё один портовый новичок — проект по строительству причалов для перевалки зерна в Таганроге.  По словам соучредителя компании «Морской зерновой терминал» (МЗТ) Александра Алимова, за два года они построят перегрузочные мощности в районе северного защитного мола Таганрогского морского порта. Объём вложений превысит 680 млн рублей. В структуре инвестиций — собственные и заёмные средства, соотношение «примерно 50 на 50». 

«С одной стороны, создаваемые гидротехнические сооружения будут служить защитой акватории порта от внешних воздействий моря, — считает гендиректор МЗТ Юрий Курилов. — С другой стороны, реализация проекта позволит на территории северного мола выполнять погрузо-разгрузочные операции с зерном и генеральными грузами (металлопродукция, подвижная техника, железобетонные изделия, контейнеры и т. д. — “Эксперт ЮГ”). Благодаря новому комплексу грузооборот Таганрогского порта увеличится на 270-300 тысяч тонн в год».

Этот проект будет реализован в два этапа. Сначала компания построит первый причал протяжённостью 161 метров, затем — второй (237 метров). «Сейчас завершена подготовка проекта, передаём его на экспертизу. После получения заключения будем строить. За четыре года планируем окупить вложения», — говорит г-н Алимов. По его словам, сейчас в порту Таганрога действуют восемь причалов под погрузку зерновых, угля, металла, для наливных грузов. С введением в строй новых мощностей количество грузовых причалов увеличится до десяти, возможности для погрузки зерновых и других видов сельхозпродукции существенно расширятся.

АО «Таганрогский морской торговый порт» (ТагМТП) входит в структуру компании UCL Port (стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding). По информации с сайта компании, в 2018 году грузооборот ТагМТП составил 1,25 млн тонн, что на 21% меньше, чем в 2017 году (1,59 млн тонн). Снижение показателя в холдинге связывают с «падением деловой активности на внешнеторговых рынках основной номенклатуры грузов порта — угля и зерна, а также сезонной (в период летней навигации) переориентацией перевалки нефтеналивных грузов через речные порты».

Уютная логистика

Четвёртым из представленных Ростовской областью на РИФе новых портовых проектов стал проект строительства контейнерного терминала «Уют» мощностью до 50 тысяч TEU в год и объёмом инвестиций 1,1 млрд рублей. Строительство перегрузочного комплекса компания «Уют» ведёт в Кагальницком сельском поселении Азовского района. По данным АИР, на территории комплекса разместятся четыре причала общей протяжённостью 455 метров, пункт пропуска пограничного и таможенного контроля, административные здания, необходимая инженерная и дорожная инфраструктура. «Перевозки грузов морскими контейнерами востребованы, на такую услугу есть запрос, в том числе от компаний, изучающих возможности реализации в донском регионе индустриальных проектов», — уверен Игорь Бураков.

Компания «Уют» специализируется на контейнерных перевозках. Основные направления транспортировки грузов — Турция, Китай, Испания, Индия, Южная Корея, страны Латинской Америки.  Предпосылкой к созданию собственного контейнерного портового терминала стало расширение бизнеса компании.

Ещё в январе 2018 года представитель «Уюта» Евгений Муленко рассказывал специализированным СМИ, что в рамках проекта будут построены подъездные пути от контейнерной площадки терминала к основной железнодорожной магистрали. Месторасположение перегрузочного комплекса позволяет совместить железнодорожный и морской транспорт. Прибывающие из-за границы контейнеры с импортной продукцией после выгрузки будут загружаться сельхозпродукцией и экспортироваться. «Основной объём сельскохозяйственной продукции в контейнерах на экспорт отправляется через порт Новороссийск, который достаточно загружен, — считает г-н Муленко. — Реализация нашего проекта позволит донским экспортёрам оптимизировать расходы на отправку продукции практически в любую точку мира».

Нужны не мощности, а дороги

Председатель совета директоров ГК «Ростовский порт» Олег Грызлов уверен, что сейчас существующие в донском регионе портовые мощности загружены примерно на 40%, возможности отправки грузов из портов гораздо шире, чем возможности по их доставке в порты и необходимой приёмки. «Например, у нас возможности отгрузки на воду в два раза выше, чем возможности приёмки грузов с суши, например, по железной дороге, — признаёт эксперт. — На мой взгляд, сейчас в Ростовской области надо больше внимания уделять развитию необходимой для работы портов транспортной инфраструктуры, а не строить новые причалы».

Главный редактор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталий Чернов считает цель удвоения грузооборота донских портов слишком амбициозной даже в горизонте десяти лет. «Минэкономразвития России подготовило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года, в которой поставлена задача нарастить несырьевой экспорт, — объясняет он. — И каждый субъект РФ старается заявить о том, что он будет это направление активно развивать. Например, для соседнего с Доном Краснодарского края задача серьёзного увеличения грузооборота, портовых мощностей вполне достижима, в силу более выгодного географического положения, развития инфраструктуры и тех крупных проектов, реализация которых уже идёт. Так, например, после запуска грузового района в порта Тамань только он один сможет ежегодно переваливать порядка 90 миллионов тонн. У портов Азово-Черноморского бассейна перспективы в этом смысле хуже, поскольку основные порты (Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог) в сравнении с Новороссийском считаются малыми, есть ограничения по глубинам, проводке судов, их водоизмещению и тоннажу. К тому же мощности донских портов загружены на 40-60 процентов. Также есть проблемы с подходными путями к портам, которые надо расширять и модернизировать».

При этом, добавляет г-н Чернов, в Ростовской области имеет смысл развитие отдельных портовых направлений, в частности, строительство терминалов для перевалки зерна и другой сельхозпродукции. «В донском регионе, где осуществляется перевалка зерна не только своего, но и из Центральной России, Поволжья, есть дефицит таких мощностей. Желание зернотрейдеров инвестировать в портовую инфраструктуру совершенно понятно и логично», — резюмирует эксперт.