«Здоровая степень авантюризма»:как вовлекать людей в бизнес

Ксения Калиниченко
1 марта 2019, 00:00

Образ предпринимателя в восприятии различных аудиторий сегодня довольно противоречив. Это, с одной стороны, порождает страх перед началом своего дела, а с другой, является одним из главных препятствий на пути развития экономики

ЭКСПЕРТ ЮГ
По статистике, только один из двадцати трудоспособных россиян сфокусирован на предпринимательской деятельности
Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» запускает новое исследование «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления», цель которого — исследовать образ предпринимателя в восприятии различных аудиторий, проанализировать составляющие «страха перед своим делом», а также зафиксировать пути его преодоления, опираясь на опыт действующих представителей бизнеса.

Согласно данным Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, только 4,7% граждан России трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями; при этом в других странах БРИКС этот показатель существенно выше. По данным проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства», в Бразилии этот показатель составляет 17,2%, в Китае — 15,5%, в Индии — 6,6 %, в ЮАР — 7%. А в США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения равна 13,8%. Показатели России, по мнению экспертов, свидетельствуют о большом, но невостребованном потенциале вовлечения. На первой конференции, посвящённой анализу этого потенциала, организованной «Экспертом ЮГ» в Ростове-на-Дону, представители науки, бизнеса высказали свои предложения.

Как не забыть про бизнес

По данным главы ВЦИОМ Валерия Фёдорова, выступившего с докладом на конференции, только 34% россиян считают, что в России можно вести честный бизнес, ничего не скрывая и никого не обманывая. 62% россиян в такую возможность не верят, 4% — затрудняются ответить на этот вопрос. Такие данные есть в исследовании ВЦИОМ «Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России», они получены в ходе двух регулярных исследовательских проектов — это опрос «Экспресс» в режиме face to face (опрашиваются 1600 человек) и опрос «ВЦИОМ-Спутник» (опрашиваются 1600 человек по телефону). Однако этот показатель имеет положительную динамику. Так, в 2007 году доля опрошенных, которые не верили в возможность честного бизнеса, составляла 69%.

Это создаёт базу для недоверия к предпринимательству. Только 22% россиян доверяют предпринимателям, 51% — затрудняются ответить на этот вопрос, 27% — не доверяют. При этом большинство россиян относятся к бизнесу хорошо. Так, положительное отношение к малому и среднему бизнесу в России (хорошо и скорее хорошо) у 90% россиян, а к крупному бизнесу — у 67%.

Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков представил доклад на основе анализа стратегий 850 участников ежегодного конкурса среди студентов, магистрантов и аспирантов. Результаты обработки стратегий показали, что модель предпринимательства должна включать следующие составляющие: достойная оплата труда, высокая квалификация сотрудников, расширение клиентской базы, использование новых технологий в производстве. «Нам не надо призывать быть предпринимателями. Каждый человек — предприниматель, потому что он хочет этот мир изменить к лучшему, у него есть способность для этого, и он изменяет этот мир не для себя, а для всех», — отметил Василий Высоков.

Гарантийный фонд Ростовской области с 2012 года проводит встречи со студентами вузов и старшеклассниками на тему предпринимательства, прокомментировал исполнительный директор фонда Роман Соин. «Есть ряд факторов, сдерживающих предпринимательскую активность молодёжи. Среди них — необходимость брать на себя ответственность, административные барьеры, нестабильность экономических условий, нехватка знаний, связанных с предпринимательской деятельностью», — уточнил г-н Соин.

Компания Amway уже на протяжении 10 лет проводит исследования и изучает индекс предпринимательского настроения, рассказала менеджер по маркетингу и связям с общественностью компании Ангелина Исаева. Исследование проходит на научно-исследовательской базе Мюнхенского технического института раз в два года. В 2017 году опрос проходил более чем в сорока странах, в том числе в России. Согласно его результатам, начинающим предпринимателям нужна помощь в финансировании, управлении и продвижении, а индекс предпринимательского настроения остаётся низким, но стабильным.

По словам бизнес-тренера и бизнес-консультанта Германа Крашенинникова, основная причина низких показателей вовлечённости в предпринимательство — негативный опыт друзей и знакомых. «У нас есть печальная статистика: большинство новых бизнесов закрываются в первый год. Почему же это происходит? Я считаю, большинство тех, кто делает первые шаги в бизнесе, находятся в состоянии заблуждения, которое вызвано недоговорённостями. Ещё одна проблема — обучение в формате “как оно должно быть”. Очень не хватает материалов на тему “как оно на самом деле”: как этот бизнес двигается, что необходимо понимать, какие будут возникать трудности. На мой взгляд, лучше пусть 50 человек начнут бизнес и 20 из них останутся в этом бизнесе, чем начнут 100, но останутся 10», — считает г-н Крашенинников.

По мнению вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, на решение, открывать или нет своё дело, часто влияют внешние факторы. «Первое, что пугает людей, — это нормативно-правовая база. Если вы откроете „Консультант Плюс“, то увидите, сколько положений, касающихся бизнеса, вступают в силу 1 января — больше 500. Почти половина из них касается налогового и бухгалтерского учёта», — напомнила Светлана Абдулазизова.

Как отметила замдиректора департамента экономики Ростова Полина Коростиева, Ростов-на-Дону сегодня удерживает первое место среди городов-миллионников по числу предпринимателей на тысячу человек населения. Однако, как отметили участники круглого стола, здесь нужно смотреть на реально работающий бизнес. «Все мы знаем о существовании ООО, где работает один директор или вообще никто не работает. Они висят в реестре и ждут ликвидации. То же самое происходит с индивидуальными предпринимателями — есть такие, которые вообще не ведут никакой деятельности, — отмечает директор ООО „Корско“ Тарас Тохтамышев. — И если мы говорим об образе предпринимателя, то я хотел бы обратить внимание на простую вещь: кому проще получить кредит — наёмному сотруднику с зарплатой в 20 тысяч рублей, которую он может подтвердить справкой 2-НДФЛ, или предпринимателю с ежемесячным доходом в 150 тысяч рублей? Правильно, сотруднику по найму. Неважно, какой доход у предпринимателя, он должен будет предоставить дополнительные гарантии. Эта ситуация в целом характеризует подход к предпринимателям у нас в обществе».

Тем не менее, сейчас для предпринимателей существует гораздо больше возможностей, считает генеральный директор ООО ТКФ «Рейна-тур» НТВ Татьяна Нечепаева. «Когда мы становились предпринимателями, никто ничего не знал. Чтобы стать предпринимателем, нужно иметь здоровую степень авантюризма и окружить себя правильными людьми. Не каждый может быть предпринимателем: бизнес — это ответственность, это бесконечные идеи, и только тогда он обречён на успех. Сегодня есть куча возможностей, которых у нас не было в свое время: нам некуда было пойти, чему-то научиться. А сегодня есть много бесплатных программ, обучающих мероприятий», — рассказывает г-жа Нечепаева.

В молодёжной среде образ предпринимателя воспринимается в позитивном ключе, в то время как старшее поколение относится к бизнесу негативно, отмечает руководитель программы «Ты — предприниматель» в Ростовской области Дмитрий Корнеев. «Среди молодёжи образ предпринимателя сейчас — это образ успешного и активного человека, в их представлении предпринимательство позволяет реализовать себя, они не боятся. А вот взрослые люди часто воспринимают предпринимателей отрицательно, им сложно перестроиться: то, что сегодня является бизнесом, в советское время считалось спекуляцией», — говорит г-н Корнеев.

Обучать предпринимательству на специально созданных факультетах не нужно, считает д.э.н., профессор кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета Вячеслав Вольчик. «Предприниматель должен делать то, что до него не делал никто, а научить этому невозможно. Именно классическое образование — тот фундамент, на котором может развиваться предпринимательство», — отметил г-н Вольчик. По словам участников круглого стола, главное — чтобы предприниматель хорошо разбирался в той сфере, где работает, а для этого не нужно заканчивать факультет бизнеса. «Как может предприниматель на факультете предпринимательства выработать свою уникальную идею, не разбираясь в каком-то продукте? Обучение предпринимательству на специальностях даст гораздо больший эффект», — считает директор РПК «Аврора» Михаил Коновцев.

«Есть много примеров того, как успешные, известные на весь мир предприниматели создают один бизнес за другим, не являясь специалистами, — рассказал генеральный директор компании „ОКН-Проект“ Алексей Ерошенко. — В первую очередь бизнесмена делает успешным схема мышления, а не набор знаний. Знания можно почерпнуть из разных источников. Должно измениться мышление. Внешние факторы — налоги, доступность денег, бюрократические барьеры — создают порог входа, который останавливает многих носителей идей». 

Генеральный партнёр исследования — компания Amway. Стратегические партнёры — банк «Центр-инвест» и Гарантийный фонд Ростовской области.