Исследование быстрорастущих компаний региона, ежегодно проводимое Аналитическим центром «Эксперт ЮГ», в этом году имело свои особенности — мы ещё больше расширили зону мониторинга. Теперь мы можем сказать, что видим быстрорастущие компании, как только они перешагивают планку в 120 млн рублей выручки, разделяющую микропредприятия и малый бизнес. Всего в зоне наблюдения оказалось 220 компаний юга России. Это компании, вклад которых в динамику экономического роста макрорегиона является наибольшим.
Классические «газели» расплодились, но помельчали
Классическими мы называем быстрорастущие компании с объёмом выручки от 400 млн рублей с приростом от 30% ежегодно за последние пять лет — с такой методикой мы около десяти лет назад начинали проект. Фактически это база, которая позволяет корректно сравнивать год с годом. В то же время это очень жёсткие критерии для сегодняшнего дня, поэтому мы не ограничиваемся этим кругом компаний, а продолжаем искать лидеров роста и на других уровнях. И тем не менее — в прошлогоднем исследовании мы насчитали на Юге 38 классических «газелей». В этом году в тех же параметрах мы имеем 53 компании.
Исследование прошлого года показало, что, несмотря на обозначившийся рост числа «классических» компаний-газелей, по итогам 2016 года не удалось достичь даже показателя 2014 года (см. график). Нужно сказать, что 2014 год, запомнившийся политическими событиями, был особым и для экономики — в тот год в макрорегионе резко сократилось количество быстрорастущих компаний, падение продолжилось и на следующий год. Возобновившийся в 2016 году рост был ещё очень слабым. Но 2017 год закрепил тренд. Несмотря на продолжающуюся стагнацию в экономике, количество быстрорастущих компаний заметно выросло, превысив наконец уровень 2014 года. Несмотря на то, что до показателей докризисного 2013 года ещё далеко, и даже показатели 2008 года пока не достигнуты, повторение роста позволяет говорить о тренде и возможности его продолжения.
Общая выручка «газелей» по итогам 2017 года составила 155,4 млрд рублей, в то время как в 2016 году — 130 млрд. Количественный рост, таким образом, получился более существенным, чем рост оборотов. Главным событием этого исследования можно признать прежде всего прирост «поголовья» компаний-«газелей».
Отметим несколько компаний, которые перекочевали из прошлогоднего рэнкинга, сохранив свой статус и укрепив свои позиции в списке. Прежде всего, это лидер рэнкинга прошлого года, крупнейшая «газель» региона компания «Славянск-Эко» — частное производство нефтепродуктов в Краснодарском крае. В 2017 году компания только увеличила темпы роста — они составили почти 80%. Предприятие реализует программу увеличения объёмов производства с 3,5 до 5 млн тонн переработки нефти в год.
Среди других старых знакомых базирующаяся в Ростове-на-Дону компания «Пионер Хай-Брэд Рус» (дочернее предприятие «Пионер Хай-Брэд Интернешнл», входящее в транснациональную корпорацию DowDuPont), занимающаяся продажей селекционных семян кукурузы, подсолнечника и масличного рапса. Компания подросла с 23 места в прошлогоднем рэнкинге до 9 места. Также смогло перебраться в новый рэнкинг и подрасти с 61 на 30 место ООО «РК» (Краснодар), занимающееся торговлей электроинструментами.
Одна из компаний, буквально ворвавшихся в рэнкинг «газелей» с потрясающими средними темпами прироста выручки за пять лет — это ООО «Семейная аптека “Апрель”» (Краснодар, выручка в 2017 г. — 2 млрд. рублей). Компания возглавила топ-10 самых динамичных компаний с показателем 566%. Мы открыли эту краснодарскую сеть ещё в 2015 году: на тот момент выручка группы, по словам её гендиректора Вадима Анисимова, составляла около 5 млрд рублей, но статистика её не видела совсем — группа была рассредоточена по юрлицам. В 2018 году сеть уже входит в десятку крупнейших в России: объём продаж за 1 полугодие, по данным «Фармацевтического вестника», оценивается в 13,5 млрд рублей. И наконец-то мы увидели хоть одно юрлицо, представляющее группу, в официальном рэнкинге!
Нужно отметить и несколько ярких компаний, которые из рэнкинга выбыли. Крупнейшая потеря — Абинский металлургический завод: в 2017 году предприятие показало выручку в 29,4 млрд рублей, динамика — менее 4%. Две крупные «газели» из прошлого рэнкинга не только не показали прироста — они сильно сократили обороты. Например, «Агроконцерн “Каневской”» — на 57%, «Южный центр “Агрогрупп”» — на 45%. Это предприятия, чья выручка в 2016 году была выше 10-20 млрд рублей.
Строительство подвинуло АПК
Анализируя отраслевую структуру указанных 53 компаний, необходимо отметить, что наибольшая доля в выручке приходится на отрасль, представленную лишь одним предприятием — нефтезаводом «Славянск-Эко» (48%) (см. таблицу 1). Компании, которые представляют отрасль в одиночку, попадают у нас в раздел «прочие». Среди других сфер нужно назвать три — оптовую торговлю, строительство и АПК, посчитанный вместе с пищевой промышленностью. Опт и АПК по итогам года пребывают в минусе, строительство показало прирост выручки почти в пять раз.
Оптовая торговля традиционно преобладает, как в количественном (26 компаний, 50% от общего числа), так и в качественном выражении (51,6 млрд рублей, 33% в доле выручки всех компаний). В 2016 году насчитывалось всего 19 компаний из сферы оптовой торговли, но при этом абсолютный показатель совокупной выручки был выше — 62,6 млрд рублей. Если брать региональный разрез, то большинство компаний этой отрасли приходятся на Ростовскую область (13), затем идёт Краснодарский край (8), и далее с большим отрывом — Ставропольский край (3), Волгоградская область (1) и Чеченская Республика (1). Крупнейшая компания этой отрасли — краснодарское ООО «Стройпроминвест» с выручкой в 2017 году в размере 10 млрд рублей, занимающееся торговлей нефтепродуктами. На втором месте — упомянутое ООО «Пионер Хай-Брэд Рус» (6,8 млрд рублей), на третьем — входящее в группу «Магнит» краснодарское ООО «Ритейл Импорт» (5,552 млрд рублей), занимающееся оптовой торговлей продуктами питания.
На второе место по объёму выручки сенсационно вышло строительство. Здесь по итогам 2017 года насчитывается 10 компаний против всего двух в 2016 году. Но тут рост количества компаний поддержан и ростом совокупной выручки — 15,8 млрд рублей против 2,7 млрд в 2016 году — увеличение почти в пять раз. В региональном разрезе лидерство плотно удерживает Краснодарский край — 6 компаний, затем идёт Ростовская область — 2 компании, и по одной компании в Астраханской и Волгоградской областях. В пятёрке крупнейших по отрасли видим сочинское ООО «Регинжстрой» (6,3 млрд рублей), волгоградское ООО «Норби» (2, 7 млрд), краснодарское ЗАО «Лотос Плюс» (1,6 млрд), астраханское ООО «КИП-Электромонтаж» (1,2 млрд). Объяснить этот рост отрасли каким-либо мегапроектом сложно, но то, что строительство столь очевидно превратилось в зону роста, — оптимистичный симптом для экономики в целом.
АПК и пищевая промышленность явно теряет позицию отрасли-лидера. Мы опять видим снижение совокупной выручки при росте числа компаний в 2017 году — 6,2 млрд рублей против 9,9 млрд в 2016 году, 7 компаний против 6. При этом очевидно, что ожидания от сферы АПК и пищёвки, как от одной из базовых отраслей на Юге, гораздо выше. Региональный разрез показывает явное лидерство Краснодарского края — 4 компании, затем идёт Адыгея — 2 компании и замыкает эту тройку «аграрных» газелей Ставропольский край с 1 компанией. Ростовская область по итогам 2017 года в этой отрасли не представлена вообще. Два крупнейших предприятия здесь — из Адыгеи: производитель алкогольной продукции ООО «Питейный дом» (1,8 млрд рублей) и Красногвардейский молочный завод (1,3 млрд).
Анализируя отраслевой разрез, стоит отметить, что на первую тройку указанных отраслей совокупно приходится 83% компаний из списка 53 классических «газелей». Говорить о разнообразии направлений роста пока не приходится. Прорывы в сферу инновационной экономики пока единичны. Например, волгоградский «ТД Грасс», продолжающий расти в области бытовой и автохимии, или ростовский «Титан», производитель прицепов, который, впрочем, пока слишком мал, чтобы попадать в сотню крупнейших быстрорастущих компаний.
Главные регионы произрастания компаний-«газелей» — Краснодарский край и Ростовская область — их там примерно по 20 штук. В Ставропольском крае, который занимает третью позицию по количеству таких компаний, их всего пять, в Волгоградской области — три. Но тут же и тревожный симптом — оба региона-лидера сильно упали по объёмам выручки «газелей». Кубань упала более чем на 50%, Ростовская область — почти на 30%. Прирост по выручке только в Адыгее и на Ставрополье (см. таблицу 2).
Второй эшелон ужался, но потяжелел
Вторая группа для наблюдения — так называемый «второй эшелон» растущих компаний; это предприятия с более скромными темпами роста — 15% ежегодно на протяжении пяти лет с выручкой от 400 млн рублей. Впервые такие критерии обсчёта мы применили в прошлом году — в результате список быстрорастущих компаний у нас расширился на 104 компании. В этом году при сокращении требований к темпам дополнительно в сферу нашего наблюдения попадает ещё 92 компании. Отметим, что если первая группа (классические «газели») у нас значительно выросла, то вторая незначительно сократилась. Однако совокупная выручка компаний «второго эшелона» роста 296 млрд рублей — примерно на 20 млрд больше, чем в прошлом году. Разница крайне существенна, но нужно учесть колоссальное влияние на статистику группы такого тяжеловеса, как «Роствертол».
В этой группе свои лидеры и потери. Например, благодаря снижению планки, мы получаем в свой рэнкинг крупнейшую компанию — ПАО «Роствертол», чья выручка по итогам 2017 года составила 99 млрд рублей. На второй позиции оказывается не менее именитый завод «Ростсельмаш», на третьей — белокалитвинский алюминиевый завод «Алкоа Металлург Рус». Среди компаний второго эшелона своеобразное открытие — ООО «МагнитЭнерго» (выручка в 2017 году — 9 млрд рублей). Немногие знали, что компания, входящая в холдинг «Магнит», является крупным игроком на рынке независимых энергосбытовых организаций Юга. Созданная в 2012 году для минимизации расходов на электроэнергию для компаний, входящих в холдинг, в настоящий момент она позиционирует себя как поставщик энергии и мощностей для всех заинтересованных компаний и присутствует в 59 субъектах РФ. В нашем рейтинге она обосновалась на 6 месте, со средними темпами прироста выручки за 5 лет в размере 43,5%.
Невозможно отдельно не выделить одну из структур краснодарского автоторгового холдинга «Ключавто», представленного, как правило, большим количеством юрлиц. ООО «Ключавто-Трейд» с выручкой 8 млрд в первой десятке крупнейших компаний масштабов этой группы совсем не отражает, но обеспечивает позиции розничной торговли.
Зато из указанной группы выбыл «Агрокомплекс им. Н.Ткачёва», который два года назад был самой крупной «газелью» региона. Однако выручка холдинга росла прежде всего за счёт бурных слияний и поглощений. В 2017 году они закончились, и предприятие показало прирост оборотов лишь на 4%, выручка составила 46,7 млрд рублей. Из этой группы выбыл и «Донской табак», который внезапно сократил выручку в 2017 году на 40%.
Отраслевой профиль второго эшелона роста заметно отличается от рассмотренных выше классических «газелей». Первое место с совокупным объёмом выручки в 140,4 млрд рублей и долей 47% в группе занимает машиностроение во главе с «Роствертолом» и «Ростсельмашем». На втором с долей 16% компании оптовой торговли (47,2 млрд рублей, 35 компаний). Отрасль просела в выручке на 36%, сократилось и количество компаний в ней. Третье место — АПК и пищевая промышленность (37,9 млрд рублей, 19 компаний). Роль аграриев во втором эшелоне гораздо выше — доля в выручке почти 13%, а по количеству компаний это вторая отрасль в группе (см. таблицу 3).
Вообще само количество отраслей в этом году увеличилось — 17 против 10 в предыдущем. В этом году в рэнкинге появились обрабатывающая промышленность (Волжский трубопрофильный завод, Ростовский прессово-раскройный завод), медицина (краснодарская сеть офтальмологических клиник «Три-З», волгоградская сеть многопрофильных клиник «Диалайн»), бумажная промышленность (ростовский производитель салфеток ООО «Лилия», «Эрпак» из Кабардино-Балкарии) и даже ЖКХ (управляющая компания «Тандем» из Волгограда и «Патриот-Сервис», обслуживающая новый микрорайон Левенцовка в Ростове-на-Дону).
Региональный разрез в этой группе совершенно иной. На первом месте — Ростовская область (181,3 млрд рублей) с очень внушительной динамикой прироста — 130%. На регион приходится 61% выручки этой группы. Причём регион был бы лидером, даже если бы в нём не было «Роствертола». У ближайшего преследователя, Краснодарского края, доля 26% и 77,3 млрд рублей совокупной выручки, хотя перевес в количестве компаний именно у Кубани.
«Третий эшелон» — племя молодое, незнакомое
Новинка исследования этого года — «третий эшелон» растущих компаний. Речь идёт о категории предприятий с выручкой от 120 млн рублей до 400 и ежегодными темпами прироста выручки от 15%. Это — новая ниша, которая позволяет нам фиксировать быстрорастущие компании, как только они преодолевают планку микробизнеса. Всего в эту категорию вошли 75 компаний. Все они остались за пределами публикуемого рэнкинга 100 самых динамичных компаний юга России, более того, крупнейшая из них по объёму выручки — лишь на 146 месте из 220 отобранных нами компаний, но они важны для понимания того, откуда приходят лидеры. Например, в этой категории мы нашли 20 компаний, которые показывают ежегодный прирост выручки более 30% последние пять лет — это критерии «классических газелей», но в данном случае — ещё маленьких.
Совокупный объём выручки этих 75 компаний в 2017 году составляет «лишь» 20 млрд рублей. Отраслевая структура обширна — 13 отраслей. На первом месте по совокупному объёму выручки — оптовая торговля (8,3 млрд рублей, 30 компаний, доля в общей выручке — 41%). У АПК и пищевой промышленности здесь твёрдое второе место (3,7 млрд, 15 компаний, доля — 18%). Далее с большим отрывом — розничная торговля (7%), строительство (6%) и химическая промышленность (6%). Только химическая промышленность выбивается из ряда отраслей, популярных у «газелей» первого и второго эшелона.
Здесь мы находим массу интересных компаний, чьи названия поначалу ни о чём не говорят. Например, ростовская кондитерская фабрика «Сладофф», сборщики металлолома из Краснодара компания «МеталлСам», донской производитель энергетиков для повышения молокоотдачи у коров «Еврокорм», инжиниринговая компания «Синергия» из Волгограда, «АльфаХимГрупп» из Армавира, работающая на рынке автомобильной химии, ростовский производитель сэндвич-панелей «Термакс». Этот список можно продолжать — речь, за редким исключением, пока не о самых известных компаниях. Но это то многообразие, которое внушает оптимизм.
В подготовке материала принимал участие Денис Чуканов