Инкерманский завод марочных вин сменил владельца

Андрей Бакеев
1 июня 2019, 00:00

Новым собственником Инкерманского завода стал предприниматель Валерий Захарьин, ранее размещавший здесь заказы на производство вина под своим именем

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Читайте Monocle.ru в

О приобретении крупного актива «Эксперту ЮГ» рассказал сам Валерий Захарьин — винодел, владеющий на Крымском полуострове хозяйством «Дом Захарьиных» (более 100 гектаров виноградников) и дистрибьюторской компанией «Интерфин», которая поставляет вина в розничные сети региона и за его пределы. «Сделка была закрыта в конце апреля, по её итогам я стал владельцем Инкерманского завода марочных вин (ИЗМВ)», — уточнил Захарьин. Кроме мощностей по переработке винограда, предприниматель приобрёл совхоз «Качинский+» и агрофирму «Черноморец». «Это — собственная сырьевая база “Инкермана”, которая сейчас производит до 20 тысяч тонн винограда в год, есть свободные площади под посадку, надо развивать», — уверен новый собственник.

В ближайшие пять лет Захарьин намерен занять под новые виноградники не менее одной тысячи гектаров и минимум в пять раз увеличить производство вина. По данным Союза виноградарей и виноделов России, Инкерманский завод марочных вин продаёт 11-12 млн бутылок в год и входит в топ-10 российских производителей вина. Валерий Захарьин уверен, что потенциал «Инкермана» намного больше — до 50-70 млн бутылок ежегодно. Он намерен увеличить здесь производство тихих вин под своими торговыми марками («Автохтонные вина Крыма», «Дом Захарьиных», «Хороший год» и др.), а также осваивать новые направления, в частности, выпуск игристых вин. Скорее всего, будет сохранена и продуктовая линейка под ТМ Inkerman — вина, сделавшие ИЗМВ известным далеко за пределами домашнего региона.

Долгий путь винодела

Выпускник Симферопольского военно-политического училища, бывший кадровый офицер Валерий Захарьин пришёл в винную отрасль более 20 лет назад после выхода в отставку. Ещё на службе он возил курсантов на подшефные виноградники — помогать советским колхозам убирать урожай и отправлять янтарные ягоды на переработку. Именно тогда, по собственному признанию, он понял, что хочет посвятить виноделию дальнейшую жизнь.

Постигать азы бизнеса он начал с торговли — продавал вина «Массандра». Через несколько лет стал закупать виноматериал и разливать вина под собственными марками на той же «Массандре», в Симферополе и на других крупных предприятиях полуострова. В начале 2000-х годов Захарьин заложил первый виноградник. Сейчас у него собственное винодельческое хозяйство «Дом Захарьиных» на 100 гектаров земли в Бахчисарайском районе Крыма. Недавно предприниматель взял в аренду около 430 гектаров под новые виноградники. Вина под собственными марками Захарьин разливает в основном на «Инкермане» (тихие) и на расположенном в Балаклавской долине Крыма заводе «Золотая балка» (игристые).

«Это нормальная мировая практика», — уверяет Валерий Захарьин. Из 2 млн бутылок вина, которые сегодня выпускает «Дом Захарьиных», более половины производится на ИЗМВ. «Предприятия находится недалеко от наших виноградников. От сбора винограда до его переработки проходит не более часа. Наш винодел на месте полностью контролирует весь процесс производства вина. Нам на десять лет выделили подвал (около тысячи квадратных метров), в котором мы установили бочки из французского дуба для выдержки вин», — рассказал г-н Захарьин «Эксперту ЮГ».

Что такое «Инкерман»

Инкерманский завод марочных вин — мощный производственный комплекс с собственной сырьевой базой. Общая площадь виноградников ИЗМВ составляет почти 2,8 тысячи гектаров. Семь лет назад была запущена вторая производственная площадка Инкерманского завода в Бахчисарайском районе Крыма, в посёлке Угловое.

Территория предприятия составляет 7 гектаров, площадь винных подвалов превышает 55 тысяч кв. м. В 2003 году была зарегистрирована ТМ Inkerman. В 2011-м появился винодельческий холдинг Inkerman International AB, куда также вошли хозяйства «Качинский+» и «Черноморец». На заводе установлено французское и итальянское оборудование, аналогов которому «нет ни у одного другого винодельческого предприятия в Крыму».  Этот бренд на российском винодельческом рынке является одной из немногих сложившихся узнаваемых торговых марок, наряду с такими гигантами отрасли, как «Абрау-Дюрсо» и «Массандра», считают в Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма.

По итогам 2017 года выручка ИЗМВ превысила 1,8 млрд рублей, прибыль составила почти 428,4 млн рублей. Балансовая стоимость компании находилась в пределах 3,7 млрд рублей. Два других актива холдинга также работали успешно. Так, в 2017 году выручка ООО «Качинский+» превысила 323 млн рублей, прибыль была на уровне 61 млн рублей. Выручка АО «Агрофирма Черноморец» составила почти 230 млн рублей, прибыль — чуть более 65,5 млн рублей (данные 2017 года).

По данным журнала «Агроинвестор», до прихода нового собственника 40% холдинга принадлежало инвестфонду Hartwall Capital, 40% — структуре украинского бизнесмена Валерия Шамотия, 20% — китайскому фонду Pan Chang. Связаться с бывшими собственниками Инкерманского завода не удалось.

По оценкам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, сам завод может стоить в пределах 3,2–4 млрд рублей и ещё примерно 800 млн могут стоить оба агропредприятия: «Исходя из данных “СПАРК-Интерфакс”, к концу 2017 года ИЗМВ существенно снизил кредиторскую задолженность (на 34 процента) и объёмы краткосрочных обязательств (на 37 процентов), что является позитивным фактором и позволяет нам спрогнозировать примерную стоимость актива».

Планы по пятикратному увеличению объёмов г-н Коренев считает амбициозными и пока что трудно выполнимыми. «С одной стороны, это потребует от нового собственника дополнительных вложений в производство, сырьевую базу, логистику, приведёт к дальнейшему удорожанию проекта и увеличит сроки его окупаемости. С другой стороны, производство 50-70 миллионов бутылок вина в год потребует снабжения завода стеклотарой в соответствующих объёмах. Полуостров уже сейчас испытывает проблемы с поставками винной бутылки: своего производителя в Крыму нет, а ближайшие к полуострову стекольные заводы опасаются сотрудничать с крымскими производителями из-за санкций со стороны Запада», — говорит аналитик.

Отвечать собственным именем

Приобретение Инкерманского завода вовсе не означает, что Валерий Захарьин забросит собственное небольшое производство (винодельня плюс виноградники) и целиком сосредоточится на развитии крупного актива. В нынешнем году площадь его виноградников увеличится более чем вдвое, а в горизонте трёх лет — почти в шесть раз: с нынешних ста гектаров до 530. В расширение площадей он вложит 250-300 млн рублей. Это позволит ему полностью перей­ти на производство вина из собственного винограда. В перспективе пяти лет Захарьин намерен довести объём выпуска вин под своим брендом до 5 млн бутылок. Со слов Захарьина, за последние пять лет он вложил в винодельческий бизнес около 3 млн долларов (почти 195 млн рублей по текущему курсу).

«В наших ближайших планах существенное увеличение выручки: с 400 миллионов рублей в 2018 году до миллиарда рублей в нынешнем, — говорит винодел. — Первый квартал показал, что объёмы производства и реализации у нас в два с половиной раза превышают показатели января-марта прошлого года. Так что поставленной цели мы, скорее всего, достигнем».

Сейчас вина Захарьина, помимо домашнего региона, поставляются в Краснодар, а также в торговые точки Москвы и Петербурга («Магнит», «Лента», «Азбука вкуса», «Ароматный мир», «Табрис» и др.). Также готовится первая партия вина на экспорт в Китай.

«Компания “Дом Захарьиных” развивается в Бахчисарайском районе, который традиционно относится к лучшим винодельческим районов Юга, — отмечает гендиректор АО „Корпорация развития Республики Крым“ Наиль Габбасов. — Многие винзаводы региона берут в переработку виноград с этих терруаров, чтобы соответствовать определению “крымское вино”, которое, по сути, стало уже таким общим брендом».

Эксперт уверен, что Крым, который очень сильно пострадал в антиалкогольную кампанию (были уничтожены тысячи гектаров виноградников), восстанавливает отрасль, но пока ещё не достиг пика по производству вина из винограда. «И любой винный проект в республике приветствуется и поддерживается: субсидируются посадки, компенсируются капитальные затраты на развитие предприятий и так далее. Размеры региональной поддержки позволяют аграриям нивелировать погодные риски, которые для Крыма весьма актуальны. Беспрецедентность поддержки — один из факторов, который стимулирует инвесторов заниматься в Крыму виноделием. Их активность растёт. Например, только по линии КРРК проходит сейчас не менее десяти таких проектов», — говорит г-н Габбасов.

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович также считает, что и в Крыму, и на Кубани потенциально успешным может быть любой винный проект — в силу хороших природно-климатических факторов и действительно серьёзной поддержки, которые власти регионов оказывают производителям винограда. Но всё зависит от опыта, знаний и финансовых возможностей самого винодела, профессионализма его команды. «Если у Валерия Захарьина есть всё, что надо (команда и деньги) для более динамичного развития, укрупнения бизнеса, то цели, которые он перед собой поставил, вполне достижимы», — резюмирует эксперт.