Сегодня СМИ проходят очередной этап трансформации: меняются каналы коммуникации с читателями, а журналистов часто опережают соцсети. При этом необходимость совершенствования профессиональных навыков журналиста только растёт. Как найти баланс между качеством работы и экономической эффективностью СМИ, между развитием технологий и навыками создавать материалы, которые отвечают интересам читателей, обсуждали участники донского форума СМИ «Южная медиасфера», который в четвертый раз прошёл в Ростове в мае.
На мероприятии собрались журналисты, издатели, работники телевидения и радио. Инициатором форума выступило правительство Ростовской области, оператором стал Аналитический центр «Эксперт ЮГ». Программа форума включала пленарное заседание, круглые столы, b2b-встречи, а также тематические сессии по таким направлениям, как радио, телевидение, интернет-СМИ и печатная пресса.
Пленарное заседание открыл председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко. По его словам, проникновение технологий во все сферы жизни оказывает влияние и на работу СМИ. «Переход на цифровое телевидение, например, меняет работу многих телевизионных студий, им придётся искать новые формы и пути развития. Развитие онлайн-СМИ, их преимущество в скорости и в стоимости доставки информации создают трудности для печатных изданий, но газеты и журналы тоже развивают многоформатность своей работы, создают аналитические центры, развивают собственные электронные ресурсы», — сказал Александр Ищенко. Он также подчеркнул, что даже электронные СМИ уже не являются поставщиками самых оперативных новостей, их опережают соцсети, telegram-каналы, поэтому задача СМИ заключается в том, чтобы разобраться в теме и привлечь экспертные мнения.
Как отметил заместитель губернатора Ростовской области Василий Рудой, традиционные медиа всё больше ориентируются на инновации. Одним из показательных примеров такой трансформации стал переход телевещания в цифровой формат. Но развитие технологий также привело к тому, что теперь каждый пользователь интернета может генерировать контент. В связи с этим замгубернатора обратил внимание на ответственность журналистов за свои материалы. «Целью любого, даже самого острого, выступления в СМИ должно быть стремление помочь в разрешении проблемы, а не её обострение», — сказал Василий Рудой. Он также рассказал, что критика в прессе не остаётся не замеченной властями. «В прошлом году губернатором области была подписана 321 резолюция руководителям различных структур, было направлено 81 письмо с информацией о критических публикациях. Во многих вопросах удалось добиться значительного прогресса», — заметил Василий Рудой.
Печатная пресса сегодня испытывает трудности. «Ещё несколько лет назад в России было почти 70 тысяч печатных изданий, сейчас — около 50 тысяч. Снижаются и объёмы рекламы в печатных СМИ: за последние годы падение составило около 18 миллиардов рублей. Тираж печатных изданий за последние пять лет снизился почти на 40 процентов», — сообщила исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Елена Шитикова. По её словам, в стране сокращается число точек продаж и плотность подписки, а затраты на производство печатных изданий растут. При этом печатные СМИ читают 77% россиян, и до сих пор в России 2/3 от общего числа СМИ — это именно печатная пресса.
Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году с развитием технологии искусственного интеллекта будет связано 45% от общего экономического роста, рассказал ректор ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» Сергей Давыдов. Это влечёт за собой изменение перечня профессий, проблему востребованности навыков. Эти же вопросы коснутся и СМИ: если искусственный интеллект совершает ошибку, то кто за неё должен отвечать? «Пока ещё никакая машина не заменит человека, который может создать смысл. Машины работают с массивами информации, с какими-то стандартами, но наполнение информации смыслом остаётся за человеком», — отметил партнёр MediaToolbox, доцент кафедры ТРИТ Института массмедиа РГГУ Максим Корнев. По его словам, в ближайшее время сохранится тренд на отраслевые медиа и экспертную журналистику.
С Корневым в своём выступлении согласился главный редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин: «Никуда профессиональная пресса не уходит. Возможно, будут какие-то другие средства доставки информации, но что точно не изменится — необходимость существования профессиональной журналистики».
Генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов представил предварительные результаты исследования «Региональные СМИ в восприятии лидеров общественного мнения Ростовской области». В анкетировании приняли участие представители администраций, руководители СМИ, бизнесмены и общественники. Согласно предварительным итогам, больше всего от СМИ зависит работа чиновников и самих СМИ. Сегодня СМИ являются главным источником актуальной информации. «Востребованность региональных СМИ наиболее высока — это вывод, который мы сделали, спросив, за какими СМИ вы следите в первую очередь. Нужно сказать, что аудитория бизнеса и общественных деятелей на первое место ставит федеральные СМИ, но в остальных аудиториях региональные и даже городские СМИ играют существенную или даже лидирующую роль», — проинформировал Владимир Козлов. При этом 78% бизнесменов и 41% общественников пожаловались на то, что им не хватает региональной повестки в материалах СМИ.