Непрерывно-поточное лидерство

Ксения Калиниченко
1 июня 2019, 00:00

«Шахтинская керамика», один из крупнейших игроков на рынке керамической плитки страны, завершила два инвестпроекта в Ростовской области, чтобы расширить ассортимент и увеличить производственные мощности

ШАХТИНСКАЯ КЕРАМИКА
Коммерческий директор ГК Unitile Игорь Яковлев

Особенность производства облицовочной плитки и керамогранита предполагает непрерывное производство 24 часа в сутки. Чтобы не «гонять печи впустую», необходимы налаженный сбыт продукции и непрерывный поиск новых путей развития. «Шахтинская керамика» (входит в ГК Unitile) — предприятие, которое отвечает этим требованиям и демонстрирует положительную динамику развития. Компания сотрудничала с региональным правительством в рамках инвестиционного соглашения. В 2018 году «Шахтинская керамика» получила субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Благодаря этому в 2019 году «Шахтинская керамика» завершила реализацию двух инвестпроектов суммарной стоимостью 700 млн рублей. Вложенные инвестиции позволят предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции, а также увеличить производственные мощности. ГК Unitile продолжает развивать «Шахтинскую керамику». Выручка компании растёт, и в 2018 году она составила 3,6 млрд рублей, увеличившись на 3,5% по сравнению с 2017 годом. О развитии «Шахтинской керамики» «Эксперту ЮГ» рассказал коммерческий директор ГК Unitile Игорь Яковлев.

— Как бы вы охарактеризовали положение вашей компании на рынке сейчас? Изменилась ли доля рынка, которую вы занимаете?

— Если говорить о положении на рынке в целом, то мы, как и раньше, уверенно входим в тройку лидеров, немного отставая от главного конкурента и с большим отрывом опережая идущих за нами. Сама доля рынка существенно не изменилась, у нас по-прежнему чуть больше 12 процентов российских продаж плитки и керамогранита. Изменилась структура нашего присутствия на рынке: мы усилили свои позиции в среднем и высоком ценовом сегментах за счёт активного развития нашего бренда Gracia Ceramica. Наши позиции сильны не только в домашних регионах, филиалы открыты в 16 городах страны. Нашу продукцию на территории РФ приобретают от Краснодара до Владивостока.

— В каких ценовых сегментах вы сейчас выпускаете свою продукцию? Какие из них обеспечивают рост?

— Мы присутствуем в массовом ценовом сегменте с брендом Unitile LIFE и в среднем и среднем+ с брендом Gracia Ceramica. Именно этот бренд и обеспечивает основной рост финансовых показателей.

— «Шахтинская керамика» реализует несколько инвестпроектов: что они дадут компании?

— Масштабная инвестиционная программа ГК Unitile была начата в 2015 году, и на её реализацию было потрачено около трёх миллиардов рублей. Непосредственно на развитие «Шахтинской керамики» в 2015–2019 годах было направлено около двух миллиардов рублей. В этом году на предприятии завершился последний этап программы, включающий в себя расширение ассортимента продукции за счёт новых больших форматов, выпуск лаппатированного керамогранита и увеличение производственной мощности на два миллиона квадратных метров в год благодаря технологии однократного обжига (монопороза). Объём капитальных вложений в оба эти проекта превысил 700 миллионов рублей. Всего же только с 2017 года в обновление и модернизацию производственных площадок ГК Unitile было направлено более полутора миллиардов рублей.

— Удовлетворены ли вы мерами государственной поддержки на уровне региона?

— Мы тесно сотрудничали с региональным правительством и в рамках инвестиционного соглашения, и в рамках перечня «100 губернаторских инвестиционных проектов». Если говорить о результатах и оценке сотрудничества, то полностью удовлетворены этим.  В целом мы позитивно оцениваем деловой климат в Ростовской области и считаем, что здесь созданы все условия для нормального ведения бизнеса.

— Каковы сегодня конкурентные преимущества компании? Какова динамика «Шахтинской керамики»?

— Одно из важнейших преимуществ — собственная сырьевая база, что заметно снижает себестоимость продукции. Важно и наличие современной, оборудованной по последнему слову технологической лаборатории и штата технологов. Благодаря этому мы выпускаем свыше 300 коллекций более чем в 20 размерах, от самых малых — мозаика 5х5 — до больших. Мы производим не только плитку и керамогранит, но также облицовочный кирпич и сухие строительные смеси. Что касается динамики, то в 2018 году у нас не было агрессивного роста, но показатели в целом по группе компаний зафиксированы выше средних по рынку. Если говорить о «Шахтинской керамике», то в прошлом году выручка составила 3,6 миллиарда рублей, это на 3,5 процента больше, чем в 2017 году.

— Как вы оцениваете конкурентную среду в вашем сегменте?

— Конкуренция высокая. Но необходимо отметить, что сложности в экономической ситуации пошли нам на пользу. Так, сразу после резкого роста курса евро и доллара произошло снижение объёмов импорта. Эту долю заняли российские производители. Ни по технологиям, ни по уровню дизайна, ни по качеству продукции мы не уступаем Европе, а по части характеристик даже превосходим.

— Каковы особенности и сложности ведения вашего бизнеса?

— У нас есть определённая зависимость от ситуации в строительной отрасли. Кроме того, у нас поточное производство — мы не можем остановить линию и погасить печи, наша команда работает 24 часа в день, 7 дней в неделю и 365 дней в году. Мы постоянно развиваем и расширяем сбыт, какой бы ни была экономическая ситуация в стране.

— Так как ваш бизнес связан со строительной сферой, как вы прогнозируете развитие здесь: стоит ли ожидать снижения и повышения объёмов?

— На наш взгляд, те меры, которые предпринимаются со стороны государства (например, снижение ипотечных ставок, программа реновации и т.п.) дадут результат, но устойчивый рост отрасли начнётся с 2020 года.

— Насколько важной сейчас вы считаете для себя экспортную активность?

— Мы — один из крупнейших российских экспортёров в страны ближнего зарубежья. Свою продукцию экспортируем в Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Азербайджан, Армению, Белоруссию и другие страны. В 2018 году было отгружено продукции на сумму 842 миллиона рублей. Сейчас также рассматриваем выход на рынки дальнего зарубежья и даже за океан. Но это процесс длительный, говорить о результатах пока преждевременно.

— Какие шаги в области импортозамещения предпринимаете на «Шахтинской керамике»?

— Сейчас, например, мы сотрудничаем с Каменским стеклотарным заводом по выпуску фритты (гранулы, которые используются в производстве покрытия для керамической плитки. — «Эксперт ЮГ»). Наши технологи работают совместно над рецептурой продукта. Дополнительно мы предоставляем свои производственные мощности для проведения испытаний. Мы всегда работаем в сфере импортозамещения, как и любой другой отечественный производитель. У нас на предприятии есть конструкторское бюро, эти разработки позволяют исключить зависимость от отсутствия импортных комплектующих по части направлений. Но необходимо учитывать, что в мире уже определились лидеры по производству оборудования. На этом рынке работают Европа, Китай, Индия, и чтобы составить им конкуренцию, России нужна длительная процедура разработки и интеграции в существующие стандарты.

— Как работает ваша сеть дистрибуции? Планируете ли вы развивать фирменную розницу?

— На сегодняшний день наша продукция представлена более чем в трёх тысячах розничных торговых точек в России и странах ближнего зарубежья. И их число постоянно растёт. Фирменная розница у нас работает в наиболее крупных городах, возможно, будем открывать новые фирменные магазины. Но главный акцент мы делаем именно на сотрудничество и развитие сети дистрибьюторов, которые продают нашу продукцию.

— Каковы планы «Шахтинской керамики» в дальнейшем: планируются ли ещё инвестиции в предприятие, выход в новые сегменты, расширение ассортимента?

— Безусловно, в условиях современного рынка и конкуренции без постоянной модернизации невозможно быть лидером своей отрасли. В 2019-2020 годах у нас планируется расширение ассортимента больших форматов. Нужно развивать технологии, не останавливаться на достигнутом. Основная задача — не только разработать инновации на последующие периоды, но и эффективно освоить текущий потенциал нового оборудования и продукции.