Профильного игрока развернуло на экспорт

Андрей Бакеев
1 июня 2019, 00:00

Белокалитвинский производитель строительного профиля из алюминия после реализации инвестиционной программы усиливает позиции на рынках Западной Европы

ЭКСПЕРТ ЮГ
Директор по экономике ООО «Алунекст» Михаил Панькин
Читайте Monocle.ru в

В 2018 году ООО «Алунекст», созданное 26 лет назад, перешло из сегмента среднего бизнеса в крупный, превысив планку выручки в 2 млрд рублей. Компания специализируется на производстве архитектурно-строительных профилей из алюминия и алюминиевых сплавов, производство расположено в Белокалитвинском районе Ростовской области. Одна из причин роста компании — ориентированность на экспорт, доля которого сегодня в общих объёмах предприятия составляет почти 50%. Предприятие производит продукцию, не раз отмеченную премией «Лучшие товары России». Также компания является постоянным участником конкурса «Лучший экспортёр Дона». В 2018 году предприятие получило субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества, а также на возмещение части затрат на участие в выставочных мероприятиях за рубежом.

В беседе с «Экспертом ЮГ» директор по экономике ООО «Алунекст» Михаил Панькин рассказал, на что именно компания делает упор в реализации своей стратегии развития и за счёт чего получается динамично расти на протяжении нескольких лет. 

Рост и инвестиции

Насколько удачно сложился для вашей компании 2018 год и складывается первая половина 2019 года с точки зрения объёмов выпуска и продаж?

— В целом удачно. Рост выручки, по сравнению с 2017 годом, составил 17,5 процента. Одна их причин роста — увеличение выпуска основной продукции, алюминиевых строительных профилей, ориентированной на экспорт. Сейчас его доля в общих объёмах продаж предприятия составляет 47 процентов, что соответствует нашей стратегии, согласно которой не менее половины продукции мы должны продавать на внутреннем рынке России.

В первые четыре месяца 2019 года выручка выросла на 3,8 процента по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Мы считаем это хорошей динамикой. Если у нас получится сохранить такие темпы, то по итогам года общий прирост выручки составит около 20 процентов.

— Что сегодня является главной причиной динамичного развития компании?

— Своевременная реализация в 2014 году инвестиционной программы, которая позволила выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию в значительно больших объёмах.

— Сколько средств направили на реализацию инвестпрограммы и как именно она повлияла на производственные показатели завода?

— Мы реализовали проект по модернизации производства. В частности, осуществили закупку, монтаж и запуск гидравлического пресса усилием 2000 тонн на общую сумму 220 миллионов рублей. Это позволило нам на 50 процентов увеличить объёмы производства тонкостенных высокоточных профилей, которые пользуются хорошим спросом на российском и зарубежном рынках. Если до запуска пресса «Алунекст» ежегодно выпускал около 8 тысяч тонн профиля в год, то после введения оборудования в эксплуатацию ежегодные объёмы выросли до 12 тысяч тонн.

— В какой срок вы намерены окупить вложенные средства?

— В течение пяти лет.

— А какой объём средств вы планируете инвестировать в развитие в ближайшие годы?

— У нас есть планы по приобретению и запуску в эксплуатацию производственной линии, в основе которой ещё один мощный пресс мощностью 1400 тонн. По нашим оценкам, на реализацию этого проекта уйдёт 200 миллионов рублей. Это будут собственные и заёмные средства, соотношение примерно 20 на 80 процентов. Рассчитываем на льготное кредитование под 4,5 процента годовых в рамках федеральной программы «Повышение конкурентоспособности». Нашу заявку на участие в конкурсе приняли к рассмотрению, но окончательного решения пока нет.

Заграница помогает

Как сегодня выглядит ассортимент продукции, которую вы выпускаете, и как он может измениться в ближайшем будущем?

— Основной вид продукции — это архитектурно-строительный профиль, в том числе окрашенный порошковыми красками. Мы развиваем существующие линейки в соответствии с заказами, которые поступают от отечественных и зарубежных потребителей нашей продукции. Ориентируемся на их пожелания и запросы.

«Алунекст» производит стандартные и архитектурно-строительные алюминиевые профили из сплавов 6060 и 6063 любой сложности и конфигурации по чертежам заказчика. Для улучшения потребительских свойств наши алюминиевые профили могут покрываться порошковыми красками. Продукция, поставляемая нами на экспорт, классифицируется следующим образом: прутки и профили алюминиевые, плиты, листы, полосы или ленты толщиной более 0,2 миллиметра, трубы и трубки алюминиевые. Эта продукция входит в перечень товаров с высокой степенью переработки.

Для нас корректировка ассортимента — это всегда индивидуально. Но это не глобальные изменения, и связаны они, как правило, с качеством покрытия или цветом конкретной партии. Диверсифицировать бизнес и вводить в ассортимент совершенно новые позиции в ближайшие годы точно не будем.

— В каком объёме вы отправляете продукцию на экспорт? Как изменилась доля экспорта вашей продукции в 2017-2018 годах? На какие новые рынки вы планируете выйти в 2019 году? 

— Для начала немного истории. После обвала курса рубля осенью 2014 года для нас стало выгодно производить продукцию на экспорт, поскольку все затраты на производство мы несём в рублях, а за отгруженную на западные рынки продукцию с нами рассчитываются валютой. И когда евро вместо 35 рублей стал стоить 70-75 рублей, то мы рассматривали это как хорошую возможность для повышения основных показателей бизнеса предприятия (прибыль, выручка и так далее).

Поэтому пять лет назад руководство компании принято принципиальное и стратегически важное решение — основные силы направить на увеличение экспорта. Это не значит, что до этого компания не работала на внешних рынках. Своим зарубежным клиентам ООО «Алунекст» продаёт алюминиевый профиль с 1996 года. Просто в общих объёмах продаж доля экспорта была незначительной. Наша коммерческая служба стала более активно работать с потребителями в Европе. Тем более что после запуска пресса в 2014 году по качеству и стоимости наш архитектурно-строительный профиль смог достойно конкурировать с лучшими европейскими аналогами. За полтора года (с середины 2014-го по конец 2016-го) нам удалось почти вдвое увеличить экспортные объёмы. В следующий год приросли ещё на 83 процента и, наконец, с 2017 года по 2018-й увеличили объёмы выпуска экспортной продукции почти на треть. Для сравнения: если в 2017 году «Алунекст» отгрузил экспортной продукции более чем на 10,9 миллиона долларов (736,38 миллиона рублей), то в 2018-м сумма экспортных поставок увеличилась на 3 миллиона долларов, до 13,94 миллиона (935,35 миллиона рублей).

Мы пришли к тому, что доля экспорта в общих объёмах выручки за 2018 год составила 47 процентов. Основные направления в поставках — Германия, Австрия, Нидерланды, Чехия, Бельгия, Швейцария, Латвия, а также Киргизия и Белоруссия.

Хочу подчеркнуть: всё, что мы сегодня производим для отечественного и внешнего рынков — это только продукция по предварительным заказам. У нас на территории даже склада готовой продукции нет. Зачем он, если готовая продукция сразу грузится в машины и уходит к заказчикам?

Занять место среди лидеров Европы

Какие приоритетные задачи вы поставили перед собой на текущий год, а также на ближайшие два-три года?

— Мы не оригинальны. И наши текущие задачи, наверное, такие же, как у большинства промышленных предприятий региона. Это, во-первых, повышение конкурентоспособности продукции. Во-вторых, повышение производительности труда. В-третьих, рост объёмов выпускаемой продукции. Сейчас у нас производство загружено на 75-80 процентов. Хотим довести этот показатель до 100 процентов. Возможности для этого у нас есть. 

— Какие стратегические цели стоят сегодня перед вашей компанией?

— Сейчас мы одно из крупнейших предприятий России в своём сегменте. Стремимся войти в число ведущих мировых производителей алюминиевого профиля.

— На стратегии каких компаний вы ориентировались при разработке своей стратегии?

— Нашими ориентирами были не стратегии других производителей, российских и иностранных компаний с похожей динамикой, а потребности заказчиков. Мы опирались на глубокий анализ рынка и собственный опыт работы в отрасли с 1993 года.

— Какие современные тенденции вы учитываете при реализации и корректировке вашей стратегии?

— Клиентоориентированность, улучшение коммуникации с заказчиками. Мы смотрим, какие методы и технологии для этого используются: лучшие практики адаптируем «под свой формат» и применяем. Правда, всё качество коммуникаций с нашими ключевыми клиентами на 100 процентов зависит от уровня непосредственных контактов с их специалистами, личных встреч руководителей и соблюдения всех достигнутых договорённостей по объёмам, срокам поставок, сервисной поддержке и так далее.

Господдержкой по дефициту ресурсов

Каких ресурсов вам не хватает для более динамичного развития завода?

— Мы испытываем дефицит в кадрах, прежде всего в квалифицированных рабочих. Вообще проблема кадров сегодня — одна из основных. К сожалению, молодёжь, которая приходит на наш завод, не имеет особого стремления трудиться и расти. Пока мы учим людей самостоятельно на своей базе с использованием опыта и знаний наших специалистов, развиваем институт наставничества. Однако уверены, что подготовка качественных кадров, которые приходят на предприятие уже с необходимыми знаниями и навыками, это задача, которая требует решения в масштабах страны. Найти квалифицированного слесаря, прессовщика, инструментальщика — очень сложно. На закрытие вакансий уходят недели, а то и месяцы. И это, кстати, характерно для большинства обрабатывающих отраслей.

Кроме того, мы стеснены в финансах. Денег не хватает как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств. Надеемся, что субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное кредитование и частичная компенсация расходов на логистику позволят ООО «Алунекст» несколько снизить и денежный дефицит. 

— Как вы оцениваете участие Ростовской области в федеральном проекте по повышению производительности труда на предприятиях до уровня ведущих экономик мира?

— Оцениваем положительно. Причём не на словах, а на деле. В 2019 году наше предприятие подало заявку на участие в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». Но о каких-либо результатах пока говорить рано.

— Какими мерами государственной и региональной поддержки вы пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?

— Господдержкой пользуемся по мере необходимости. Так, в 2018 году получили субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях за рубежом. Это — 338 тысяч рублей. Кроме того, ООО «Алунекст» возместили часть затрат, связанных с сертификацией продукции и систем менеджмента качества, это ещё 208 тысяч рублей. Нам субсидировали процентную ставку по кредиту, который мы брали на приобретение пресса в 2014 году. Для тех задач, которые нам надо было решить, уровень предоставленной предприятию поддержки был достаточным.

Сейчас с правительством Ростовской области работаем над тем, чтобы войти в число предприятий, рассчитывающих на получение льготных кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.

— С какими рисками вам приходится сегодня сталкиваться при осуществлении текущей деятельности? Что вы делаете для того, чтобы эти риски нивелировать?

— Поскольку почти 50 процентов объёмов у нас — экспортная продукция, то, гипотетически, главный риск, которому мы подвержены, — валютный. Нам выгодно, чтобы курс евро или доллара оставался стабильным или рос. Если он понизится, то мы потеряем в доходах.

— На ваш взгляд, какие объективные и субъективные факторы способствуют развитию вашей отрасли, а какие, наоборот, мешают?

— Для нас основной сдерживающий фактор — высокие ставки по кредитам в коммерческих банках. При рентабельности бизнеса в 1-2 процента кредитные ставки даже в 12 процентов годовых для нас являются неподъёмными. А ведь 12 процентов это ещё очень хорошая ставка. Чаще в банковских предложениях приходится видеть 13,5-14 процентов годовых (и выше). Именно поэтому мы и обращаемся за поддержкой в региональные и федеральные органы власти, поскольку сегодня это, пожалуй, единственная возможность для предприятий обрабатывающих отраслей получить недорогие ресурсы, позволяющие бизнесу развиваться.

А мотивируют к развитию спрос со стороны российских и зарубежных потребителей и жёсткая конкуренция, которая сейчас царит на рынке алюминиевых профилей. Отечественных игроков очень много. Только в Белой Калитве существует пять предприятий, которые занимаются экструзией профиля. Приходится постоянно быть в тонусе: гарантировать и чётко соблюдать сроки выполнения заказов, поддерживать на высоком уровне качество продукции, держать конкурентоспособные цены. Иначе нельзя: потеряешь и марку, и рынок.