Большую часть выручки группы ИНПК сейчас приносит торговля нефтепродуктами, но развиваются и другие направления. Основных направлений четыре: нефтепереработка (Каменский НПЗ) и трейдинг, строительство (ИНПК Девелопмент), охрана (ИНПК Секьюрити) и ИТ (компания JOIN, которая в ближайшее время выйдет на рынок). Компания построила «умный» многоквартирный «Тесла Дом» (робот-консьерж, солнечные батареи, видеодомофон из смартфона, телеметрические счётчики) в Батайске, а также реализует проект коттеджного посёлка. В этом году компания рассчитывает приступить ещё к нескольким девелоперским проектам, для чего рассматривает возможность покупки земельных участков в Ростове.
Вадим Щербак появился в медийном поле как победитель всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» в 2018 году. Успех бизнес-группы Щербак видит в диверсификации бизнеса, а также возможностях команды ИНПК быстро адаптироваться к частым изменениям в разных отраслях. По его мнению, большие цели мобилизуют сотрудников. Так, одна из стратегических целей группы — войти в сотню крупнейших частных компаний России по объёму выручки в 2025 году.
— На сайте вашей компании написано, что цель группы — войти в сотню крупнейших частных компаний России по объёму выручки в 2025 году. Это актуальная задача?
— Актуальная. Я считаю, что только амбициозная цель в стиле «хайп» даёт ориентир, мобилизует ресурсы, высвобождает энергию и интеллектуальную мощь команды для быстрого движения вперёд.
— Чем вы занимаетесь после прошлогодней победы в конкурсе «Лидеры России»?
— После победы и года работы с Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной (председатель Центробанка РФ. — «Эксперт ЮГ») в рамках программы наставничества я принял для себя решение развивать предпринимательство Ростовской области.
В России есть бизнес-сообщество федерального масштаба — «Эквиум», закрытый клуб предпринимателей, основанный Игорем Владимировичем Рыбаковым. Это известный российский предприниматель, участник списка богатейших людей мира по версии Forbes в 2019 году с состоянием в 1,3 миллиарда долларов, совладелец корпорации «Технониколь», сооснователь «Рыбаков Фонда», мой бизнес-партнёр и хороший друг. Теперь «Эквиум» есть и в Ростове-на-Дону, я открыл площадку сообщества в нашем городе.
Наша задача — не унылый и часто неэффективный нетворкинг, бизнес-тренинги и коучинг, а кратный рост бизнеса каждого резидента. Поэтому — только прикладной предпринимательский опыт, независимая экспертная оценка, развивающая и поддерживающая атмосфера сообщества, и, конечно, наставники и менторы клуба из числа известнейших российских предпринимателей. Уверен, 2019 год станет началом взрывных изменений для всех ростовских резидентов «Эквиума». Вместе к десятикратному росту бизнеса — да, это цель в стиле «хайп», и она вполне достижима.
— Как сегодня устроена ваша компания? Как бы вы охарактеризовали своё положение на рынке?
— Сегодня ИНПК — это бизнес-группа, работающая в таких отраслях, как нефтепереработка и торговля нефтепродуктами, девелопмент, негосударственная безопасность и ИТ. Каждое из предприятий в составе группы играет значительную роль в своей нише на территории Ростовской области. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности региона остались лишь два системно работающих завода — и один из них Каменский НПЗ в составе ИНПК. На рынке охранных услуг «ИНПК Секьюрити» — один из лидеров по количеству объектов и качеству услуг. Если речь идёт о девелопменте, то в этом направлении у ИНПК мощный бэкграунд и экспертиза в малоэтажном строительстве. Коллег-конкурентов, сопоставимых с нами по уровню компетенций в этой нише, в области, пожалуй, нет.
— ИТ-направление — новое для вас, почему решили выйти и на этот рынок?
— Когда мы принимали решение перейти на новую платформу 1С ERP, то не нашли интеграторов, которые отвечали бы нашим высоким требованиям. Соответственно, когда ты, как предприниматель, не можешь чего-то найти на рынке, ты просто вынужден создать это. Так мы и сделали — создали компанию, которая занимается системной интеграцией и внедрением такого продукта, как 1С ERP. Мы завершаем первый этап его внедрения в ИНПК через два месяца. Впереди выход JOIN на внешний рынок — с нашим багажом компетенций и креативным подходом старт будет мощным. При этом новое направление не потребовало больших вложений на фоне общей выручки, которая по группе ИНПК составляет порядка четырёх миллиардов рублей в год. Для сравнения, восемь лет назад выручка составляла 80 миллионов рублей.
— Давайте поговорим об отдельных направлениях. Например, о нефтяном. Какая сейчас ситуация на этом рынке?
— Нефтяная отрасль подвержена единому тренду — это работа с высокой степенью неопределённости, причиной чему частые изменения российского налогового законодательства и колебания цен на нефть на международных рынках. Соответственно, когда идут масштабные изменения и колебания, то инвестиционные планы с длительным сроком окупаемости мы откладываем на более стабильные периоды и фокусируемся на проектах, которые дают экономический эффект «здесь и сейчас».
В прошлом году на Каменском заводе мы реализовали инвестиционный проект, который позволил увеличить производительность труда на 15 процентов и снизить себестоимость переработки почти на 20 процентов. Общий объём инвестиций в производственный комплекс завода с 2009 года составил 600 миллионов рублей.
Выручка нефтяного направления растёт рекордными темпами. Оборот «ИНПК Трейдинг» за 2018 год вырос более чем на 40 процентов, или на миллиард рублей по сравнению с предыдущим годом. Потребности наших клиентов кратно превышают наши мощности по производству, и чтобы удовлетворить спрос, мы и развиваем направление трейдинга. Так, «ИНПК Трейдинг» занимается закупкой нефти и оптовой торговлей нефтепродуктами, полученными по давальческой схеме переработки, согласно номенклатуре Каменского НПЗ.
— Когда вы решили выйти на строительный рынок?
— Это было взвешенное и обдуманное решение. Стратегически неверно, когда группа компаний зависит от какого-то одного направления. Мы понимали, что можем клиентам предложить такой продукт, которого не было на рынке — посёлок «Донской», наш первый девелоперский проект, является этому подтверждением. Первая очередь «Донского» построена, рекордно быстро продана и заселена. Во второй очереди построена одна улица, и мы держим заданный темп. Дальше были многоэтажный «Тесла Дом» в Батайске (на момент ввода в эксплуатацию было продано 97 процентов квартир) и коттеджный посёлок комфорт-класса «Сквер» (уже продано более 60 процентов имеющихся участков).
Для продолжения второй очереди «Донского» мы уже завершили проектирование и готовы приступать к строительству дороги по улице Ставропольской, которая соединит западный Батайск с федеральной трассой для прямого выезда в Ростов. Именно на улице Ставропольской мы начнём реализацию самого востребованного в современных мегаполисах формата — качественного многоквартирного малоэтажного жилья за городом. Кроме того, в этом году мы выйдем на стройплощадку нового многоэтажного ЖК в Батайске на 25 тысяч квадратных метров. Инвестиции в этот проект составят порядка 750 миллионов рублей. Также ведём переговоры по приобретению земельных участков в Ростове и Батайске для максимально быстрого запуска проектов уже в 2019 году.
— Какие участки в Ростове вы рассматриваете? И почему вас интересует ростовский рынок?
— Как только эти сделки будут закрыты, вы всё узнаете. Я считаю, что для нашей компании спрос важнее уровня конкуренции, поэтому мы и идём в Ростов, за потребителем. Нам есть что предложить клиентам.
— Вы занимаетесь строительством и многоэтажного жилья, и коттеджных посёлков. Где точки роста здесь, что сейчас в тренде?
— Это совершенно разные бизнес-модели. Новые правила в долевом строительстве ужесточают требования к застройщикам и доступ к финансированию. Это вызов для девелоперов, и будет очень интересно посмотреть, как с ним справится рынок, как это отразится на качестве объектов и уровне конкуренции. На рынке строительства коттеджных посёлков и малоэтажной застройки, я уверен, уровень конкуренции кратно вырастет, от чего только выиграют клиенты. Точно могу сказать: точка роста в девелопменте — это понимание того, что мы больше не продаём «метры квадратные», а создаём образ жизни и формируем комфортную среду проживания.
— На охранном рынке какие особенности вы можете выделить?
— Специфика рынка такова, что конкуренция и демпинг за последние семь лет привели к пятикратному сокращению стоимости мобильной охраны одного объекта при кратном росте всех расходов. Чтобы выжить, мы противопоставили этому повышение операционной эффективности (при помощи автоматизации и цифровизации бизнес-процессов) и выросли в несколько раз по количеству охраняемых объектов, чтобы на эффекте масштаба быть более эффективными из расчёта на один охраняемый объект. Дальнейшее развитие рынка я вижу в укрупнении охранных компаний путём слияний и поглощений.
— Как вы вырабатывали свои конкурентные преимущества в каждом направлении?
— Высокие темпы продаж в девелопменте были обеспечены за счёт точного попадания в потребности клиентов, грамотного позиционирования и яркого продвижения. В нефтяном направлении многолетняя лояльность клиентов при сопоставимом качестве нефтепродуктов достигается за счёт оперативности, комфортности взаимодействия и неукоснительного выполнения договорённостей. В охранном направлении тот факт, что большая часть клиентов приходит по «сарафанному радио», говорит о многом. Но самое главное конкурентное преимущество — это команда открытых, ответственных и страстных профессионалов. А с переходом на гибкие системы управления наша компания обретает большую адаптивность в столь стремительно меняющемся мире.
— С какими вызовами сталкивается ваша компания? Как их преодо-
левать?
— Мы живём в нестабильном, неопределённом, сложном и неоднозначном мире. Для такого мира американцы даже придумали специальный термин — мир VUCA (Volatility — нестабильность, uncertainty — неопределённость, complexity — сложность и ambiguity — неоднозначность. — «Эксперт ЮГ»). Чтобы выжить в этом мире, нужно быть быстрым, гибким, способным постоянно учиться и адаптироваться, подстраиваясь под современные требования. Поэтому вызовы — это неотъемлемая и уже даже будничная часть работы.
Возьмём, например, строительное направление. Снижение покупательской способности населения — это вызов? Конечно. А изменения законодательства? Несомненно. Вопрос в том, как их воспринимать. Если вызов для тебя равен препятствию, ты заведомо проиграл. Если же вызов — это стимул к тому, чтобы добиться цели, тогда это шаг к успеху.
— Компания же не может повлиять на покупательскую способность людей...
— Да, но компания может захватить долю рынка у наших коллег-конкурентов. Мы понимаем, чем можем приятно удивить наших клиентов, чтобы они выбрали именно нас.
— Вам комфортно вести бизнес в Ростовской области?
— Мы планируем выходить с проектами в другие регионы. Однако база бизнеса или, говоря на западный манер, штаб-квартира и сердце группы будет в Ростовской области. Мы планируем и дальше развивать экономику Дона, организовывать новые рабочие места и пополнять бюджет налоговыми отчислениями.