Финансовые технологии как драйвер развития

Владислав Лейбов
1 июля 2019, 00:00

Политика импортозамещения сыграла на руку компаниям пищевой промышленности. Рынок стал для них лучше, и, как следствие, вырос спрос на кредиты. Вместе с тем, растёт и интерес к новым банковским технологиям

ЮНИКРЕДИТ БАНК
Читайте Monocle.ru в

Локомотивами развития на Северном Кавказе в последнее время стал не только сектор АПК, но также и парфюмерно-косметическая отрасль и производство электронных компонентов и материалов. Поддерживать бизнес со стороны банковского сектора помогают высокотехнологичные решения, рассказала управляющий ставропольским филиалом АО «ЮниКредит Банк» Светлана Хадыка.

— Какова ваша оценка сегодняшнего состояния крупного бизнеса в Ставропольском крае?

— Нынешнее состояние предприятий довольно неоднородно и сильно зависит не столько от отрасли, а скорее от масштабов бизнеса и качества менеджмента. Кроме того, на бизнес продолжают влиять снижение платёжеспособности и спроса со стороны населения, а также усиление налогового администрирования.

— Какие отрасли показывают наибольшую динамику развития, с чем это связано?

— У нашего региона есть как минимум три точки роста: сельское хозяйство, промышленность (преимущественно химическая и пищевая), а также туризм. Что касается сельского хозяйства, то эта отрасль, в том числе за счёт мер государственной поддержки, продолжает оставаться одним из локомотивов региональной экономики, из года в год показывая хорошие темпы роста. Скажем, в нашем региональном кредитном портфеле на агроотрасль приходится более 15 процентов. И эта доля, очевидно, будет расти за счёт появления новых качественных отраслевых заёмщиков.

— Работает ли импортозамещение в отрасли АПК?

— За последние несколько лет ситуация в кредитовании агросектора существенно оживилась именно на волне импортозамещения. На примере ставропольского филиала могу констатировать, что ЮниКредит Банк не оставлял без внимания финансирование предприятий агропромышленного производства и ранее, однако удельный вес таких компаний в общей массе кредитов был невелик. При этом финансирование, как правило, предоставлялось сельхозпредприятиям, входящим в крупные производственные холдинги, агробизнес которых не являлся их основным профильным направлением. Другими словами, риски сельхозотрасли снижались за счёт существенной поддержки других отраслей бизнеса холдинга.

Сейчас наработанный нами опыт, достаточный уровень компетенций, благоприятная рыночная конъюнктура вкупе с мерами господдержки позволяют предоставлять финансирование компаниям stand alone, то есть компаниям, которые в полной мере самостоятельно отвечают качественным параметрам риск-профайла.

— А в каких ещё отраслях, кроме сельского хозяйства, есть успешные проекты по импортозамещению?

— Другим примером эффективного использования инструментов частно-государственного партнёрства в области импортозамещения и развития экспорта является участие банка в финансировании проектов наших клиентов в парфюмерно-косметической отрасли и в отрасли производства электронных материалов и компонентов.

— Каковы в вашем банке критерии отнесения компаний к корпоративному бизнесу?

— Наши критерии просты: среднегодовой объём продаж компании за два последовательных года должен быть не ниже 300 миллионов рублей.

— Кредитование — одна из основных банковских услуг. А ещё какие банковские продукты востребованы корпоративными клиентами?

— Востребованы высокотехнологичные решения по управлению корпоративной ликвидностью и комплексное обслуживание экспортно-импортных транзакций. Всё чаще наш банк на фоне укрупнения бизнеса клиентов привлекается в качестве консультанта к сделкам слияния-поглощения.

— Как и насколько услуги дистанционного банковского обслуживания (ДБО) изменяют ситуацию в корпоративном бизнесе?

— Уже ни для кого не секрет, что банковский бизнес в последние несколько лет очень динамичен: за последние пять лет изменений больше, чем за предыдущие полвека. Очевидно, чтобы выдержать высокий уровень конкуренции, банки должны быть высокотехнологичными, гибкими и готовыми к кардинальным изменениям. Модное слово «диджитализация» означает, по сути, что мы, кредитные учреждения, должны соответствовать изменившимся ожиданиям наших клиентов.

— Какие сервисы ДБО пользуются максимальным спросом среди корпоративных клиентов?

— Наша система ДБО является собственной разработкой Группы UniCredit и отвечает современным стандартам безопасности. Основной функционал ДБО предусматривает электронный обмен всеми видами платёжных документов. У клиента есть масса возможностей для настройки системы ДБО под свои потребности. Например, в системе предусмотрены отдельные доступы к модулям валютного контроля, гибкие разграничения прав пользователей, возможно управление финансовыми потоками компаний группы из единого интерфейса системы.

Всё это позволяет заменить физическое обращение в банк по операционным вопросам. Удалённый обмен ускоряет обработку документами и носит уже привычный характер — более 95 процентов клиентов используют данный сервис. Корпоративные клиенты постоянно оптимизируют внутренние процессы и запрашивают интеграцию своих учётных систем с системами банка для повышения эффективности и безопасности обмена расчётными документами.

— Насколько сегодня важен личный контакт сотрудников и руководства банка в работе с такими клиентами?

— Личные контакты, безусловно, очень важны, полезны и эффективны для обмена опытом, обсуждения стратегии и развития, оперативного реагирования и принятия решений. Поскольку банк всё чаще выступает не провайдером какой-то конкретной услуги, а стратегическим консультантом.

— Ваш банк работает в России уже 30 лет, из них 15 лет — в Ставропольском крае. Расскажите немного об истории создания банка, о его выходе на юг России.

— История ЮниКредит Банка на Ставрополье началась с открытия представительства в январе 2004 года на арендованной площади размером чуть более 40 квадратных метров. Целевым ориентиром для персонала представительства из трёх человек в тот период стала работа по привлечению и обслуживанию крупнейших корпоративных клиентов региона.

Тремя годами позже был открыт кредитно-кассовый офис для работы с розничными клиентами. А в начале 2009 года начались операции с корпоративными и розничными клиентами в режиме полноформатного филиала.

Ещё одно значимое событие — открытие в 2012 году федерального операционного центра обработки розничных кредитов, который был призван выполнять функции централизованного бэк-офиса для всего банка. Новый проект явился частью инвестиций ЮниКредит Банка в регион, цель которых — создание новых рабочих мест.

Ну, а сегодня ставропольский филиал ЮниКредит Банка прочно удерживает позиции в числе ведущих корпоративных банков на региональном рынке. Мы сохраняем статус одного из ключевых, а в ряде случаев и ключевого банка-партнёра для значительного числа системообразующих и социально значимых компаний региона.

— Банк в регионе работает только с предприятиями Ставропольского края?

— Сейчас мы предоставляем финансирование предприятиям не только Ставропольского края, но и компаниям, расположенным на территории Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

— Насколько сильна сегодня конкуренция за клиентов в Ставропольском крае?

— Конкуренция на банковском рынке края всегда была очень сильной. Нашим ключевым конкурентным преимуществом все эти годы была прогнозируемая кредитная политика, направленная не только на постоянный поиск новых клиентов, но, что не менее важно, и на дальнейшее развитие бизнеса наших действующих клиентов, со многими из которых мы сотрудничаем более 10 лет. Благополучно пережив с ними несколько сложных периодов в экономике, мы ещё сильнее укрепили свои позиции в регионе. Клиенты хорошо помнят о той поддержке, которую мы им оказывали в условиях турбулентности на финансовых рынках.

— Ваш банк принадлежит к крупному международному холдингу. Какие преимущества это даёт?

— Принадлежность к международной банковской группе UniCredit, безусловно, является важным конкурентным преимуществом. На сегодняшний день группа UniCredit — это ведущий европейский коммерческий банк с присутствием на 14 ключевых рынках в Европе, а также в 18 других странах мира.

Поэтому очевидно, что в числе ключевых преимуществ группы UniCredit — сильный европейский бренд, широкое географическое присутствие и значительный накопленный опыт в сфере международных финансовых решений и технологий банковского обслуживания. Всё это позволяет корпоративным клиентам получать доступ к зарубежному фондированию от банков группы и других международных финансовых институтов.

— Каковы основные показатели работы банка в Ставропольском крае?

— 2018 год был успешным для ставропольского филиала. Ориентир на рост доходов, получаемых от некредитного бизнеса, позволил нам обеспечить прирост депозитного портфеля крупных корпоративных клиентов почти в три раза, общий размер некредитных доходов в 2018 году увеличился более чем на 18 процентов. Что же касается кредитно-документарного портфеля, то прошедший год, несмотря на существенное усиление конкуренции, продемонстрировал 20 процентный рост.

— Назовите, если возможно, несколько знаковых для филиала клиентов и проектов.

— Что касается знаковых для нашего филиала проектов, то в декабре ставропольский филиал ЮниКредит Банка и АО «Арнест» подписали соглашение о предоставлении линии для осуществления документарных операций. В рамках данного соглашения нами выдана банковская гарантия в сумме 463 миллиона рублей на срок 61 месяц за компанию ООО «Аэробалл». Цель гарантии — обеспечение обязательств по договору займа, предоставляемому Российским фондом технологического развития на финансирование инвестиционных затрат группы компаний в рамках проекта «Создание современного эспортоориентированного производства алюминиевых баллонов на территории Ставропольского края».

— В чём заключается проект?

— Реализация предполагает создание нового производства алюминиевых баллонов для упаковки аэрозольной продукции парфюмерно-косметического назначения. Локализация производства позволит исключить из конечной стоимости баллонов ввозные таможенные пошлины на сырьё, снизить транспортные расходы и убрать транспортный брак, что даст возможность существенно экономить на логистике, ведь повреждения баллонов в процессе транспортировки могут составлять до 30 процентов.

ЮниКредит Банк обладает широкой экспертизой в части использования различных инструментов государственной поддержки в сфере кредитования. Эта сделка — пример эффективного использования предприятием одной из таких программ, которая позволила нашему клиенту привлечь финансовые ресурсы на очень выгодных условиях.

— Какие банковские продукты будут служить драйвером роста корпоративного бизнеса банка?

— В последнее время мы отмечаем рост числа клиентов сельскохозяйственного профиля, а также наблюдается осторожная активность корпоративных компаний в части запросов на инвестиционное финансирование: модернизацию или расширение действующего бизнеса. Интерес проявляется и к финансированию новых проектов, в том числе в рамках государственных программ субсидирования кредитов.

Этот рынок становится всё более конкурентным, но, обладая достаточными компетенциями и отлаженными бизнес-процессами, мы с оптимизмом смотрим на увеличение нашей доли на нём.