«Не с позиции просителей, а с позиции партнёров»

Олеся Меркулова
1 июля 2019, 00:00

Краснодарский фонд «Край добра» в 2018 году собрал 55,3 млн рублей на лечение тяжелобольных детей. Это делает его одной из крупнейших НКО по объёму пожертвований на юге России

ФОНД «КРАЙ ДОБРА»
Директор фонда «Край добра» Яна Сторожук

«Край добра» — один из крупнейших благотворительных фондов Краснодарского края. Фонду всего четыре года, но он собирает более 55,3 млн рублей на лечение тяжелобольных детей с разными диагнозами. В наблюдательном совете фонда «Край добра» — ведущие краснодарские врачи. Вот только несколько фамилий: главный врач Детской краевой клинической больницы Елена Клещенко, заведующий отделений онкологии и гематологии с химиотерапией Детской краевой клинической больницы Владимир Лебедев, врач-сурдолог-оториноларинголог консультативно-поликлинического отделения №2 той же больницы Ольга Пыжова и другие.

По словам директора фонда Яны Сторожук, фонд специально создал наблюдательный совет из врачей, которые непосредственно работают с тяжелобольными детьми, знают специфику лечения и могут дать оценку заявкам, поступающим в фонд. Именно они принимают решение о помощи, а фонд служит фандрайзинговой площадкой. Такое разделение экспертизы позволяет эффективно собирать и направлять благотворительные деньги. В интервью «Эксперту ЮГ» Яна Сторожук рассказала, как она пришла в благотворительность и как работать с бизнесом, СМИ и людьми, чтобы собирать пожертвования.

— Можно ли выделить какие-то стадии становления фонда «Край добра»?

— Фонд «Край добра» зарегистрирован в 2015 году. Он стал преемником благотворительной программы помощи детям с тяжёлыми заболеваниями в другой некоммерческой организации, которую я курировала. В этой организации было семь направлений. А мне хотелось заниматься только одним — помощью тяжелобольным детям. Когда у тебя семь направлений, сложно на все находить ресурсы. Как мне кажется, когда у тебя ресурсы ограничены, нужно расставить приоритеты и работать над одной проблемой.

— Ваш наблюдательный совет состоит в основном из врачей. Почему так?

— Наблюдательный совет из врачей — это принципиальное решение нашего фонда, потому что  мы помогаем детям с тяжёлыми и часто редкими заболеваниями. Наблюдательный совет - это коллегиальный орган,  который состоит из лучших краевых детских врачей, рассматривает каждую историю ребенка, оценивает его состояние и принимает решение. И только потом фонд выделяет средства на помощь этому ребёнку: руководитель фонда без решения совета не имеет права распоряжаться средствами.

— Как вы сами измеряете эффективность работы фонда?

— В 2018 году фонд собрал более 55,3 миллиона рублей и помог 197 детям. Они получили помощь благодаря собранным пожертвованиям. Но измеритель, о котором вы спрашиваете, — из бизнеса. Безусловно, объём собранных пожертвований даёт нам возможность устойчивого развития. Но, мне кажется, «третий сектор» так оценивать нельзя — если ты спас жизнь даже одному ребёнку, то уже хорошо сработал.

Фонд «Край добра» — один из крупнейших по объёму пожертвований на Юге. Как вы выстраивали схему сбора пожертвований?

— У всех благотворительных организаций примерно одни источники — пожертвования частных и юридических лиц. В нашем фонде соотношение частных и корпоративных пожертвований примерно 60 на 40.

На привлечение частных пожертвований работают, в первую очередь, масштабные акции. Например, акция «Пасхальный звон», направленная на сбор средств для детей с нарушениями слуха, ежегодно собирает около 5 миллионов рублей. В 2018 году провели новогодний теле-радиомарафон при поддержке канала «Кубань24», который собрал 16 миллионов рублей. Есть у нас телевизионный проект «Край добра», который тоже помогает привлекать пожертвования. Он уже четыре года в эфире. Есть совместные проекты с бизнесом. Например, «Dimcoffe» регулярно отчисляет пожертвования с продаж кофе, строительная компания «Алмакс» работает с нами подобным образом. Нас также поддерживает администрация Краснодарского края.

У фонда есть социальный бренд и определённая степень доверия со стороны жителей края и СМИ, выстроены коммуникации с разными аудиториями. Самое важное — это выстраивание коммуникаций.

Праздник для детей в краевом детском онкогематологическом отделении в международный день детей, больных раком. 2017 год 53-1.jpg ФОНД «КРАЙ ДОБРА»
Праздник для детей в краевом детском онкогематологическом отделении в международный день детей, больных раком. 2017 год
ФОНД «КРАЙ ДОБРА»

— Как вам удалось выстроить общение со СМИ? У многих НКО это не получается.

— Это действительно большая проблема. Во многих регионах нет такой поддержки со стороны СМИ, как в Краснодарском крае. И я очень благодарна каналу «Кубань24», который безвозмездно занимается этим проектом. Я думаю, это связано с доверием к организации. Чтобы СМИ помогали НКО, они должны быть подотчётны, прозрачны и понятны, потому что СМИ тоже боятся попасться на мошеннические сборы. И второе: нужно выстраивать отношения не с позиции просителей, а с позиции партнёров, искать, чем организация может быть интересна изданию.

— Считаете ли вы, что у вас сложилась команда про-
фессионалов?

— Да, у нас есть костяк штата в 10–12 человек, от фандрайзера до юриста, которые стали профессионалами в «третьем секторе», а начинали волонтёрами. Если раньше я ездила учиться (и до сих пор езжу), то в прошлом году я выступала на большой профессиональной конференции «Подари жизнь». Для меня важно, чтобы люди, которые приходят в фонд, всё время учились и были мотивированы работать именно в благотворительности. В фонде просто быть менеджером, на мой взгляд, невозможно. Сейчас в стране есть такая практика, когда благотворительные организации нанимают коммерческих менеджеров. Как правило, им очень сложно быть эффективными в НКО из-за мотивации.

У меня есть сотрудница, которую я пригласила работать, потому что она смогла собрать большую сумму пожертвований своей племяннице. «Край добра» так и познакомился с ней, так как тоже помогал этой девочке. У неё очень хорошие организаторские способности и сильная мотивация. Такие люди нам нужны.

Но это не значит, что нам нечему уже учиться. Кроме того, не всегда хватает ресурсов для реализации своих знаний. Мы всё-таки некоммерческий сектор, и большинство пожертвований стремимся направить на то, чтобы помочь детям, а не на крутые технологии, о которых мы знаем, но, к сожалению, пока не можем их себе позволить.

— Какие источники финансирования проектов вы считаете наиболее перспективными?

— Для нас перспективными источниками сбора средств являются онлайн-пожертвования частных лиц, так как в онлайне ты можешь работать со всей страной, а не только на региональном уровне. Конечно, это требует своей стратегии, так как люди в интернете устают от бесконечных картинок больных детей. Вообще именно частные лица часто обеспечивают стабильность НКО, потому что бизнес мыслит себя в рынке, и, если у него продажи падают, он перестаёт жертвовать, а люди у нас всегда готовы делиться хотя бы небольшими суммами. Я часто вижу, что бабушки с пенсии перечисляют деньги по СМС. Но регулярные, но стабильные пожертвования от бизнеса – тоже важно направление.

— Как далеко фонд сегодня планирует свою деятель-
ность?

— В фонде пишется годовой фандрайзинговый план, исходя из анализа предыдущего года. Мы смотрим, сколько у нас было детей, сколько потребовалось средств для их лечения. Но этот план всё равно корректируется в течение года в зависимости от поступающих заявок и сборов. Смету по организации работы фонда тоже пишем на год.

Новый год в детской больнице для подопечных фонда 54-1.jpg ФОНД «КРАЙ ДОБРА»
Новый год в детской больнице для подопечных фонда
ФОНД «КРАЙ ДОБРА»

— Какие задачи вы ставите перед организацией на ближайшую перспективу?

— Главные задачи — сохранение устойчивости работы фонда, несмотря на экономическую ситуацию в стране, расширение географии сбора пожертвования, рост числа пожертвований.

— Мы видим множество примеров, когда социальные проекты реализуются людьми, которые не считают нужным регистрировать НКО. Обязательно ли это делать и почему?

— Когда ты собираешь средства своему ребёнку, ты можешь не регистрировать НКО, а мы занимаемся благотворительной деятельностью профессионально и в больших объёмах. Неправильно собирать пожертвования в таком объёме без юридических механизмов. Кроме того, инициативная группа сегодня есть, а завтра уже нет, а фонд — это каждодневная работа со всеми правовыми аспектами.

— Вы изучаете общественное мнение о состоянии проблемы, которой занимаетесь?

— Мы изучаем и мониторим аналитику — как люди жертвуют, на кого они жертвуют, потому что тенденции в «третьем секторе» — общефедеральные. Само отношение к благотворительности изменилось за пять лет.

Раньше я гораздо чаще сталкивалась с мнением, что помогать должно только государство. Сейчас и люди, и бизнес стали привыкать к благотворительности как системе. Безусловно, есть сложные темы, на которые собирать пожертвования очень непросто. Это и расстройства аутического спектра у детей и взрослых, и ДЦП. Но даже там потихоньку меняется ситуация, в том числе благодаря федеральным фондам, которые делают большую просветительскую работу.

— Какие препятствия для развития некоммерческого сектора вы считаете главными?

— В некоммерческом секторе всегда не хватает ресурсов, из-за этого тяжело решать кадровые, административные вопросы, внедрять новые технологии. Кроме того, мы больше, чем кто-либо, зависим от экономической ситуации в стране. Это влияет на устойчивость «третьего сектора».

— Кто, на ваш взгляд, является локомотивом развития некоммерческого сектора на данном этапе? Власть, крупный бизнес, сами НКО, активные граждане?

— Безусловно, сами НКО, которые проделали огромную работу, чтобы им стали доверять люди, бизнес и власть, стали экспертами в тех проблемах, которыми занимаются. Без НКО миллионы для поддержки разных людей рублей не будут эффективны, потому что управлять благотворительными сборами нужно уметь.

— Что вас лично больше всего мотивирует заниматься этим видом деятельности?

— Пять лет назад «Русфонд» собирал средства для девочки из Туапсе Иоланты Маматказиной. У нее был рак сетчатки глаза. Я тогда помогала собирать деньги для её лечения. Когда удалось собрать 1,6 миллиона рублей и отправить девочку на лечение, это стало переворотом в моей жизни. Сама возможность в тяжёлой ситуации помочь ребенку, потому что редкая семья способна найти деньги на лечение самостоятельно, оказала на меня сильнейшее воздействие. Я тогда работала в пресс-службе Туапсинского порта, но меня позвали в благотворительность, и я ушла из коммерческой компании и ни разу об этом не пожалела, хотя после мне много раз предлагали хорошие должности в коммерческих компаниях. Многие говорят об эмоциональном выгорании в благотворительности, но я получаю огромное удовольствие, работая в фонде. Когда к тебе приходят дети, которых ты видел в больнице, где они не могли самостоятельно ходить, есть, это большая радость. Когда ты меняешь чью-то жизнь, даже одну, это дорогого стоит. Для меня это главная мотивация. Кроме того, в фонде просто интересно работать. Здесь много общения с разными аудиториями и не меньше интересных задач, чем в бизнесе.