В экономике самое время для счастья

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 июля 2019, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Третий Форум социальных инноваций регионов, прошедший в конце июня, пронизывала тема счастья — и я не помню её столь серьёзной интервенции в современную повестку. Сам форум, курируемый Советом федерации, в этом году проходил в столице и при подавляющем преимуществе Москвы, которая в урбанистике в последние годы — законодатель мод в России. Значит, велика вероятность того, что скоро с форумов всех регионов России зазвучит сплошное счастье.

На самом деле нас уже давно окружают координаты оценок. Например, в июне Ростов-на-Дону возглавил рейтинг самых агрессивных городов России — рейтинг выведен по результатам опроса жителей городов, которое проводило агентство Zoom Market. Вопросы задавались простые: считаете ли себя агрессивными, часто ли проявляете агрессию или становитесь её жертвой. Всё это сфера оценки, зависящая и от темперамента, и от местечкового мифотворчества. То есть ростовчане сами ответственны за новый титул. Далее, у «Русского Репортёра» много лет шёл проект «Рейтинг российских мегаполисов», методика которого в конечном счете ставила во главу угла восприятие горожанином своего города. И в этом рейтинге всегда оказывалось, что жителям Краснодара свой город нравится гораздо больше, чем жителям Ростована-Дону свой, иногда даже вопреки объективным показателям. И неясно, то ли ростовчанам гордиться развитым критическим мышлением, то ли задуматься о том, чего им в городе не хватает для счастья. Эффект новизны в данном случае происходит от понимания, что содержимое голов — это тоже своего рода реальность, которую можно и нужно наблюдать в процессе. 

Экономика счастья — известная мировая тема, возникшая ещё в семидесятые на стыке экономики, социологии и психологии. По сути, эта теория про то, что на «субъективное самоощущение удовлетворенности жизнью» влияют не только макроэкономические показатели, но и такие факторы, как здоровье, продолжительность жизни, уровень образования, количество свободного времени, творческая самореализация. 

Вот названия некоторых секций помянутого форума — «Экономика счастья: новое видение эволюции государства», «Как создавать счастливую среду вокруг себя», «Урбанистика счастья: как построить город для людей?», «Всё, что нужно знать о счастье. Переосмысление психологии», «Инфраструктура счастья в организации», «Счастье быть нужным», «Управление личным счастьем». Даже в этих названиях — целая вертикаль счастья: страна, город, компания, сообщества, личность. А что обсуждают на практике? Удобные сервисы, например, для ежегодной диспансеризации, которая, по оценкам, продлевает жизнь на десять лет. Программы городского развития — наиболее гибкий инструмент в руках муниципалитетов, за счёт настройки которого город действительно можно повернуть к человеку. Устранение откровенных зон несчастья, таких как детская бедность, одинокая старость. Но чем дальше, тем сложнее. Говорят о том, что в мире 87% людей несчастливы на работе, хотя для кого-то, мы понимаем, было бы счастьем иметь хорошую работу. И это уже вопрос создания в компании культуры, которая бы обеспечивала эмоциональное вовлечение. И этот разговор обязательно приходит к вопросу о самореализации, без которой ничего не радует. А тонкость такой задачи, как включение в человеке этого тумблера, пока не ассоциируется с  государственным масштабом. 

То есть счастье требует профессионального подхода. Он основан на целях устойчивого развития, принятых ООН. Таких целей 17, среди них ликвидация нищеты, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, достойная работа, устойчивые города, уменьшение неравенства. Сказать, какая из них не имеет отношения к счастью, довольно трудно. Уже несколько лет идёт попытка интеграции этих целей в российскую экономику — например, через ежегодные доклады Аналитического центра при правительстве РФ о состоянии человеческого капитала в стране. Важный сюжет такой интеграции — оцифровка каждого направления, разработка показателей, через которые можно движение к этим целям отслеживать. На данный момент в России разрабатываются только 69 из 244 показателей целей устойчивого развития. Недавно Ростовстат показал, как это может быть, на примере Ростовской области: ведомство совместно с банком «Центр-инвест» выпустило книгу, которая показывает регион в разрезе целей устойчивого развития. Это значит, что наблюдать и оценивать социально-экономическое развитие можно не по отгруженным тоннам и введённым квадратным метрам, а по движению к решению конкретных масштабных проблем. Разворота показателей давно не хватало, ведь лозунг о развороте городов к человеку прозвучал ещё десять лет назад в национальном докладе «Развитие городов», который представила Россия в Китае. Только сейчас оформляется прагматика этой идеологии. Перспективный сюжет, прозвучавший на форуме, — разработка Росстатом национального стандарта благополучия, который должен отражать обеспеченность каждого гражданина минимальными условиями для достойной жизни.

Кажется, что тема счастья — неплохая альтернатива теме экономического роста. В этом есть определенная ирония, учитывая нашу нынешнюю способность к росту. Но можно вспомнить, как экономист Д. Харви обосновал, что сама идея роста как высшего блага — идея капиталистов, заинтересованных в постоянной экспансии. Для них уютная стабильно работающая кофейня/город/страна — это непривлекательный объект, в который невозможно вложить деньги, поскольку объект удовлетворён своим состоянием. А вот посетители и хозяева этого кафе или страны могут быть в полной мере удовлетворены — или даже счастливы — тем, что могут заниматься любимым делом, комфортно проводить время. Вот только если гармоничную кофейню найти уже не проблема, то с гармоничным городом пока всё куда сложнее.