Майкопский государственный технологический университет (МГТУ, Адыгея) стал первым вузом России, реализующим пилотный проект «Бережливый вуз». Куратором проекта выступает госкорпорация «Росатом». В рамках него определяются ключевые вопросы в работе вуза, среди которых система подачи жалоб и предложений от студентов, оптимизация расходов на коммунальные услуги, внедрение современных технологий для хранения и обработки данных. Решать эти проблемы начали с помощью инструментов бережливого производства. На принципах эффективного управления будет выстраиваться и работа всего учебного заведения.
Опыт вузов, которые внедряют бережливые технологии в свою управленческую систему, будет тиражироваться: в России уже создана Ассоциация бережливых вузов, в которую вошёл МГТУ. Возглавила организацию ректор майкопского университета Саида Куижева. В интервью «Эксперту ЮГ» она рассказала о роли вузов во внедрении принципов бережливого производства и опыте МГТУ в подготовке кадров для рынка труда, основанного на идеологии бережливости.
— По вашей оценке, насколько глубоко методы бережливого производства внедрены в бизнес-процессы компаний?
— В последнее время бережливое производство всё чаще оказывается в центре внимания не только производственников, но и представителей госуправления, организаций социальной сферы и многих других. Этому способствуют два главных фактора. Во-первых, государство ищет пути повышения эффективности экономики, что нашло, в частности, отражение в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Во-вторых, сами предприятия находятся в постоянном поиске резервов для повышения производительности труда. И здесь бережливое производство предоставляет большие возможности, поскольку позволяет без существенных затрат в несколько раз сократить время протекания разных бизнес-процессов. Нужно отметить, что идеология бережливого производства сегодня находит более широкое применение в среде крупных организаций. В своей работе принципами бережливого производства руководствуются такие компании, как «Росатом», РЖД, «Почта России», «Русал», «Еврохим» и другие. Этому способствует ряд особенностей крупных компаний — частая повторяемость бизнес-процессов, что создаёт эффект масштаба, большие возможности по концентрации ресурсов и обучению персонала. Но для значительного количества организаций бережливое производство пока не стало руководящей идеологией, и в этом плане ещё многое предстоит сделать.
— Какова роль научного сообщества и вузов во внедрении принципов бережливого производства?
— Бережливое производство — это лишь видимая часть более глубокого понятия — бережливого мышления или даже бережливой культуры, которая воспитывается в обществе на протяжении длительного времени. Именно такой путь прошли Япония, которую некоторые считают родиной бережливого производства, Германия и ряд других стран с развитой экономикой.
Но мы не можем позволить себе ждать, пока со сменой нескольких поколений сформируется бережливая культура. Процессом нужно управлять, чтобы ускорить его. Эту задачу и должна решать система образования, причём начинать нужно с детского сада, а затем продолжать в школе и вузе. Именно такая модель для развития бережливого мышления создана в Адыгее под руководством главы республики Мурата Кумпилова и при поддержке ГК «Росатом». В Майкопском государственном технологическом университете создан обучающий центр «Фабрика процессов», где прошли обучение представители всех уровней системы образования республики, государственного и муниципального управления, организаций социальной сферы — всего более 600 человек.
Пройденный МГТУ путь типичен для вузов тех регионов, в которых по инициативе и при поддержке «Росатома» стали внедряться философия, принципы и инструменты бережливого производства в рамках таких масштабных проектов, как «Бережливое правительство» и «Бережливая поликлиника». Именно в этих регионах появились университеты, которые в 2018 году объединились в Ассоциацию бережливых вузов. В эту ассоциацию (сейчас в ней 10 вузов) МГТУ вошёл как один из активных организаторов и участников. Ассоциация развивает идеи бережливости и выстраивает системы всеобщего обучения инструментам и методам бережливого производства на уровне вузов.
— Как вы сотрудничаете с компаниями в сфере внедрения принципов бережливого производства?
— Один из принципов бережливого производства — «вытягивание», в соответствии с которым любые действия должны выполняться как реакция на запрос потребителя (противоположность «вытягиванию» — «выталкивание»). И пока можно сказать, что такой запрос ещё не сформировался в каком-то конкретном виде, он до конца не осознан. Не всегда задача повысить производительность труда находит решение в применении бережливого производства: есть и другие способы, например, цифровизация, автоматизация производств.
Для тех предприятий и организаций, которые заинтересованы в применении принципов бережливого производства, университет предоставляет возможность обучения персонала, консалтинговой поддержки и сопровождения процессов реализации бережливых проектов. В остальном вузы, и наш МГТУ в частности, активно участвуют в популяризации бережливого производства.
— Насколько остра проблема кадров для рынка труда, основанного на принципах бережливого производства?
— Потребность в специалистах, способных многократно улучшить работу предприятия, всегда была высока. В настоящее время эта потребность ощущается особенно остро, так как в сложившейся демографической ситуации организации уже начинают испытывать кадровый голод. А специалистов, имеющих в своем арсенале бережливые знания и умения, на рынке труда практически нет. Сейчас дефицит таких кадров в некоторой степени компенсируется предложением различных консалтинговых фирм, однако основная идея бережливого производства — именно реализация творческого потенциала работников самого предприятия, а не помощь извне. Разовая реализация бережливого проекта приводит к разовому результату. Мы же выступаем за системное внедрение бережливого производства через подготовку кадров, обучение персонала, модернизацию системы управления.
— Каковы основные направления сотрудничества предприятий и вузов в части подготовки специалистов в области бережливого производства?
— В плане подготовки специалистов наш вуз идёт несколькими путями, часть из которых может стать образцом для тиражирования. Так, помимо реализации программ дополнительного профессионального образования, работы обучающего центра «Фабрика процессов», в учебные планы ряда направлений подготовки мы ввели дисциплину «Основы бережливого производства». Это не факультатив, а обязательная часть образовательного процесса. Уже через год-два наши выпускники, владеющие инструментами бережливого производства, выйдут на рынок труда. Кроме того, в МГТУ применяется такой инновационный подход, как система проектного обучения: студенты разных направлений подготовки объединяются в проектные группы и работают над реальным заказами предприятий региона. Таким образом, ребята на стадии обучения получают опыт решения практических задач и знакомятся с потенциальными работодателями. Обязательной частью проектного обучения является также освоение философии, принципов и инструментов бережливого производства.
— Какие задачи в сфере развития внедрения бережливого производства можно назвать приоритетными? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени мотивирует компании заниматься внедрением бережливого производства?
— Нам, как представителям системы образования, в первую очередь хотелось обратить внимание на необходимость шире освещать вопросы бережливого производства в образовательном процессе. Это — долгосрочный ориентир. А главным текущим мотиватором для внедрения бережливых технологий на предприятиях и в организациях является стремление обеспечить рост производительности труда не меньше среднерыночного, а лучше — стать лидером отрасли по этому показателю. В первую очередь бережливое производство рассматривается как инструмент укрепления рыночных позиций, повышения конкурентоспособности предприятия.
— Какие препятствия для повышения производительности труда вы считаете главными?
— Главное препятствие — неготовность персонала предприятий к изменениям. Это происходит по нескольким причинам: это и свойственный человеку консерватизм, заставляющий с осторожностью воспринимать всё новое и не стремиться менять привычный способ работы, и богатство природных ресурсов, которое не способствовало развитию бережливого к ним отношения (в отличие от Японии). Второй фактор со временем распространился и на такие ресурсы, как время и люди. А иногда бывает, что у работников отсутствует заинтересованность в улучшениях из-за непродуманности системы мотивации. Но в любом случае начинать необходимо с людей — обучать, развивать и вовлекать в процессы улучшения всех сфер жизни.
— Есть ли в составе вашего вуза структурные подразделения, на которые возложены функции внедрения бережливого производства? Как выстраивается работа в этом направлении внутри вуза, какие инструменты бережливого производства внедряются?
— С января 2018 года в университете реализуется проект «Бережливый вуз — МГТУ». Кроме того, в университете создан уже упоминавшийся обучающий центр «Фабрика процессов», действует система грантовой поддержки проектной деятельности для сотрудников и студентов университета.
Основа бережливого производства в вузе — это развитие ценности и уважения к студентам и научно-педагогическим работникам. Работа в этом направлении начинается с поиска и анализа проблем. В университете каждый, начиная от студента и заканчивая руководителем, может обозначать существующие проблемы. Среди таких вопросов — новая система подачи жалоб и предложений от студентов, оптимизация расходов на коммунальные услуги, внедрение современных технологий для хранения и обработки данных. Далее формируется команда сотрудников, заинтересованных в устранении этих проблем. И на каждом из этапов решения этих проблем применяются инструменты бережливого производства («5 почему», диаграммы Парето и Исикавы, картирование), позволяющие повысить качество анализа проблемных ситуаций. При систематизации проектов используется подход, основанный на использовании показателей SQDCM. Они отражают различные аспекты состояния университетской среды в соответствии с классификацией, принятой в бережливом производстве. Главный позитивный эффект бережливого проекта — в улучшении работы системы управления университетом.
Всего в университете с декабря 2017 года реализовано более 20 проектов. Важно отметить, что активными участниками проектных групп являются студенты. Более того, есть проекты, в которых студенты выступают руководителями. В каждом из них достигнуты улучшения, а по ряду проектов целевые характеристики улучшены в несколько раз — например, время протекания процесса, степень удовлетворённости студентов и преподавателей. В частности, скорость оформления документации для студентов не должна превышать 10 минут, а время подготовки любой справки для студента — не более одного дня. Заседания не могут длиться более часа, а очереди студентов на оформление документов вообще должны быть исключены.
— В развитие какого из направлений национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вуз готов включиться?
— Университет в разной степени может участвовать в каждом из трёх федеральных проектов, входящих в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Из ближайших планов — создание на базе университета регионального центра компетенций, который будет оказывать методическую и консалтинговую поддержку предприятиям, участвующим в проекте.