Первый бережливый вуз

Ксения Калиниченко
1 августа 2019, 00:00

Принципы бережливого производства сегодня проникают не только в бизнес-процессы компаний, но и в образовательные учреждения. Они встраиваются как в образовательные программы вузов, так и в их систему управления. Первым стал МГТУ

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МГТУ
Ректор МГТУ Саида Куижева

Майкопский государственный технологический  университет (МГТУ, Адыгея) стал первым вузом России, реализующим пилотный проект «Бережливый вуз». Куратором проекта выступает госкорпорация «Росатом». В рамках него определяются ключевые вопросы в работе вуза, среди которых система подачи жалоб и предложений от студентов, оптимизация расходов на коммунальные услуги, внедрение современных технологий для хранения и обработки данных. Решать эти проблемы начали с помощью инструментов бережливого производства. На принципах эффективного управления будет выстраиваться и работа всего учебного заведения.

Опыт вузов, которые внедряют бережливые технологии в свою управленческую систему, будет тиражироваться: в России уже создана Ассоциация бережливых вузов, в которую вошёл МГТУ. Возглавила организацию ректор майкопского университета Саида Куижева. В интервью «Эксперту ЮГ» она рассказала о роли вузов во внедрении принципов бережливого производства и опыте МГТУ в подготовке кадров для рынка труда, основанного на идеологии бережливости.

— По вашей оценке, насколько глубоко методы бережливого производства внедрены в бизнес-процессы компаний?

— В последнее время бережливое производство всё чаще оказывается в центре внимания не только производственников, но и представителей госуправления, организаций социальной сферы и многих других. Этому способствуют два главных фактора. Во-первых, государство ищет пути повышения эффективности экономики, что нашло, в частности, отражение в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Во-вторых, сами предприятия находятся в постоянном поиске резервов для повышения производительности труда. И здесь бережливое производство предоставляет большие возможности, поскольку позволяет без существенных затрат в несколько раз сократить время протекания разных бизнес-процессов. Нужно отметить, что идеология бережливого производства сегодня находит более широкое применение в среде крупных организаций. В своей работе принципами бережливого производства руководствуются такие компании, как «Росатом», РЖД, «Почта России», «Русал», «Еврохим» и другие. Этому способствует ряд особенностей крупных компаний — частая повторяемость бизнес-процессов, что создаёт эффект масштаба, большие возможности по концентрации ресурсов и обучению персонала. Но для значительного количества организаций бережливое производство пока не стало руководящей идеологией, и в этом плане ещё многое предстоит сделать.

Какова роль научного сообщества и вузов во внедрении принципов бережливого производства?

— Бережливое производство — это лишь видимая часть более глубокого понятия — бережливого мышления или даже бережливой культуры, которая воспитывается в обществе на протяжении длительного времени. Именно такой путь прошли Япония, которую некоторые считают родиной бережливого производства, Германия и ряд других стран с развитой экономикой.

Но мы не можем позволить себе ждать, пока со сменой нескольких поколений сформируется бережливая культура. Процессом нужно управлять, чтобы ускорить его. Эту задачу и должна решать система образования, причём начинать нужно с детского сада, а затем продолжать в школе и вузе. Именно такая модель для развития бережливого мышления создана в Адыгее под руководством главы республики Мурата Кумпилова и при поддержке ГК «Росатом». В Майкопском государственном технологическом университете создан обучающий центр «Фабрика процессов», где прошли обучение представители всех уровней системы образования республики, государственного и муниципального управления, организаций социальной сферы — всего более 600 человек.

Пройденный МГТУ путь типичен для вузов тех регионов, в которых по инициативе и при поддержке «Росатома» стали внедряться философия, принципы и инструменты бережливого производства в рамках таких масштабных проектов, как «Бережливое правительство» и «Бережливая поликлиника». Именно в этих регионах появились университеты, которые в 2018 году объединились в Ассоциацию бережливых вузов. В эту ассоциацию (сейчас в ней 10 вузов) МГТУ вошёл как один из активных организаторов и участников. Ассоциация развивает идеи бережливости и выстраивает системы всеобщего обучения инструментам и методам бережливого производства на уровне вузов.

Как вы сотрудничаете с компаниями в сфере внедрения принципов бережливого производства?

— Один из принципов бережливого производства — «вытягивание», в соответствии с которым любые действия должны выполняться как реакция на запрос потребителя (противоположность «вытягиванию» — «выталкивание»). И пока можно сказать, что такой запрос ещё не сформировался в каком-то конкретном виде, он до конца не осознан. Не всегда задача повысить производительность труда находит решение в применении бережливого производства: есть и другие способы, например, цифровизация, автоматизация производств.

Для тех предприятий и организаций, которые заинтересованы в применении принципов бережливого производства, университет предоставляет возможность обучения персонала, консалтинговой поддержки и сопровождения процессов реализации бережливых проектов. В остальном вузы, и наш МГТУ в частности, активно участвуют в популяризации бережливого производства.

Насколько остра проблема кадров для рынка труда, основанного на принципах бережливого производства?

— Потребность в специалистах, способных многократно улучшить работу предприятия, всегда была высока. В настоящее время эта потребность ощущается особенно остро, так как в сложившейся демографической ситуации организации уже начинают испытывать кадровый голод. А специалистов, имеющих в своем арсенале бережливые знания и умения, на рынке труда практически нет. Сейчас дефицит таких кадров в некоторой степени компенсируется предложением различных консалтинговых фирм, однако основная идея бережливого производства — именно реализация творческого потенциала работников самого предприятия, а не помощь извне. Разовая реализация бережливого проекта приводит к разовому результату. Мы же выступаем за системное внедрение бережливого производства через подготовку кадров, обучение персонала, модернизацию системы управления.

Каковы основные направления сотрудничества предприятий и вузов в части подготовки специалистов в области бережливого производства?

— В плане подготовки специалистов наш вуз идёт несколькими путями, часть из которых может стать образцом для тиражирования. Так, помимо реализации программ дополнительного профессионального образования, работы обучающего центра «Фабрика процессов», в учебные планы ряда направлений подготовки мы ввели дисциплину «Основы бережливого производства». Это не факультатив, а обязательная часть образовательного процесса. Уже через год-два наши выпускники, владеющие инструментами бережливого производства, выйдут на рынок труда. Кроме того, в МГТУ применяется такой инновационный подход, как система проектного обучения: студенты разных направлений подготовки объединяются в проектные группы и работают над реальным заказами предприятий региона. Таким образом, ребята на стадии обучения получают опыт решения практических задач и знакомятся с потенциальными работодателями. Обязательной частью проектного обучения является также освоение философии, принципов и инструментов бережливого производства.

Какие задачи в сфере развития внедрения бережливого производства можно назвать приоритетными? Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени мотивирует компании заниматься внедрением бережливого производства?

— Нам, как представителям системы образования, в первую очередь хотелось обратить внимание на необходимость шире освещать вопросы бережливого производства в образовательном процессе. Это — долгосрочный ориентир. А главным текущим мотиватором для внедрения бережливых технологий на предприятиях и в организациях является стремление обеспечить рост производительности труда не меньше среднерыночного, а лучше — стать лидером отрасли по этому показателю. В первую очередь бережливое производство рассматривается как инструмент укрепления рыночных позиций, повышения конкурентоспособности предприятия.

Какие препятствия для повышения производительности труда вы считаете главными?

— Главное препятствие — неготовность персонала предприятий к изменениям. Это происходит по нескольким причинам: это и свойственный человеку консерватизм, заставляющий с осторожностью воспринимать всё новое и не стремиться менять привычный способ работы, и богатство природных ресурсов, которое не способствовало развитию бережливого к ним отношения (в отличие от Японии). Второй фактор со временем распространился и на такие ресурсы, как время и люди. А иногда бывает, что у работников отсутствует заинтересованность в улучшениях из-за непродуманности системы мотивации. Но в любом случае начинать необходимо с людей — обучать, развивать и вовлекать в процессы улучшения всех сфер жизни.

Есть ли в составе вашего вуза структурные подразделения, на которые возложены функции внедрения бережливого производства? Как выстраивается работа в этом направлении внутри вуза, какие инструменты бережливого производства внедряются?

— С января 2018 года в университете реализуется проект «Бережливый вуз — МГТУ». Кроме того, в университете создан уже упоминавшийся обучающий центр «Фабрика процессов», действует система грантовой поддержки проектной деятельности для сотрудников и студентов университета.

Основа бережливого производства в вузе — это развитие ценности и уважения к студентам и научно-педагогическим работникам. Работа в этом направлении начинается с поиска и анализа проблем. В университете каждый, начиная от студента и заканчивая руководителем, может обозначать существующие проблемы. Среди таких вопросов — новая система подачи жалоб и предложений от студентов, оптимизация расходов на коммунальные услуги, внедрение современных технологий для хранения и обработки данных. Далее формируется команда сотрудников, заинтересованных в устранении этих проблем. И на каждом из этапов решения этих проблем применяются инструменты бережливого производства («5 почему», диаграммы Парето и Исикавы, картирование), позволяющие повысить качество анализа проблемных ситуаций. При систематизации проектов используется подход, основанный на использовании показателей SQDCM. Они отражают различные аспекты состояния университетской среды в соответствии с классификацией, принятой в бережливом производстве. Главный позитивный эффект бережливого проекта — в улучшении работы системы управления университетом.

Всего в университете с декабря 2017 года реализовано более 20 проектов. Важно отметить, что активными участниками проектных групп являются студенты. Более того, есть проекты, в которых студенты выступают руководителями. В каждом из них достигнуты улучшения, а по ряду проектов целевые характеристики улучшены в несколько раз — например, время протекания процесса, степень удовлетворённости студентов и преподавателей. В частности, скорость оформления документации для студентов не должна превышать 10 минут, а время подготовки любой справки для студента — не более одного дня. Заседания не могут длиться более часа, а очереди студентов на оформление документов вообще должны быть исключены.

В развитие какого из направлений национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» вуз готов включиться?

— Университет в разной степени может участвовать в каждом из трёх федеральных проектов, входящих в нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». Из ближайших планов — создание на базе университета регионального центра компетенций, который будет оказывать методическую и консалтинговую поддержку предприятиям, участвующим в проекте.