Ростовская компания «Южный градостроительный центр» создаёт программный продукт CRISALIDE — цифровую систему поддержки принятия решений по управлению городской средой, которая будет оценивать эффект от градостроительных преобразований на предпроектной стадии. Сейчас такую оценку отраслевые эксперты дают лишь приблизительно, CRISALIDE же позволит делать реальные расчёты социально-экономического эффекта. По словам директора Южного градостроительного центра Сергея Трухачёва, цифровая трансформация пока слабо затрагивает процесс управления городами. Несмотря на то, что цифровые технологии кардинально меняют восприятие городской среды, а также экономику города, эффективно использовать городские земли с помощью этих технологий пока не удаётся. В интервью «Эксперту ЮГ» он рассказал, как CRISALIDE изменит градостроительное планирование и диалог с застройщиками.
— Что собой представляет CRISALIDE как цифровой продукт?
— CRISALIDE (city replicable and integrated smart actions leading innovation to develop urban economies — приблизительный перевод на русский язык звучит так: «воспроизводимые и интегрированные “умные” процессы, ведущие к внедрению инноваций в развитие городской экономики») —программно-аппаратный комплекс, включающий в себя программное обеспечение (систему поддержки принятия решений, СППР) и демонстрационный модуль. Он позволяет моделировать градостроительное развитие отдельных частей и районов города, оценивать размещение городских сервисов. CRISALIDE — это СППР в области городского планирования, изначально ориентированная на российскую нормативную правовую базу, регламенты, систему и традиции управления. Работать это будет так: заданные параметры реализации градостроительного проекта вносятся в CRISALIDE, после чего система рассчитывает эффект, который получит город благодаря реализации проекта. Полученный результат используется при дальнейшем принятии решения о градостроительном освоении, либо как задание для более детального проекта.
— О каком эффекте идёт речь?
— CRISALIDE будет рассчитывать не только планировочные эффекты: сколько жилья, коммерческой недвижимости и других объектов можно построить на заданной территории, но и социально-экономические эффекты. Например, сколько будет создано рабочих мест, какой доход городу принесёт этот проект в части налогов в краткосрочной и долгосрочной перспективе, какие социальные блага он будет производить и т.д. Этот программный комплекс работает с цифровыми моделями города — цифровым генпланом, геоинформационными системами и т.д.
С помощью комплекса можно оценивать пути решения ряда городских проблем: реконструкцию жилых кварталов с изменением характеристик, освоение заброшенных производственных и коммунальных площадок с выбором наиболее рациональных показателей освоения, обеспеченность городских территорий социальной инфраструктурой с точки зрения охвата и доступности и т.п.
— Такие оценки сейчас разве не делают городские власти, когда работают над пространственным планированием?
— Такие оценки есть, но в режиме принятия тактических решений они, как правило, экспертные, без детальных расчётов и реального прогнозирования. Либо такая оценка вообще не делается, и решение принимается по формальным основаниям.
Сегодня мы следуем традиции городского планирования, заложенной более ста лет назад: создаём планы городского развития на заданный период времени, которые характеризуют состояние территории к этому периоду, и шаг за шагом их реализуем. Это по-прежнему статичная конструкция, что создаёт разрыв между планами, зафиксированными в проектах, и реалиями городского управления. У данной проблемы целый букет причин — это и необоснованный оптимизм таких планов, и низкая квалификация исполнителей, и волюнтаризм отдельных управленцев, и консерватизм методик проектирования.
В то же время наши города живут в быстро меняющихся условиях, к которым необходимо оперативно адаптироваться и, соответственно, быстрее принимать решения. Российским городам не хватает перманентного экспертного сопровождения всех аспектов городского управления. Применение современных технологий позволяет моделировать отдельные задачи, возникающие в процессе управления градостроительным развитием города, сохраняя при этом целостное видение его как сверхсложной системы.
— Если представить, что мэр города хочет внедрить CRISALIDE, что ему это даст?
— Городские власти и инвесторы выигрывают во времени и ресурсах, внедряя технологии, в том числе CRISALIDE. Сегодня, когда проект сделан, в нём сложно что-то поменять. Нужно затрачивать ресурсы на разработку новой документации проекта планировки территории. Это время и деньги. Система позволяет до разработки документации выбрать наиболее эффективный вариант. Следующий момент — выигрыш в информации. Можно применять CRISALIDE для диалога с инвесторами и подготовки инвестиционных площадок «под ключ». Городские власти могут заранее оценивать те или иные территории, задавать их параметры, которые дают не только коммерческие, но и социальные выгоды, и презентовать такие площадки инвесторам. В таком диалоге и инвестору понятна экономика проекта, и город может рассчитывать на устойчивое планомерное развитие территории, а не стихийное, плохо прогнозируемое и создающее планировочные перекосы, которые мы постоянно наблюдаем в городах: активную застройку при отсутствии социальной и транспортной инфраструктуры.
— Кто входит в число ваших партнёров?
— Это международный проект, который победил в совместном российско-европейском конкурсе инновационных проектов в рамках программы Era.Net-Rus Plus. Его задача — развитие долгосрочного сотрудничества в области инноваций между странами-членами ЕС и Россией для продвижения совместных разработок. Российская часть этого международного проекта финансируется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Поэтому у проекта большой пул партнёров. Сегодня, в условиях санкций, это одна из немногих успешно реализуемых совместных российско-европейских программ сотрудничества.
В Ростове нашим главным партнёром является факультет управления Южного федерального университета под руководством профессора Татьяны Анопченко, совместно с которым мы работаем над формированием онтологии современного города и постановкой задач для дальнейшего программирования системы.
Непосредственно программированием занимается петербургское «СПИИРАН — Научно-техническое Бюро высоких технологий», у которого большой опыт в разработке систем поддержки принятия решений, ориентированных на обработку информации в реальном времени. Бюро разрабатывало ситуационные центры для Минобороны и МЧС.
Среди западных партнёров хотел бы выделить австрийскую Consulting Research Projects (CORP), занимающуюся исследованиями в области решений «умного» города, и румынское бюро Urbasofia, специализирующееся на работах по городскому и региональному планированию, совместному проектированию, стратегиям «умного» города.
— В каком состоянии сегодня работа над проектом CRISALIDE?
— Сейчас мы вместе работаем над созданием концепции системы, впереди — разработка прототипа, а уже к сентябрю 2020 года планируется внедрение её первого образца.
В конце октября 2019 года совместно с факультетом управления ЮФУ мы планируем на площадке университета провести крупную конференцию на урбанистическую тематику, где представим первые результаты работы.
— На каких территориях вы будете тестировать CRISALIDE?
— В июне этого года прошёл воркшоп «Редевелопмент городских территорий», для которого была выбрана площадка старого аэропорта в Ростове-на-Дону. Сегодня редевелопмент — одно из наиболее востребованных направлений городского развития в Европе и США, постепенно эта тематика становится всё более актуальной и у нас. Повторное использование заброшенной территории — своего рода переработка городских отходов — город не расползается вширь на плодородные земли, а использует повторно самый ценный городской ресурс — землю. Поэтому мы решили, что прототип CRISALIDE будет тестироваться на территории бывшего аэропорта Ростова-на-Дону. Наличие такого значительного территориального ресурса в городе компактной формы и с дефицитом свободной территории, пригодной для застройки в пределах административных границ, является огромной ценностью для его будущего развития. Это уникальный шанс для прорывного развития Ростова, который позволит значительно улучшить имидж города, повысить его конкурентоспособность не только в контексте юга России, но и России в целом. Мы считаем, что необходимо рассматривать данную территорию как экспериментальную площадку по внедрению новых методов и практик планирования, передовых технологий строительства, организации и управления городской средой.
— Какие параметры могут быть заданы для этой территории?
— По мнению большинства экспертов, участвовавших в воркшопе, территория старого аэропорта не должна позиционироваться исключительно как жилой район. Не менее половины площади должно быть занято под общественные функции, а также под создание продукции и услуг с целью увеличить приток средств в экономику города с достижением мультипликативного эффекта. Уход от строительства коммерческого жилья как доминирующего решения для данной территории, формирование общественных пространств высокого уровня комфорта, внедрение новых форм мобильности и экологически дружелюбных технологий, создание условий для сохранения здоровья населения, реализации его творческого и интеллектуального потенциала, активации инновационных форм экономической деятельности — эти ключевые позиции были озвучены большинством экспертов воркшопа «Редевелопмент городских территорий».
— Какие города на Юге потенциально могут использовать CRISALIDE?
— Ниша для этого программного продукта — это города с населением более 300 тысяч человек. Это уже достаточно сложные города, со сложными отношениями между различными субъектами и потребностями. Например, в Ростове-на-Дону уже есть хорошая база для внедрения CRISALIDE — это цифровая пространственная модель города, которую легко адаптировать к нашей системе. Ростов заслуженно считается «продвинутым» городом в части цифровизации градостроительной деятельности.