«Ростсельмаш» наметил новые горизонты машиностроения

Святослав Озеров
1 сентября 2019, 00:00

Перенос производства популярной модели канадского трактора, а также планы по выпуску собственной трансмиссии и строительству тракторного завода в Ростове-на-Дону выводят сельхозмашиностроение на новый уровень

РСМ
Под новое тракторное производство на территории «Ростсельмаша» было создано несколько дополнительных участков
Читайте Monocle.ru в

Собственное производство тракторов, запущенное три года назад, открыло перед «Ростсельмашем» новые перспективы развития. За относительно короткий период был налажен выпуск агромашин нескольких серий с высокой степенью локализации, а также производство 15 компонентов и 1099 деталей. Поставщиками нового производства также стали несколько десятков отечественных «смежников», которые подтянули свой уровень до необходимых стандартов качества. Главный же «бестселлер», трактор RSM 2375, был полностью «пересобран» из отечественных комплектующих, качество которых подтверждено на мировом уровне. Сегодня руководство «Ростсельмаша» вынашивает планы по созданию ещё одного уникального для России производства — трансмиссий фирмы Ocuba Gear, которые до этого поставлялись на предприятие из Японии. Российский рынок тракторов далеко не насыщен, он оценивается в 25 тысяч единиц ежегодно. Чтобы удовлетворить его потребности, в ближайшем будущем «Ростсельмаш» собирается строить новый тракторный завод, способный выпускать в три раза больше техники.

Как комбайн «притянул» трактор

Полноценное тракторное производство на «Ростсельмаше» возникло в 2016 году, когда для этого появились необходимые экономические предпосылки. Этому предшествовало несколько важных событий.

Ещё в 1999 году активы предприятия выкупил холдинг «Новое Содружество». Его новые владельцы осознавали, что для становления компании в новых условиях необходима модернизация существующего производства, а также поиск новых путей развития, связанный с расширением продуктовой линейки. Одним из направлений этого развития стал план по организации тракторного производства.

В 2007 году «Новое Содружество» купило канадского производителя тракторов Buhler Industries Inc, выпускавшего широкую линейку тракторов под брендом Versatile. Свой выбор в пользу Versatile руководство холдинга объясняло производственным потенциалом канадского предприятия, который позволял выпускать технику мощностью от 190 до 620 л. с.

В 2009 году «Ростсельмаш» наладил сборку Versatile 2375 в Ростове-на-Дону. Объём локализации производства тогда составлял 10%. По сути, это была «отвёрточная» сборка машкомплектов, завозимых из Северной Америки. Прорабатывался и вопрос полного переноса тракторного производства в Россию.

Как кризис подтолкнул производство

В 2015 году ситуация в российской экономике кардинальным образом изменилась. Из-за наступившего финансового кризиса национальная валюта обесценилась вдвое. Стоимость машинокомплектов из Канады соответственно выросла. Ранее, в 2013 году, в России была принята долгосрочная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей. В частности, правительство утвердило новые правила предоставления субсидий аграриям на покупку техники — так называемое постановление №1432. Аграрии получали скидку на покупку отечественных машин, составляющую от 15 до 30% от их стоимости, а государство затем возмещало «выпадающие доходы» машиностроителям.

Руководство «Ростсельмаша» посчитало, что это удобный момент для создания полноценного производства тракторов в Ростове-на-Дону. На предприятии был разработан план по локализации, связанный с постановлением правительства №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило бы рассчитывать на получение субсидий от государства. Согласно ему, тракторы и самоходные комбайны считаются отечественными, если в стране локализовано минимум 14 технологических операций (с 2020-го их число увеличивается до 15). Под новое тракторное производство на территории «Ростсельмаша» было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тысяч кв. м, который оснастили и организовали с учётом современных производственных технологий.

Выпуск российского трактора решили начать с модели Versatile 2375. Как рассказал директор департамента маркетинга «Ростсельмаша» Максим Нахабо, исследования специалистов компании показали, что это универсальная машина, которая востребована среди отечественных аграриев и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем земельная площадь хозяйств в стране — 7,5 тысячи гектаров на одну организацию и 200 гектаров на одно фермерское хозяйство, по данным Росстата).

Основываясь на опыте эксплуатации первых машин и отзывах клиентов, решено было внести ряд «локальных» нововведений. Например, добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях (скажем, возможность продувать радиатор и фильтры). «Для внедрения новых опций была создана своя программа развития», — говорит Максим Нахабо.

Конструкторская задача и компонентная база

В 2016 году, перед началом производства тракторов, конструкторское бюро предприятия, отвечающее за это направление, было усилено новыми кадрами, перед которыми поставили задачу просчитать локализацию трактора с применением отечественных комплектующих, которые по качеству не уступали бы оригинальным. Бюро предстояло доработать конструкцию модели с учётом предстоящего опционального насыщения под нужды отечественного потребителя и требования российского рынка. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20–30%. Эта цель в итоге и была достигнута.

Производство компонентов высокого качества — одно из «узких мест» в оте­чественном машиностроении. «Ростсельмаш» решал проблему по двум направлениям: организовывая производство отдельных компонентов у себя, а также подбирая поставщиков, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества. Локализация на предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Подобрали российский аналог металла, раскройку которого наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе, которое входит в ГК «Ростсельмаш».

Сейчас на предприятии осуществляются сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску), монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства, монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования.

С 2016 года на «Ростсельмаше» было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации ещё 54 направлений компонентов, которые используются в производстве.

По данным «Ростсельмаша», 1190 изделий покупается у сторонних предприятий. Географию поставок наиболее крупных деталей иллюстрирует плакат, который сегодня висит в тракторном цехе предприятия. На нём изображена карта страны с городами, где производят детали для трактора. Это в общей сложности 14 городов. По сути, это позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.

Полноценное производство тракторов началось на «Ростсельмаше» в 2016 году eu_2019_09_Part29-1.jpg  РСМ
Полноценное производство тракторов началось на «Ростсельмаше» в 2016 году
РСМ

Сегодня степень локализации трактора «Ростсельмаш 2375» составляет свыше 70%. Это означает, что в России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. Оставшиеся проценты отведены под двигатель и коробку передач (трансмиссию) иностранного производства. При этом в скором времени «Ростсельмаш» запускает проект по локализации трансмиссии. Речь идёт о реализации совместного проекта с японским производителем трансмиссий Okubo Gear. Закуплена документация на ручную коробку передач (для модели 2375), производство которой будет налажено на предприятии уже этой осенью.

В среднесрочной перспективе компания планирует закрыть потребности во всех сегментах тракторов, почвообрабатывающей и посевной техники. Принято решение построить отдельный специализированный завод по выпуску всей линейки тракторов. Этот проект планируется реализовать в ближайшие несколько лет в Ростове-на-Дону на площадке недостроенного завода «Копнитель». Расчистка территории и подготовка нового производства может обойтись, по разным оценкам, в 2–3 млрд рублей. В итоге завод получит новое современное предприятие общей производственной площадью 42 тысячи кв. м. После запуска завод будет выпускать 10–15 машин в смену на разных конвейерах (сейчас это один конвейер, на котором собираются разные серии).

Технологическая потребность сельхозорганизаций в тракторной технике в России высокая, но спрос сдерживает невысокая платёжеспособность аграриев, считает начальник управления маркетинга АО «Петербургский тракторный завод» (входит в группу «Кировский завод») Сергей Ростов: «Мы — второй в мире после США рынок по объёму в сегменте мощных тракторов (от 250 лошадиных сил и выше). Рынок в России мог бы быть ещё больше, если бы не ситуация с платёжеспособностью аграриев».

Обеспеченность российских сельхозорганизаций тракторами продолжает снижаться, свидетельствуют данные Росстата. «В частности, показатель “Количество тракторов на тысячу гектаров пашни” в 2017 году составлял 3,1 штуки, а в 2018 году — 3 штуки», — приводит статистику ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В целом можно видеть, что ряд показателей по оснащённости сельскохозяйственных организаций различными тракторами за последние два года уменьшился. Однако динамика производства тракторов в 1 полугодии 2019 года положительная. По данным Росстата, если объём производства в январе-июне 2017 года составлял 3 492 штуки, то в январе-июне 2018 года — уже 3 006 штук, а в январе-июне 2019 года — 3 939 штук. В целом у производства тракторов хорошие перспективы, отмечает Дмитрий Баранов.