Ростовский электровозоремонтный завод (РЭРЗ) — одно из самых старых предприятий донского региона: в 2019 году предприятию исполнилось 145 лет. Сегодня РЭРЗ специализируется на среднем и капитальном ремонте локомотивов, которые используются в основном при перевозке грузов. РЭРЗ расположен на площади 11 гектаров, рядом с главным железнодорожным вокзалом в историческом центре Ростова-на-Дону, что довольно редкое явление в современной донской столице, в которой крупные производства либо вынесены из центра, либо закрыты за нерентабельностью. Сейчас 80% заводских площадей РЭРЗ занимают производственные корпуса, а остальные 20% — склады и дорожная инфраструктура.
Семь лет назад РЭРЗ (филиал ОАО «Желдорреммаш»), вошёл в структуру федерального специализированного холдинга «ЛокоТех». Он управляет активами, обеспечивающими обслуживание, ремонт, модернизацию и передачу в лизинг локомотивов, производство узлов и деталей для предприятий железнодорожного машиностроения. У холдинга в России более 250 производственных площадок, включая девять заводов по ремонту подвижного состава. РЭРЗ является одним из самых крупных в холдинге по объёму выручки (5,6 млрд рублей) и численности персонала (2,1 тысячи человек).
По словам директора завода Аделя Мустафина, последние пять лет объёмы производства здесь растут в среднем на 40% в год. С 2014 года по 2018-й выручка предприятия выросла более чем вдвое: с 2,4 млрд рублей до 5,6 млрд. План по выручке на нынешний год — не менее 6,7 млрд рублей. Залог успеха Мустафин видит в увеличении объёмов основного заказчика — РЖД, дальнейшей модернизации производства и сохранении штата уникальных специалистов, способных разобрать и капитально отремонтировать локомотивы в любое время суток.
Сотни миллионов в модернизацию
— Насколько удачно сложился для вашего предприятия 2018 год с точки зрения роста выручки, прибыли, заказов? Насколько удачно складывается год текущий?
— В 2018 году мы выпустили из ремонта рекордное количество — 559 секций локомотивов, показав рост на 20 процентов. При этом объём производства товарной продукции РЭРЗа составил около 5 миллиардов рублей, что на 45 процентов выше показателей 2017 года. Совокупная выручка выросла на 40 процентов, до 5,6 миллиарда рублей. Прибыль от продаж тоже выросла и достигла 295 миллионов рублей.
Теперь что касается 2019 года. Если в 2018 году мы выпускали по 48 секций в месяц, то сейчас ежемесячно сдаём до 51 секции. Кроме того, мы на 40 процентов увеличили долю объёма капитального ремонта по сравнению с первой половиной 2018 года. В 2019 году мы освоили технологию работы с новыми колёсными парами электровозов ЭП1 (М, П). Приступили к реализации мероприятий по освоению ремонта тяговых электродвигателей (ТЭД) серии НБ-514Б, Е электровозов 2(3)ЭС5К («Ермак»). По нашим прогнозам, выручка по итогам года составит 6,7 миллиарда рублей.
— Как давно показатели РЭРЗа растут динамично?
— С 2012 года, когда головная компания РЭРЗа (ОАО «Желдорреммаш») вошла в состав группы «ЛокоТех». Первые годы рост был не столь впечатляющим: пять-десять процентов в год. Более высокая динамика прослеживается с 2014 года, когда мы получили выручку в 2 миллиарда рублей. На следующий год было уже 2,7 миллиарда рублей. В 2016 году объёмы выросли до 3,5 миллиарда рублей, в 2017-м — превысили 4,4 миллиарда рублей. Показатель 2018 года я уже называл.
— Благодаря чему происходит рост?
— Прежде всего благодаря приходу семь лет назад нового собственника и инвестора, который стал вкладывать серьёзные средства в развитие. Часть этих средств направляется в РЭРЗ. Например, в 2018 году на модернизацию мощностей нашего завода было направлено 78 миллионов, в 2017-м — 19 миллионов, в 2016-м — 115 миллионов рублей.
В основном на эти деньги были приобретены новые станки. Так, приобрели вакуумно-пропиточную установку для электромашинного производства, новое оснащение для запрессовки валов, запущен в работу станок по обработке остовов тяговых электродвигателей. Также на заводе введён в эксплуатацию третий станок динамической формовки коллекторов якорей, что обеспечило реализацию программы ремонта тяговых двигателей в полном объёме.
— Как строятся взаимоотношения с основным заказчиком, РЖД?
— В прошлом году ГК «Локотех» заключила с ОАО «РЖД» новый пятилетний контракт. Для нас это — гарантия стабильной загрузки мощностей. Кстати, понимая, что в ближайшей перспективе по линии РЖД к нам на ремонт начнут поступать современные локомотивы «Ермак», которые Новочеркасский электровозостроительный завод начал выпускать только лет семь назад, мы озаботились переоснащением основных цехов. Сейчас готовим предложения по инвестициям, производим расчёты, скоро передадим их в головную компанию.
И, конечно же, даже с инвестициями и новыми станками мы не смогли бы расти без наших специалистов. Уровень квалификации рабочих основного производства таков, что они могут в любое время суток буквально по винтикам разобрать любой российский электровоз и собрать его снова. Во время капитальных ремонтов локомотивов, на чём в основном специализируется РЭРЗ, каждая секция разбирается полностью, включая колёсные пары, которые также разбираются. Локомотивы при капремонтах обновляются, производится замещение вышедших из строя деталей и узлов новыми.
— Уточните, пожалуйста, сколько средств будет инвестировано в этом году? На что именно они будут потрачены?
— На 2019 год в целом инвестпрограмма на обновление мощностей заводов «ЛокоТех» превышает 3 миллиарда рублей. На эти средства планируется поставка нового оборудования, ремонт и улучшение санитарно-бытовых условий. Всего до 2020 года в рамках выполнения инвестпрограммы планируется реализация более тысячи мероприятий, связанных с модернизацией и повышением эффективности производственных процессов. Из этой суммы (три миллиарда рублей) РЭРЗ, как ожидается, получит 60 миллионов, на которые будет приобретено оборудование.
— Как реализация инвестпрограммы влияет на производственные показатели предприятий группы «ЛокоТех»?
— Реализация масштабной инвестиционной программы оказалась в числе тех факторов, которые позволили достичь в 2018 году рекордных производственных показателей в целом по холдингу. Предприятия группы выпустили из ремонта около 3,4 тысячи секций локомотивов, что на восемь процентов больше показателя 2017 года. Наибольший объём ремонта выполнили, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, Челябинский электровозоремонтный завод, РЭРЗ и Уссурийский локомотиворемонтный завод.
Выход на новые серии
— Какие приоритетные задачи ставите на 2019 год? Каких целей стремитесь достигнуть в долгосрочной перспективе?
— На ближайшее время стоит задача освоить ремонт новых серий локомотивов. В долгосрочной перспективе мы нацелены на то, чтобы обеспечивать совместно с электровозостроительными компаниями высокий уровень надёжности нашего совместного продукта на протяжении всего его жизненного цикла: от «рождения» до утилизации.
— Над решением каких инновационных задач работает сегодня команда РЭРЗа?
— Группа компаний «ЛокоТех» внедряет более 20 различных решений в области цифровизации и автоматизации на своих предприятиях для обеспечения стабильной работы по системе контракта жизненного цикла. В числе наиболее масштабных инициатив — проекты «Умный локомотив» (реализуется совместно с Clover Group), «Цифровое депо» (партнёром «ЛокоТех» выступает компания 2050.digital, входящая в Ctrl2GO) и собственный проект АСУ «Сетевой график».
В РЭРЗ реализуется проект «Электронный паспорт производства»: ремонт локомотива контролируется на каждой стадии, в программе отслеживается статус выполнения работ, оценивается их продолжительность, а также фиксируются типичные замечания, возникающие на каждом из этапов. Суть в том, что весь цикл работ разбивается на позиции, для каждой из них определяется свой перечень действий. При переходе электровоза с этапа на этап происходит приёмка-передача: одна бригада отмечает, что она выполнила те работы, которые от неё ожидались в соответствии с чек-листом, а принимающая сторона — что работа выполнена качественно, претензий нет. Всё это фиксируется в электронном паспорте. Контроль за выполнением операций становится визуальным.
— Каких ресурсов вам не хватает для более динамичного развития?
— Квалифицированных инженеров и рабочих. Особенно остро их дефицит почувствовали в условиях роста объёмов производства. Для решения кадрового вопроса взаимодействуем со службой занятости, с учебными заведениями Ростова. Также мы инвестируем в профессиональное развитие своих сотрудников. Например, в январе 2019 года прошли переподготовку и повышение квалификации 157 работников РЭРЗа. На базе Уссурийского ЛРЗ создан корпоративный университет «ЛокоТех». Как ожидается, он станет пространством управления знаниями и непрерывного обучения персонала всех структурных подразделений группы, позволит обеспечить поддержание и трансляцию стандартов корпоративной культуры, рост технических и управленческих компетенций работников, и, как следствие, — общий рост производительности труда.
— На ваш взгляд, какие объективные и субъективные факторы способствуют развитию вашей отрасли, а какие, наоборот, мешают?
— Цифровые технологии являются закономерным и неизбежным этапом развития отрасли. Идёт формирование новой информационной среды, в которой все вовлечённые внутренние и внешние заказчики, потребители продукции и участники производственных цепочек стремятся кратно повышать эффективность с помощью диджитализации. Основная задача состоит в том, чтобы разумно и оперативно внедрять лучшие практики и технологии. Наличие такого подхода способствует развитию отрасли, отсутствие — мешает.