Молоко из Приэльбрусья разгоняется по России

Андрей Бакеев
1 октября 2019, 00:00

Молочный комбинат в Нальчике за пять лет превратился из малой фирмы в одного из крупнейших в России переработчиков сырого молока. Владелец предприятия Шамсудин Якубов основными факторами роста считает инвестиции в технологии и экспансию в регионы

ООО «НМК»
Гендиректор и учредитель ООО «НМК» Шамсудин Якубов
Читайте Monocle.ru в

Нальчикский молочный комбинат (ООО «НМК») — одна из самых динамично растущих компаний России. За пять лет выручка компании выросла почти в 16 раз: с 278,8 млн рублей в 2014 году до свыше 4,4 млрд рублей — в 2018-м. Созданное в 1998 году практически с нуля, сегодня ООО «НМК» входит в число крупнейших в РФ производителей молочной продукции, перерабатывая до 700 тонн сырья в сутки. Производственные площади занимают 70 тысяч кв. м. Продукты под флагманским брендом «Чабан» представлены в большинстве федеральных и местных сетей в 20 регионах страны.

По мнению гендиректора и учредителя предприятия Шамсудина Якубова, основная причина роста — инвестиции в производство и расширение мощностей, применение самых современных европейских технологий. На сегодняшний день балансовая стоимость имущества предприятия составляет около 2,1 млрд рублей. Её увеличение, согласно данным ИАС Seldon.Basis, произошло за счёт вложений в активы.

 «Чабан» в помощь

Каковы основные вехи развития компании?

— В 2018 году нашему заводу исполнилось 20 лет. Его историю сложно разбить на отдельные этапы, поскольку на протяжении двух десятилетий не было ни одного года, чтобы мы не развивались. Это одна такая большая веха.

В 1998 году, когда мы только начинали работать, использовалось отечественное оборудование. Однако довольно быстро мы поняли, что оно не позволяет выпускать качественные (по нашим меркам) молочные продукты, что работа на таком оборудовании нерентабельна. Поэтому было принято решение о создании высокотехнологичного производства. Проект подготовили в сотрудничестве с немецкой фирмой Trubatec — ведущей в Европе компанией по строительству молочных заводов. И постепенно приобретали, монтировали и запускали новые линии от передовых зарубежных поставщиков. В итоге на территории предприятия было создано шесть производственных цехов, оснащённых современным оборудованием из Германии, Франции, Италии, США, Дании, Голландии и из России. В прошлом году, например, мы получили для упаковки молока две японские машины Shikoku, использующие технологию Ultra Clean. С её помощью (благодаря максимальной чистоте производства) мы вдвое увеличили срок хранения молока: с семи дней до четырнадцати. И это, заметьте, натуральная продукция. Без консервантов.

Сегодня мощности завода позволяют перерабатывать до 700 тонн молока в сутки. НМК выпускает более 200 наименований продукции, линейка состоит из восьми торговых марок. Наиболее известные из них — «Чабан», «Горянка» и «Новая деревня». В ассортименте — традиционные продукты (молоко, кефир, масло, сметана, йогурты) и уникальные. В частности, солёный творог «Къалд» (продукт вайнахского происхождения). Это — популярный на Северном Кавказе солоноватый обезжиренный творог с мягким вкусом, который широко применяется в кулинарии при приготовлении национальных блюд, но его можно употреблять и как аналог привычного всем рассыпчатого творога. Нальчикский молочный комбинат — единственное предприятие в России, которое выпускает «Къалд».

Сейчас продукты торговой марки «Чабан» реализуют более 20 тысяч торговых точек по всей России: от Кабардино-Балкарии и Дагестана до Сургута и Челябинска. На Юге, кроме названных регионов, мы представлены практически во всех регионах (в Чеченской Республике, на Ставрополье, Кубани, в Ростовской и Волгоградской областях). Сотрудничаем с федеральными и локальными сетями, крупными оптовиками, развиваем фирменные розничные «точки».

— Почему свой флагманский бренд вы назвали «Чабан»?

— Мы начали выпускать продукцию под этим брендом почти девять лет назад. Поначалу название марки вызывало смущение и у нашего отдела маркетинга, и у отдела продаж. Сотрудники этих подразделений были уверены, что в качестве названия молочной продукции «Чабан» звучит «не слишком привлекательно». Но всё же, на мой взгляд, слово «чабан» ассоциируется прежде всего с горами, природой. Этим названием мы хотим сказать потребителю: вы покупаете настоящую, экологичную продукцию с кавказских гор. По моим расчётам, это должно было хорошо продаваться. В итоге надежды оправдались: потребителям такая экзотика пришлась по вкусу.

— Последние пять лет, с конца 2013 года, вы весьма динамично росли. Например, по выручке средний прирост год к году у вас был на уровне 35–40 процентов. За исключением 2016 года, когда, согласно данным из системы «СПАРК», выручка вашего предприятия выросла более чем в десять раз: до 3,6 миллиарда рублей, против 348,5 миллиона рублей годом ранее. Благодаря чему вы растёте?

— Факторов роста несколько. Во-первых, — высокая инвестиционная активность. Работая на таком непростом, высококонкурентном рынке, как наш, надо быть в постоянной технологической форме. Поэтому много лет назад мы приняли решение, что часть прибыли будем направлять на инвестиционные цели: приобретение оборудования, техники, расширение мощностей. Во-вторых — расширение географии продаж, активный поиск новых рынков сбыта. Мы используем эффективные маркетинговые инструменты и активно продвигаем свою продукцию. Сегодня продукция НМК под брендами «Чабан», «Горянка», другими марками продаётся более чем в 20 регионах России. Но это, поверьте, не предел. В-третьих, и это, пожалуй, самый главный фактор, — команда. Мы не экономим на профессионалах. У нас работают, наверное, лучшие и зарубежные специалисты. Например, главный технолог у нас — немец, который прекрасно справляется со своей работой.

Всё это вместе (инвестиции, маркетинг, команда) позволяет нашему комбинату увеличивать продажи, выручку.

— Сколько средств вы уже вложили в производство и сколько намерены инвестировать в ближайшие годы?

— У нас, безусловно, есть информация о том, сколько мы уже вложили, и это немалые деньги. Линии, оборудование, инновации от таких известных в мире поставщиков, как GEA, Grasso, Bekum, Elopack, Thimonier, Shikoku, стоят дорого. Но экономить на этом — всё равно что экономить на качестве: вещь для молочного производства недопустимая.

Есть у нас и план дальнейшего развития предприятия, наша стратегия, в которой определено, сколько, когда и на какие цели мы намерены инвестировать. Это, по сути, детальный план перспективного развития комбината на ближайшие пять лет, который мы будем реализовывать вместе с нашими партнёрами из компании Trubatec GmbH. Мы готовы расширять производство.

Однако от конкретных цифр я воздержусь. У нас, как непубличной компании, такая информация является коммерческой тайной.

— В чём состоял изначальный замысел бизнеса? Насколько существенно он изменился впоследствии?

— С первых дней мы хотели производить качественную молочную продукцию, которой в конце 90-х не хватало в нашей стране, и обеспечить такой продукцией ближайшие северокавказские республики. Задачу выполнили, и теперь решаем её в масштабах России. Мы развиваемся, совершенствуем качество, расширяем ассортимент, ищем новые рынки сбыта. Видим высокую потребность в нашей продукции не только на Северном Кавказе и в дальних регионах России, но и в ряде зарубежных стран. Мы участвуем практически во всех крупных российских и зарубежных выставках. На наш комбинат приезжают для переговоров целые делегации. Например, недавно НМК посетил посол Иорданского Хашимитского королевства в России Амджада Оде Адайле, которого сопровождал первый секретарь, консул посольства Иордании в России Мустем Альбашир. Они увидели потенциал нашего предприятия, кстати, флагмана халяльного молочного производства в СКФО, продегустировали наши продукты из молока горных районов Северного Кавказа. В конце визита Амджад Оде Адайле сказал нам: «Мы очень хотим, чтобы эта продукция дошла до Иордании и ожидаем этого!». Не скрою, такие оценки нам приятны.

— В таком случае, насколько важной для вашей компании является экспортная активность?

— Мы понимаем, насколько важен экспорт для дальнейшего успешного развития комбината. Но пока что для нас такая задача не является ключевой. Ещё довольно много неохваченных рынков в России. Есть хороший потенциал для развития внутри страны. Возможно, чуть позже, через несколько лет, мы начнём активно прорабатывать экспортные направления.

Работать на Кавказе — уже преимущество

Как вырабатывались конкурентные преимущества компании?

— Мы очень требовательно подходим к вопросам качества во всех звеньях производственной цепи: от выбора поставщиков и закупки сырья до отправки готовой продукции потребителям. Наша лаборатория, наверное, одна из самых современных в мире. Всё поступающее к нам молоко обязательно проверяют в  лаборатории — это сердце нашего предприятия. И только после того, как сотрудники лаборатории убедятся, что молоко действительно высокого качества и не содержит вредных примесей и болезнетворных бактерий, оно проходит сепараторы-очистители и поступает в охлаждаемые резервуары для хранения.

Наше производство полностью сертифицировано. Завод работает по стандартам ХАССП и ИСО. Так, у нас есть сертификат соответствия ISO 9001. А один из последних полученных нами сертификатов выдан Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Для немусульман поясню: значок «халяль» — это не религиозный символ, это своего рода знак качества. Если на продукте стоит такой значок, значит, мы гарантируем высокое качество такого продукта и несём за него полную ответственность. В наших продуктах нет ингредиентов, которые могут нанести вред здоровью, — консервантов, искусственных добавок, заменителей молока, ГМО, пальмового масла. А недавно НМК прошёл международный аудит «Халяль» от агентства по сертификации RACS, расположенного в Дубаи (ОАЭ). Мы стали первым российским молкомбинатом, прошедшим аудит столь авторитетного агентства.

Эта сертификация на международном уровне подтвердила соответствие продукции «Чабан» нормам и стандартам халяль. Между прочим, RACS проводит аудит не только соответствия общепринятым мировым стандартам халяль, но и требованиям регулирующих органов  Объединённых Арабских Эмиратов и других стран Персидского залива.

У нас есть собственные торговые дома в 17 регионах России. Туда мы привозим продукцию напрямую с завода, а сотрудники развозят её по магазинам. Делать это нужно очень быстро, поскольку срок хранения большинства наших продуктов составляет от трёх суток до четырнадцати. Конечно, мы легко могли бы увеличить срок годности, добавив консерванты, но наша миссия — давать потребителям только натуральный продукт.

Одна из главных задач — развитие новых направлений и продуктов eu_2019_10_Part38-1.jpg ООО «НМК»
Одна из главных задач — развитие новых направлений и продуктов
ООО «НМК»

Для нас серьёзным преимуществом является домашний регион. Местная природа благоприятна для развития АПК, в частности, животноводства. И молоко здесь очень высокого качества уже потому, что практически круглый год коровы едят настоящую зелёную траву, пьют родниковую воду — ту самую, которую в Москве покупают в магазинах. Приэльбрусье — это территория, которая получила в России статус экозоны.

Сегодня у комбината есть собственные фермы, для производства продукции мы также закупаем молоко у владельцев частных хозяйств в горной зоне Кавказского хребта. Кстати, частные хозяйства на Кавказе сейчас начали активно развиваться — в том числе, думаю, и с нашей помощью. Себестоимость литра натурального качественного молока здесь составляет в среднем 12 рублей, мы же закупаем его по 30 рублей — это очень привлекательно для тех, кто «выращивает» «живое» молоко.

Я иногда в шутку говорю, что наше молоко надо  продавать не в магазинах, а в аптеках, поскольку оно очень полезное. Так что качество продукции — это наше главное конкурентное преимущество.

В приоритетах —  рынки и инновации

Какие приоритетные задачи вы решаете сейчас? Что для вас наиболее актуально?

— Развитие новых направлений, расширение географии и каналов сбыта, что должно привести к росту объёмов производства, продаж, росту выручки. Мы намерены усилить позиции в Москве и в Подмосковье. Помимо этого, готовимся к экспансии в те регионы России, где наша продукция ещё не представлена. Таких, к сожалению, большинство.

— Для более динамичного развития нужны люди. Насколько сильно вы ощущаете дефицит кадров?

— Мы его ощущаем. Но такой дефицит не является для нас критичным. Мы самостоятельно развиваем персонал, проводим обучение. Регулярно наши специалисты выезжают на стажировку на предприятия Европы, посещают российские и зарубежные заводы, отправляются на образовательные курсы и выставки, тем самым повышая свою квалификацию и уровень компетенций. По мере роста нашего завода мы привлекаем специалистов на новые направления и проекты. Мы открыли обособленное подразделение в Москве, и многие задачи решаются там.

Знаете, у нас хорошая компания. Многие хотят работать у нас или с нами сотрудничать. Впрочем, стоит признать, что в России, к сожалению, хороших специалистов-технологов крайне мало. Поэтому на должность главного технолога мы пригласили немца, а также активно искали технолога в Болгарии, где ситуация с квалифицированными кадрами для молочной отрасли лучше, чем у нас.

— Ранее вы упомянули такую составляющую качественного производства, как инновационность. Какую роль играют инновации в вашей отрасли?

— Мы стремимся внедрять всё самое передовое и не бояться быть первыми. Так, НМК стал первым в России заводом, который рискнул разливать молоко в специальные пластиковые канистры, внедрил самую современную фасовку. Другие увидели, что это красиво и безопасно для покупателя, и тоже стали так делать.

Приведу ещё пример. С конца 2018 года под брендом «Чабан» мы стали выпускать  молочные продукты, обогащённые полезными лактобактериями Lactobacillusrhamnosus, LGG. Сделали это при участии датской компании Chr.Hansen. Были разработаны два продукта — биокефир и биойогурт, в состав которых вошли пробиотики LGG, эффективность которых для здоровья человека подтверждена многолетними исследованиями. Выбор нами самого клинически исследуемого пробиотика в мире (LGG) объясняется не только стремлением к инновациям, но и подчёркивает особенное отношение к здоровью и правильному образу жизни. Со времени открытия LGG о нём написано более тысячи ста научных работ и проведено более 260 исследований. Пробиотик выживает в желудочно-кишечном тракте, доказано его положительное влияние на иммунитет взрослых и детей. Продукты «Чабан» с пробиотиком LGG — это показательный пример гармоничного тандема аутентичности и достижений науки.

Недавно НМК посетил посол Иорданского Хашимитского королевства в России Амджада Оде Адайле eu_2019_10_Part38-2.jpg ООО «НМК»
Недавно НМК посетил посол Иорданского Хашимитского королевства в России Амджада Оде Адайле
ООО «НМК»

Господдержкой по вызовам

Каковы основные вызовы, с которыми компания сталкивается сегодня?

— Если кратко, то это повсеместная фальсификация, низкая покупательская компетенция и не всегда эффективные меры надзорных органов.

В последнее время меня очень тревожит негатив, возникший в обществе по отношению к молочной продукции. В СМИ много говорят о кошмарных добавках, которые в ней находят. Разумеется, человек должен понимать, что он покупает, что употребляет в пищу. Но зачем запугивать покупателей?! Почему, говоря о вредных добавках, СМИ чаще всего приводят в пример именно молочную продукцию? Да, конечно, здесь есть случаи фальсификации. Однако я вижу, что с недобросовестными производителями ведут борьбу и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор. Эта борьба где-то приносит результаты, а где-то — нет. Так почему не рассказать о пользе настоящих, натуральных молочных продуктов, о том, насколько они ценны для нашего здоровья?

— Считаете ли вы достаточным уровень государственной поддержки, существующий сейчас в молочной отрасли?

— Уровень господдержки ощутим. Сегодня действует много различных программ. Но, на мой взгляд, этого уровня недостаточно для полноценной поддержки. Особо в ней нуждаются производители молока — у нас нехватка качественного молочного сырья. Государству следует уделить большое внимание развитию предприятий, способных качественно и в необходимых количествах производить сырое молоко. Стимулировать развитие таких предприятий (фермерских хозяйств, семейных ферм) при помощи различных грантов, субсидий, компенсаций затрат и тому подобных мер. Уверен, что это поможет.