Почему ФК «Ростов» стал открытием сезона

Евгений Ракуль
1 октября 2019, 00:00

Донской футбольный клуб, крепкий «середняк» Российской футбольной премьер-лиги, в этом сезоне стал главным маркетинговым открытием и претендентом на чемпионство. Причина — сбалансированная трансфертная, маркетинговая и бюджетная политика клуба, который постепенно становится примером для других

FC-ROSTOV.RU
ФК «Ростов» сегодня — один из ведущих клубов РПЛ по организации трансферной, спортивной и финансовой работы. Слева направо: главный тренер команды Валерий Карпин, футболист Павел Мамаев и президент клуба Арташес Арутюнянц.
Читайте Monocle.ru в

В этом сезоне ФК «Ростов» стартовал как никогда успешно за свою почти 80-летнюю историю. После 12 туров чемпионата областная команда набрала рекордные для этого отрезка чемпионата 26 очков и сейчас делит первое место с ещё тремя клубами — московским «Локомотивом», «Краснодаром» и петербургским «Зенитом». Ситуация с четырьмя лидерами тоже нестандартная для российского чемпионата, поэтому решающее значение будут иметь очные поединки между командами. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что «Ростов» уверенно навязывает конкурентную борьбу клубам, которые богаче и выше его по статусу.

Успеха в прошлом добивались в долг

Лучший старт «Ростова» имеет и свою подоплеку. В самом пока успешном за всю историю команды сезоне 2015/16, когда «Ростов» занял второе итоговое место, команда была далека от оптимальных кондиций, а по ходу сезона её раздирали скандалы как спортивного, так и финансового толка. Всё это вынудило главного тренера команды Курбана Бердыева, с деятельностью которого и был связан успех «Ростова», перед началом следующего сезона (2016/2017) покинуть клуб. Своё решение он объяснял долгами по заработной плате перед тренерами, футболистами и персоналом команды. В качестве причин ухода также назывались и разногласия с руководством Ростовской области по поводу развития местного футбола, а также конфликт с одним из главных спонсоров команды, бизнесменом Иваном Саввиди, владельцем «Группы Агроком». Затем из клуба ушёл ряд ключевых футболистов, причём, вопреки обычной практике «Ростов» практически ничего не заработал от их перехода в другие, более титулованные команды РПЛ (например, в «Зенит» и казанский «Рубин»). При этом долги Бердыеву и бывшим работникам тренерского штаба — всего около 140 млн рублей — «Ростов» полностью погасил только в этом году. 

В декабре 2018 года владельцем 43,2% акций ФК «Ростов» стала компания, подконтрольная ростовскому предпринимателю, владельцу группы «Южный капитал» Арташесу Арутюнянцу, бывшему депутату Законодательного собрания. Пакет акций клуба продавался по стартовой цене 22,4 млн рублей. Таким образом, сейчас ФК «Ростов» принадлежит правительству Ростовской области (51%) и фонду «Южный капитал» (43,6%). Остальные акции ранее принадлежали ООО «Аврора», которая была ликвидирована ещё в 2012 году, и теперь должны быть распределены между оставшимися акционерами.

Финансовая основа клуба

Арташес Арутюнянц вскоре стал президентом клуба. При нём в клуб на пост главного тренера был приглашён известный в прошлом футболист и топ-менеджер московского «Спартака» Валерий Карпин, а также полностью сменилось административное руководство клуба.

По словам Арутюнянца, в этом сезоне Ростовская область выделила «Ростову» грант в сумме около 120 млн рублей. Как правило, средства выделяются из бюджета региона на поддержание игровых видов спорта. Это, по словам Арутюнянца, примерно 5% бюджета клуба. То есть бюджет ФК «Ростов» на сезон 2019/2020 года составляет 2,4 млрд рублей. Сумму спонсорской поддержки президент «Ростова» не раскрыл, отметив, что она «гораздо больше» областного гранта, а остальное — «частные инвестиции».

В сферу интересов Арутюнянца, по данным СМИ, входили торговля топливом, табаком, ремонт дорог и строительство, управление недвижимостью, разработка программного обеспечения («Ростехсофт»), венчурные инвестиции («Алмида»), производство минеральной воды («Аксай Инвест») и даже биотехнологии («Л-Торг»). Часть этих компаний ликвидирована или сменила собственников, а часть по-прежнему принадлежит Арутюнянцу и успешно работает. Частично он сохраняет над ними контроль через ООО «Южный капитал» (вложения в ценные бумаги).

Основными спонсорами «Ростова», по информации с сайта клуба, являются как региональные, так и федеральные компании. При этом титульный спонсор клуба —  ресурсоснабжающая организация «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Официальным спонсорами клуба также является крупнейшая в Ростовской области по объёму выручки компания «Новошахтинский завод нефтепродуктов» (выручка по итогам 2018 года 142,7 млрд рублей при чистой прибыли 588 млн рублей), ТМК (владеет «Тагметом»), а также «Ростсельмаш» и крупнейший в стране зернотрейдер ТД «РИФ».

По данным из открытых источников, бюджет ФК «Ростов» — на уровне середняка чемпионата, если точнее — занимает седьмое место. Для сравнения, по данным портала soccer.ru, на первом месте питерский «Зенит» — 12,5 млрд рублей, собственником которого является «Газпром», а соседи по турнирной таблице — «Краснодар» (принадлежит основателю «Магнита» Сергею Галицкому) и «Локомотив» (принадлежит структурам РЖД) — имеют бюджеты на уровне 5,5 и 5,75 млрд рублей соответственно.

10 самых посещаемых стадионов РПЛ  в сезоне 2019 / 2020 24-01.jpg
10 самых посещаемых стадионов РПЛ в сезоне 2019 / 2020

«Мы сегодня не можем конкурировать с большинством клубов РПЛ по бюджету и ресурсам, поэтому мы можем выиграть конкуренцию только за счёт эффективности», — заметил г-н Арутюнянц в недавнем интервью спортивному порталу Championat.com. Он отметил, что клубу пока не удалось закрыть все долги, так как объём задолженности оказался гораздо большим, чем предполагало руководство клуба. Клуб и сегодня не может похвастать финансовой стабильностью — есть задержки и кассовые разрывы из-за долгов прошлых периодов. Однако кредиторская задолженность «стала контролируемой и некритической». По словам президента клуба, её можно погасить несколькими трансферами (продажей ряда игроков в другие клубы), но стратегически сегодня важнее сохранение состава. По данным ИАС Seldon.Basis, чистый убыток ФК «Ростов» по итогам 2018 года составил 458 млн рублей при выручке 807 млн рублей.

Трансферы и маркетинг — причина популярности

Команда под руководством Валерия Карпина в межсезонье не делала дорогих трат, выстроив трансферную политику за счёт приобретений футболистов, которые по разным причинам не приглянулись своим бывшим клубам. Так, самым, пожалуй, громким приобретением стал бывший игрок «Краснодара» и сборной России Павел Мамаев, который в мае вместе с другим футболистом Александром Кокориным (игрок «Зенита») и друзьями был приговорён судом к 1 году и 5 месяцам колонии общего режима за избиение людей в кафе в центре Москвы. На свободу он вышел 17 сентября, а уже спустя 10 дней подписал контракт с «Ростовом», так как «Краснодар» расторг с ним контракт. То есть в «Ростов» футболист трансферной стоимостью 4 млн евро (по данным портала Transfermarkt), перешёл бесплатно.

До этого «Ростов» также приобрёл одного из лучших сегодня футболистов РПЛ Романа Ерёменко. В 2016 году в его карьере был эпизод, связанный с употреблением кокаина, за что его дисквалифицировали на два года. Затем он пытался перезапустить карьеру в ЦСКА и «Спартаке», но по-настоящему это у него получилось сделать только в «Ростове».  «“Ростов” хорошо реанимирует футболистов, у нас ребята перезапускают карьеры, развиваются и продолжают выступать на высоком уровне», — говорил ранее Арутюнянц.

Популярность «Ростова» можно объяснить и своеобразной «модой на футбол», которую привил Чемпионат мира по футболу 2018 года. Если старый стадион «Олимп-2», который вмещает 15 тысяч зрителей, редко заполнялся во время матчей РПЛ, то построенную к мировому первенству «Ростов Арену» (вмещает 44 тысячи зрителей) с 2018 года в среднем посещают 30-33 тысяч зрителей. Несмотря на то, что по итогам сезона 2018/2019 клуб занял девятое место в чемпионате, по этому показателю «Ростов Арена» стабильно входит в тройку самых посещаемых стадионов России.

Эксперты, в том числе и функционеры РПЛ, отметили маркетнговую политику клуба — по итогам прошлого сезона «Ростов» получил премию РПЛ за самый эффективный маркетинг. Один из примеров такого маркетинга — тематическое оформление домашних матчей. Например, перед игрой против «Спартака» в прошлом сезоне клуб оформил билеты и выпустил сувенирную продукцию в стиле сериала «Игра престолов». Диктором матча на стадионе выступил заслуженный артист России Михаил Черняк, который озвучивал одного из героев популярного сериала в российском переводе. В итоге все 44 тысячи билетов на «Ростов Арену» были распроданы за несколько дней до матча.

Российские футбольные клубы традиционно не публикуют информацию о финансах или раскрывают её выборочно и редко. Однако в прошлом году европейская футбольная ассоциация УЕФА обязала их это делать. Российские клубы ответили на это раскрытием данных как в относительных значениях, то есть в процентах, так и в абсолютных цифрах. Например, согласно этим данным, у «Ростова» один из самых высоких в РПЛ показателей доходов в дни матчей (продажа билетов, атрибутики, прав на трансляцию — 11,26% от общей суммы доходов, сами доходы при этом не указаны). Это третий показатель в лиге. Также клуб в тройке лидеров по такому показателю, как выплата вознаграждений агентам — 127,9 млн рублей (этот показатель приводился в абсолютных цифрах).

Доходы клубов РПЛ в дни матчей в 2018 году в % от общей суммы доходов 24-02.jpg
Доходы клубов РПЛ в дни матчей в 2018 году в % от общей суммы доходов

А вот по тратам на развитие молодёжного футбола «Ростов» оказался только на восьмом месте с суммой 82 млн рублей. Больше всех на развитие этого направления потратили «Краснодар» (758,6 млн рублей), «Зенит» (493,6 млн) и ЦСКА (273,9 млн).

«Благодаря чемпионату мира 2018 года посещаемость матчей в России возросла, однако этот эффект быстро прошёл в других городах, например в Саранске, где стадион стоит пустой, — говорит совладелец портала Sports.ru Дмитрий Навоша. — В Ростове же наоборот, сделали правильные выводы, и сейчас эффект от проведения чемпионата мира для города и для клуба только усиливается». По его словам, важно увеличивать посещаемость матчей за счёт их продвижения как семейного мероприятия. Вслед за зрительским интересом придёт и интерес рыночных спонсоров, а также увеличится стоимость продажи телевизионных прав. В этом случае можно будет говорить о «Ростове» как о клубе, популярном в масштабе не только региона, но и страны. А это уже совсем другой статус.