Нацпроекты как новая точка роста на Северном Кавказе

Евгений Андреев
1 декабря 2019, 00:00

Реализация национальных проектов — главный драйвер развития округа на ближайшую перспективу, но вопрос, как добиться наибольшей эффективности от освоения заложенных на них средств, пока остаётся открытым

ЭКСПЕРТ ЮГ
Объём инвестиционного портфеля СКФО в последние годы снижается, несмотря на растущую у крупного бизнеса округа прибыль
Читайте Monocle.ru в

О дин из главных индикаторов развития округа — текущий инвестиционный процесс и его восприятие инвесторами. С обсуждения этого вопроса началась Девятая конференция крупнейших компаний СКФО «Нацпроекты и точки роста на Северном Кавказе», организованная Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в Пятигорске. Гендиректор центра Владимир Козлов представил доклад, согласно которому по результатам 2018 года крупный бизнес СКФО показал высокую динамику выручки — более 23%. Это действительно хорошая новость, по его словам, так как Северному Кавказу нужно развиваться опережающими темпами. Также компании СКФО заработали в два раза больше прибыли, чем в 2017 году. Накопленная прибыль — это хорошая подушка для инвестиционной активности, однако с этим в СКФО есть проблемы.

Развитие округа упирается в качество управления

По данным АЦ «Эксперт ЮГ», за последние 2,5 года объём инвестиционного портфеля округа (инвестпроекты от 300 млн рублей ) уменьшился на 12% — до 715 млрд рублей. Для сравнения: инвестпортфель ЮФО (5,3 трлн рублей) вырос за это время почти на 80%. «Получается, кризис ударил по инвестициям в СКФО болезненнее, чем по другим регионам», — отметил Владимир Козлов. По его словам, в исследовании также осталось много проектов, которые «должны были выбыть по причине их реализации». Однако они остались, поскольку превратились долгострои. То есть, если бы они были вовремя реализованы, то сокращение портфеля было бы большим. Налицо, например, своеобразный кризис мегапроектов, которые под различными предлогами рассыпаются ещё на стадии определения места для их реализации. Например, проект строительства медицинского кластера стоимостью свыше 160 млрд рублей, который первоначально собирались реализовывать в Ставропольском крае, но затем из-за нерешённости вопроса с земельным участком перенесли в соседнюю Карачаево-Черкесию.

По словам члена правления РСПП, председателя совета директоров АО «Арнест» и президента Конгресса деловых кругов Ставрополья Владимира Гурьянова, без экономического роста сегодня невозможно обеспечить ни социально-экономическую стабильность в стране, ни реализацию нацпроектов. «Обеспечение экономического роста — это задача, не имеющая решения без участия бизнеса, как частного, так и государственного, — отметил Владимир Гурьянов. — Не согласен с тем, что простое уменьшение госсектора даст какой-то быстрый и значимый эффект. На мой взгляд, вопрос здесь даже не в „количестве госсектора“, а в качестве управления в нём». По мнению г-на Гурьянова, с инструментальной точки зрения госкомпания ничем не отличается от крупных частных компаний, поэтому в первую очередь необходимо подтягивать качество управления. Качество управления и степень координации для достижения согласованных целей — вот что необходимо в первую очередь улучшить.

«Под реализацию нацпроектов должна быть создана эффективная инфраструктура, включающая не только чиновников, но и бизнес. Можно даже сказать больше: в течение этого пятилетнего периода реализации национальных проектов должна быть отработана будущая эффективная модель управления, которая обеспечит взаимодействие как бизнеса, так и государства для реализации национальных целей развития», — считает Владимир Гурьянов.

На правительственном уровне для развития Северного Кавказа действует несколько программ развития. Для их курирования создано министерство по делам Северного Кавказа. По словам начальника отдела мониторинга реализации госпрограмм Минкавказа Александра Клочкова, финансовая поддержка через госпрограмму «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» может быть оказана к 2020 году 15 инвестиционным проектам. В рамках госпрограммы субъектам СКФО выделяются средства на софинансирование инвестиционных проектов на возвратной основе. Инициаторы проектов могут получить не более 40% от стоимости проекта через корпорации развития регионов при условии, что самим инвестором вложено или привлечено 60% и более стоимости производства. Ежегодно на эти цели каждому из семи регионов СКФО может быть выделено до 500 млн рублей.

Председатель совета директоров АО «Арнест» Владимир Гурьянов считает реализацию нацпроектов поводом для отработки эффективной модели управления eu_2019_12_Part47-1.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Председатель совета директоров АО «Арнест» Владимир Гурьянов считает реализацию нацпроектов поводом для отработки эффективной модели управления
ЭКСПЕРТ ЮГ

«Многие говорят, что денег нет, но деньги есть, и мы готовы их давать, — отметил Александр Клочков. — Но вопрос в том, что сначала нужно попасть в подпрограмму, одно из главных требований которой — стоимость инвестиционного проекта должна превышать 50 миллионов рублей». То есть Минкавказа на сегодняшнем этапе, в соответствии со своей стратегией, намерен финансировать якорные инвестпроекты, которые могут дать толчок к развитию малого и среднего предпринимательства. В этом основная цель государственной политики на этом направлении.

Сейчас в СКФО при поддержке Минкавказа реализуется ряд проектов в сфере АПК, промышленности и туризма. Например, в Северной Осетии-Алании в 2018 году построен гостиничный комплекс, также гостиничный комплекс достраивают сегодня в Карачаево-Черкесии. В Ингушетии построен завод алюминиевых сплавов «РИАЛ». Общее количество рабочих мест, созданных в рамках уже завершённых инвестпроектов, составляет свыше 600. Ещё девять проектов примерно с таким же количеством рабочих мест будут завершены к концу 2019 и началу 2020 года. Привлечено порядка 2 млрд рублей внебюджетных инвестиций.

Заместитель министра экономического развития Ставропольского края Жанна Устименко напомнила о макроэкономических аспектах развития регионов: «Мы находимся в определённом санкционном режиме, при этом мы наблюдаем в мире глобальное перепроизводство». По мнению г-жи Устименко, необходимы стратегии развития, учитывающие специфику и исторически сложившиеся ниши, в которых бизнес того или иного региона может «выстрелить быстрей». Поэтому сейчас на уровне правительства России, а также полпредства президента в СКФО и правительств регионов сейчас определяется набор таких проектов, которые можно было бы финансировать в первую очередь. Здесь и развитие курортов, и развитие аграрного направления, и развитие малого бизнеса через кооперацию.

Ещё один вариант, по словам Жанны Устименко, это кластерный подход — когда малый и средний бизнес развивается вокруг крупных предприятий. «Основный вызов у нас такой: мы должны из спящей зоны госуправления перейти к проектному управлению не только нацпроектами, но и всей экономикой», — заключила г-жа Устименко.

 

От режима «работа на энтузиазме» — к системной работе

Северный Кавказ — территория, которая должна развиваться благодаря крупным инфраструктурным проектам. Причём к ним не обязательно относится строительство федеральных трасс за счёт средств государства. Одним из примеров качественного подхода к развитию транспортной составляющей региона может служить модернизация аэропорта Махачкалы. Стратегия, которую приняли топ-менеджеры единственного аэропорта Дагестана, предполагает превращение воздушной гавани в центр транспортно-логистического хаба, способного принимать грузы и пассажиров со всего мира. Сегодня это одна из самых динамично развивающихся компаний СКФО. За пять лет (2014–2018 годы) выручка компании увеличилась почти в десять раз, до 1,7 млрд рублей.

По словам гендиректора аэропорта Махачкалы Арсена Пирмагомедова, проблемы бизнеса и власти сегодня напрямую связаны с «плохой аналитикой». Согласно стратегии развития международного аэропорта Махачкалы, к показателю один миллион пассажиров в год авиагавань должна была прийти к 2024 году. Однако миллионного пассажира обслужили ещё в 2017 году. Согласно новой стратегии, к 2023 году аэропорт должен выйти на стабильные два миллиона пассажиров в год. Сегодня усилиями владельцев аэропорта Махачкалы (ООО «Грандеко» Сеида Керимова) строится международный терминал стоимостью 1,5 млрд рублей. Однако расширение международного терминала требует согласования с надзорными органами в лице пограничной службы, таможни, Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Этот процесс идёт очень медленно — от покупки специального оборудования до увеличения взлётно-посадочной полосы.

В последние годы в Дагестан, по словам Арсена Пирмагомедова, направляется большой турпоток, однако туристическая инфраструктура ещё не развита. Инвестиции в республику идут слабо, хотя частный бизнес готов инвестировать. «На мой взгляд, если со стороны государства будут созданы готовые механизмы и никому не придётся доказывать с пеной у рта необходимость развития, то всё заработает», — отметил он.

Взаимодействие бизнеса и государства должно быть более динамичным, считает гендиректор аэропорта Махачкалы Арсен Пирмагомедов eu_2019_12_Part47-2.jpg ЭКСПЕРТ ЮГ
Взаимодействие бизнеса и государства должно быть более динамичным, считает гендиректор аэропорта Махачкалы Арсен Пирмагомедов
ЭКСПЕРТ ЮГ

Сегодня же, по словам участников конференции, важно переломить негативные тенденции развития бизнеса на Северном Кавказе. Как отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Николай Кузьмин, в Ставропольском крае, например, количество предпринимателей по итогам 2018 года сократилось на 4%. Это примерно 3000 юридических лиц и около 700 ИП.

«Мы все должны понимать, куда и зачем мы идём, зачем нужна стратегия. Нужно дать бизнесу свободно дышать, свободно работать и тогда, возможно, ему даже стоит передать какие-то функции от государства», — говорит г-н Кузьмин. Чтобы стратегия развития работала, по его словам, нужно выстраивать эффективную систему государственных институтов. «К сожалению, у нас всё до сих пор делается вручную. Мы сталкиваемся с этим практически ежедневно, даже в своей работе: каждый раз, когда ко мне приходит какой-то предприниматель, он обращается с просьбой, мы направляем в госорганы письмо, но нам нужно вручную звонить каждому ответственному начальнику и всему “приделывать ноги”. А хочется именно системного подхода», — резюмирует Николай Кузьмин.