Перенос одного из главных инвестиционных форумов страны и уж точно главного для Юга за полторы недели до его начала — событие, мягко говоря, нерядовое и нуждающееся в комментариях поубедительнее предложенных официально. А в публичном пространстве, напомню, была разыграна целая драма: два вице-премьера — Голикова и Чернышенко — обратились к премьеру с тревожной информацией о том, что около половины из 500 зарегистрированных на РИФ иностранцев — из стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусом. И Михаил Мишустин форум не отменил, помянув, что это обсуждалось, а перенёс — на неопределённый срок. Стоит, наверное, сказать, что до тех пор, пока новый срок не назван, что бы кто ни говорил, а форум по факту является отменённым.
Версия с коронавирусом хороша разве что для домохозяек. Напомним, что Россия входит в число стран, в которых официально зарегистрированы случаи заболевания новой заразой. Их целых два. Всю неделю перед форумом Роспотребнадзор выпускал регулярную информацию о том, что новых случаев заболеваний не зарегистрировано. И тем не менее, официально Россия имеет тот же статус, что и страны, инвесторов из которых новое правительство попросило повременить со своими деловыми инициативами. При этом мы пока не слышали, чтобы в какую-либо из стран не пускали инвесторов из России с обоснованием, что они могут заразить аборигенное население. Кажется, что правительство проявило какую-то высшую, достойную постижения и последующего восхищения, степень заботы о здоровье своего бизнеса.
Но более убедительными причинами отмены форума кажутся организационные и содержательные. Во-первых, куратором форума от нового правительства назначен Дмитрий Чернышенко, который сменил на этой позиции такого тяжеловеса, как Дмитрий Козак. Именно Козак, всегда остающийся в тени, успевший 13 лет назад поработать полпредом президента ЮФО, стоял у истоков сочинского форума. Это был период, когда Сочи выиграл право на проведение Олимпиады-2014 — и впереди ещё был долгий путь к её триумфальному проведению. Форум был деловой составляющей всех этой мистерии — и он позволил Югу выдвинуться на первый план в восприятии делового сообщества страны. И вот на место Козака назначают человека, который только что возглавлял Континентальную хоккейную лигу и государственный «Газпром-Медиа холдинг». У меня есть сомнения в том, что этот человек уже знает, что он хочет сказать инвесторам. И какое совпадение: именно Чернышенко на оперативном совещании предложил Мишустину форум не перенести, а просто отменить.
Для понимания остроты момента приведём цифры роста ВВП в 2019 году, обнародованные в начале февраля: 1,3% против и без того недостаточных 2,5% в 2018 и 1,8% в 2017. Очевидно, что эти темпы роста непросто почувствовать на себе, находясь внутри экономики. Эти результаты не фигурировали в качестве официальных причин отставки правительства Медведева, но очевидно, что они имели значение. То есть от нового правительства ждут ускорения темпов роста экономики.
А теперь ключевой вопрос: а что Мишустин? Среди тезисов, прозвучавших во время выступления тогда ещё кандидата в премьеры перед Госдумой, были два очень важных для бизнес-сообщества. Первый: «Чтобы дальше развиваться, нужно вернуть утраченное доверие между властью и бизнесом, серьёзно поговорить о том, что мешает, убрать издержки, излишнее давление. Если оно есть, нужно понять — какое». Второй тезис: в ближайшее время властям по поручению президента предстоит запустить новый инвестиционный цикл, «для этого в ближайшее время нужно принять пакет законопроектов о защите и поощрении капиталовложений». Тезисы очень важные, и главная надежда состоит в том, что «ближайшее время» будет чуть позднее, а сейчас премьер, который по традиции форума выступает с основательным докладом на пленарном заседании, просто пишет те самые заветные тезисы, которыми окажется с лихвой компенсирован срыв подписаний соглашений с инвесторами на сотни миллиардов рублей. Про сотни миллиардов не преувеличение — в прошлом году РИФ принёс соглашений на 968 млрд рублей, годом ранее — на 800 млрд. Нелишние деньги для правительства, от которого ждут экономического роста. Сколько соглашений могло быть подписано 12–14 марта, мы не знаем — информация о них скрывается до последнего, поскольку подписание — дело деликатное. И ничего не вредит таким делам больше, чем резкие движения. Впрочем, можно вообразить, что само назначение нового правительства стало таким «резким движением», которое негативно повлияло на готовность инвесторов заключать соглашения — об этом мы уже никогда не узнаем, это сфера домыслов.
На волне оптимизма, с которым был встречен Михаил Мишустин, стоит напомнить, что ежовые рукавицы налоговых органов бизнес ощутил в 2015 году, в период явных осложнений в экономике — в тот год ВВП сократился на 3,7%, а сборы в консолидированный бюджет страны выросли на 8,8%. И если сложно спорить с тем, что наводить порядок в крупном бизнесе было необходимо, то принять за норму массовые ситуации, при которых изобретательные доначисления налогов просто убивали компании малого и среднего бизнеса, довольно трудно. Ещё труднее считать эту работу по расчистке налоговиками сферы МСП своевременной — в период экономической стагнации о малом бизнесе вообще бы стоило забыть на некоторое время. Эта проблема не осталась в далёком прошлом — в 2016 году количество субъектов МСП в России сократилось на 5,6%, в 2017 году — на 4,3%. Это к вопросу о доверии бизнеса, поднятом во время выступления в Думе. Очевидно, что сейчас Михаилу Мишустину есть о чём подумать, изобретая драйверы экономического роста. А на тот период, пока премьер думает, инвесторам предложено поберечь здоровье.