Число граждан, желающих открыть своё дело, остаётся в России на невысоком уровне. По данным опроса, проведённого аналитическим центром НАФИ по заказу Минэкономики в 2019 году, предпринимателями хотят стать 29% респондентов, а 67% такого желания не испытывают. Эти данные сопоставимы с результатами опроса ВЦИОМа — только 25% граждан хотят иметь свой бизнес, а почти две трети (63%) не хотели бы этого. Примечательно, что чем больше возраст, тем меньше желания начинать свой бизнес — среди молодых людей (18–35 лет) желающих почти 50%.
Молодое поколение предпринимателей — это потенциальный ресурс, который может увеличить вклад МСБ в экономику страны. В рамках нашего проекта «Образ молодого предпринимателя: новое поколение» мы исследуем ключевые особенности молодых владельцев бизнеса: тренды, которые они задают, проекты, которыми они меняют окружающую действительность, интересы, которыми они живут. Мы ставим целью выявить основные составляющие их образа через отношение к различным сферам жизни: деньгам, предыдущему поколению, государству, обществу и т.п.
В рамках проекта предполагается анкетирование различных групп населения — начиная с самих предпринимателей и заканчивая студентами-старшекурсниками. Цель проекта — выявить как можно больше составляющих образа молодого поколения. Также мы возьмём до 40 интервью непосредственно у самих владельцев бизнеса. С первыми из них можно ознакомиться в этом выпуске. Партнёрами проекта выступают банк «Центр-инвест» и компания «Amway».
Первое знакомство с героями бизнеса наводит на мысли, что каждый из них развивает своё дело с помощью цифровой среды и интернет-технологий. Каждый рассматривает бизнес прежде всего как возможность для самореализации, а вопросом материального благополучия считает возможным озаботиться только при становлении бизнеса «на ноги». Основные особенности — оригинальность идей и постоянный поиск новых ниш.
Критерии нашего отбора просты: возраст до 35 лет и значительный потенциал роста. Бизнес должен функционировать не менее трёх лет, иметь стабильную выручку, а также любую форму собственности, связанную с ведением коммерческой деятельности. Направления бизнеса значения не имеют, но приоритет отдаётся отраслям, связанным с производством (особенно с использованием уникальных или редких технологий), цифровыми и медицинскими технологиями, сельским хозяйством. Участники отобраны и расставлены в произвольном порядке.
Анастасия Лукина, 26 лет:
Открыла производство трикотажной и джинсовой одежды
Luca`Denim (Батайск)
Заработав первоначальный капитал в США и получив государственную субсидию на запуск своего бизнеса, Лукина стала одним из самых известных производителей одежды на Юге. Швейное производство полного цикла Лукиной объединяет дизайн-студию, конструкторское бюро, финишную обработку изделий и дистрибуцию текстильных химикатов. Luca’Denim — название по созвучию с фамилией самой владелицы бренда.
Открыть бизнес ей помог стартовый капитал, который она заработала во время учёбы в вузе США, а также субсидия в 300 тысяч рублей, которую правительство Ростовской области предоставило ей как начинающему предпринимателю на возмещение части затрат по организации собственного дела. У компании сразу появился пул крупных клиентов, поэтому для того, чтобы справиться со всеми заказами, Лукина открыла вторую производственную площадку в селе Песчанокопское. Luca’Denim выпускает и линейку одежды под собственным брендом, A1FA, которая продаётся в интернет-магазине Wildberries. Рост продаж идёт на уровне 20–30 процентов от месяца к месяцу. В то время как многие швейные цеха испытывают трудности с получением заказов, мощности Luca’Denim не простаивают. Анастасия Лукина говорит, что использует передовой подход к производству и ответственно подходит к ведению своего бизнеса. Её компания — это экспериментальная швейная лаборатория с выручкой свыше 30 млн рублей в год, специализирующаяся на трикотажной и джинсовой одежде. Luca’Denim ориентируется на крупные торговые сети. У них уже есть свои торговые марки, они заказывают коллекции производителям.
«В месяц сейчас мы выпускаем пять тысяч джинсовых и восемь тысяч трикотажных изделий. А с декабря 2018 года начали делать свою коллекцию одежды. Когда ты поставляешь оптом, это одна цена, но когда продаёшь в розницу — это уже совсем другие деньги, поэтому интересно развивать свою линейку одежды», — говорит Лукина.
Владимир Ротин, 34 года:
Запустил производство оригинальной продукции — подушек для беременных
Body Pillow (Ростов-на-Дону)
Начав с нуля в 2014 году, бывший программист, имевший свой ИТ-бизнес по созданию сайтов и SEO-продвижению, сначала «протестировал нишу» по всем правилам — давал объявления на «Авито», проверял спрос, затем готовил пробную партию и продавал. «Сделать хороший сайт и вывести его в число лидеров было не так сложно, — уверяет Ротин. — Мы сразу решили делать качественную “упаковку” — красивые фотосессии, сайт с выверенным текстом и интуитивно понятными кнопками, скрипты продаж».
Прорыв бизнесу обеспечил выход в федеральные сети. Первый партнёр — Mamsy, Esky, затем добавились «Озон», Wildberries и другие. Добиться этого помогло множество «холодных» звонков, спам на все контактные данные и формы, «ловля» представителей сетей на различных мероприятиях. Получив первый оптовый заказ, супруги Ротины растерялись — ведь это в десятки раз больше, чем они делали подушек даже в самые пиковые дни. Пришлось искать дополнительные площади для производства. Благодаря этому появилось и своё «ноу-хау» — полуфабрикаты подушек для беременных. Это позволяет на ограниченной площади хранить годовой запас товаров, пополняя его по мере необходимости. Под рукой теперь всегда огромный ассортимент при достаточном количестве остатков. Сейчас бизнес развивается в плотном сотрудничестве с федеральными сетями. Развитие товарной матрицы происходит не только «вглубь» — по количеству проданных товаров одной категории, но и «вширь» — за счёт увеличивающегося ассортимента. Конкуренты в сетях есть, но их натиск сдерживается «качественным описанием и фото, конкурентной ценой, грамотной работой с аудиторией и своевременной логистикой». Ротин утверждает, что его товары занимают до 80% ведущей десятки товаров для беременных и новорожденных в отдельных категориях. Годовой оборот в 2019 году — 72 млн рублей. Цель на 2020 год — 100 млн
Александр Шубаев, 35 лет:
Стал крупнейшим производителем креветок в России
«Эллас» (Крым, Ставрополь)
Молодой выпускник Букингемского университета родом из Дагестана, со ставропольской пропиской, восемь лет прожил в Англии и мог остаться там, чтобы сделать карьеру менеджера. Однако он предпочёл вернуться в Россию по «патриотическим соображениям». Здесь он проработал в Москве на крупном стекольном предприятии, став начальником департамента развития всего предприятия и группы компаний «Росстекло». Затем работа в ставропольском офисе Россельхозбанка, которая позволила ему познакомиться с «колоссальными производствами» в сфере сельского хозяйства и приобрести опыт оценки бизнеса предприятий. Следующей этап карьеры — заместитель руководителя представительства Российско-китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией в СКФО и ЮФО. Уже после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году Шубаев с делегацией китайских бизнесменов побывал на полуострове. Один из членов делегации рассказал ему, что в Крыму одни из лучших климатических условий для выращивания креветок. Это послужило отправной точкой для создания своего бизнеса, которым Шубаев мечтал заниматься.
Объехав, по собственным словам, полмира в поисках необходимой технологии, он решил создавать собственное производство в Раздольненском районе Крыма — на прудах бывшего советского рыбколхоза. В 2019 году предприятие Шубаева заводнило 147 гектаров естественных прудов и запустило 2,2 гектара новых интенсивных прудов. Это позволило получить 200 тонн креветок. «Мы запустили только четверть наших мощностей, а потенциал у нас — 560 гектаров и 2000 тонн креветок в год», — говорит Шубаев. По его данным, в целом за пять последних лет объём инвестиций в организацию и модернизацию производства составил около 1 млрд рублей. Срок окупаемости проекта оценивается в три года при условии своевременного выхода на планируемые объёмы производства. Средства давала семья, у которой другой источник дохода, связанный со сферой недвижимости.
Станислав Смирнов, 29 лет:
Открыл сеть кафе «новой волны» в Ростове
Кофейни Setter`s (Ростов-на-Дону)
Смирнов по образованию архитектор. Уволившись из архитектурного бюро шесть лет назад, он решил всерьёз заняться кофейным бизнесом. По словам Станислава, он мечтал создать не просто кафе, а часть городской среды, вокруг которой формируется городское сообщество. В России как раз стали появляться кофейни, продающие «спешелти кофе». «Спешелти — немного размытый термин: грубо говоря, это кофе качеством выше определённой планки. Сладкий, простой, без дефектов. Там не будет вкуса резины, земли. Качество спешелти — это 82 по стобалльной шкале», — говорит Смирнов.
Секрет успеха Смирнова в том, что он открыл заведение новой волны — брю-бар (брю — альтернативный способ заваривания кофе) — и стал первым в своём роде в Ростове. В процессе начал изучать методички по бухучёту, обратился в центр помощи и поддержки предпринимателей. Потом занял 100 тысяч рублей, арендовал угол в магазине Monoroom. Поначалу молол зёрна на ручной кофемолке. Через полгода получил субсидию и купил простенькую кофемашину и кофемолку.
«Стали выступать, ездить на главные фестивали, знакомились, светились. В 2015-м мы перешли в коворкинг Creative Space. Ещё одну точку открыли в коворкинге “Место” (“Табачка” на Красноармейской). Затем со старым моим старым знакомым открыли заведение на Пушкинской, 181. Взяли кучу кредитов и просто пошли ва-банк», — вспоминает Станислав Смирнов. Первые полтора года из бизнеса не брали ни копейки, только реинвестировали. Затем начали зарабатывать. Средний чек в заведении 400 рублей, сообщается на сайте. Но можно выпить кофе и за 900 рублей. Спрос на такой кофе в Ростове есть, утверждает Смирнов: «в Ростове и ещё десятке мест на планете». Сейчас он представитель самой известной кофейной фермы в мире — Ninety Plus Gesha Estates из Панамы. Цена зёрен от 80 до 1200 долларов за килограмм.
«Трудность в том, что сейчас ты должен быть универсалом — суперпрофессионалом и предпринимателем одновременно. И этому не учат нигде», — сожалеет Смирнов.
Марина Безуглова, 33 года:
Показала, как работать с зеркалами
«Эксперт-Стекло» Ростов-на-Дону
Под брендом «Эксперт-Стекло» работает предприятие, созданное Мариной Безугловой вместе с супругом Денисом Ващенко и расположенное в одной из промзон Ростова-на-Дону. Здесь изготавливают сложные объекты из зеркал. В его портфолио топовые клиенты — кинотеатр «Горизонт Cinema&emotion», стадион «Ростов-Арена», вип-зона аэропорта «Платов». В 2017 году компания «Эксперт-Стекло» на 30% увеличила объёмы производства и сбыта продукции. Собственник фирмы Марина Безуглова считает это прорывом, поскольку несколько лет подряд роста у предприятия почти не было. Согласно стратегии развития компании, в ближайшие два года она должна увеличить выручку втрое. Такой рост планируется за счёт расширения ассортимента и поставок в другие регионы.
Производство началось с арендованного на бывшей строительной базе ангара в 20 кв. м. Из оборудования — стол, сваренный своими силами из кусков железа, и купленный в Москве набор стеклорезов. В штате тогда было трое: Марина, её муж и рабочий. «Это была абсолютная авантюра, — признаётся Безугловa. — До сих пор удивляюсь, как тогда, в 2009-м, отважилась поменять хорошую работу с достойной зарплатой на полную неизвестность».
Сейчас в штате компании — около 20 человек. Специализация — производство и монтаж изделий из листового зеркала (более 200 наименований) и стекла (перегородки, стеновые панели, витражи и т. п. изделия).
«Мы ушли из сегмента, где конкуренция жёсткая, а демпинг уже стал типичным явлением, в более интересный для нас сегмент, — поясняет Марина Безуглова. — И это не только обработка и производство зеркал любой сложности и размера. Например, стали развивать монтажное направление, превратив его в одно из наших сильных конкурентных преимуществ».
Олег Чулаков, 34 года:
Создал студию веб-дизайна мирового уровня
«Студия Олега Чулакова» (Ростов-на-Дону)
«Студия Олега Чулакова» начинала как игрок микроскопической ниши — дизайн баннеров и открыток — и пришла к уровню заказов от крупного бизнеса. Основатель студии вошёл в топ-5 списка ключевых персон российского рынка digital-маркетинга и веб-разработки 2018 года.
В рейтинге дизайн-студий в digital 2018 года по версии Tagline студия разделила первую позицию ещё с несколькими известными компаниями. Сейчас среди клиентов студии Чулакова — Tele2, Yota, Росбанк, Ikea. Основной пул клиентов — это крупные компании, в том числе международные, как правило, с офисом в Москве. Выручка студии в 2018 составила свыше 100 млн рублей.
«Изначально я самостоятельно занимался дизайном баннеров. Отправил некоторые работы на международный фестиваль, они заняли призовые места, — рассказывает Олег. — Создал маленькую компанию, которая занималась дизайном баннеров, интерактивных элементов веб-сайтов, промопродукции, открыток и т. д. Это очень узкая ниша, но мы с самого начала демонстрировали высокий уровень качества. И это позволило в первый же год существования — 2009-й — войти в авторитетный рейтинг Ассоциации коммуникационных агентств России. Мы попали сразу на 15-е место. А рядом — московские, сетевые агентства. Эти агентства и стали к нам обращаться, и на следующем этапе мы работали через них. Затем спектр услуг расширился, мы стали заниматься непосредственно дизайном сайтов, и через какое-то время к нам начали обращаться бренды напрямую. Кстати, работа напрямую, без посредника в виде агентства — намного проще и выгоднее».
В 2017 году компания открыла офис в Москве, выбрав для своего представительства территорию арт-кластера «Красный Октябрь». Цель «Студии Олега Чулакова» — стать крупнейшим в стране «дизайн-заводом».
Константин Феданов, 35 лет:
Вырастил «газель»на рынке автохимии
«ГраСС» (Волжский)
Этот бизнес Константин Феданов развивает с партнёрами: Михаилом Грачевым и Валерием Гончаровым. На портале cleannow.ru есть рассказ о том, что предшествовало началу пути: «днями и ночами Михаил Грачёв стоял у 150-литрового котла, создавая свой первый автошапмунь и разрабатывая план, как сделать мир чище. Тем временем его напарник Константин Феданов разъезжал на своей старенькой иномарке по автомойкам Волгограда и Волжского и предлагал тот самый Auto Shampoo, который до сих пор красуется на полках магазинов».Результат не заставил себя долго ждать: уже через год после создания компании продукция под брендом Grass появилась в Ростове и Краснодаре, начала развиваться дилерская сеть. Благодаря постоянному поиску новых составов автохимии появился ряд инновационных продуктов — шампуни для бесконтактной мойки, автокосметика.
Географическое присутствие распространилось далеко за пределы России. Компания не раз попадала в рейтинг юнороссийских «газелей».
Сегодня «ГраСС» — производитель профессиональной автохимии, моющих и чистящих средств для клининговых компаний, а также оборудования для бесконтактных моек. По словам Феданова, компания работает с 46% рынка профессиональных автомоек в России. Главный офис расположен в Волжском, есть представительства, офисы и склады в Москве, Шанхае и Праге. Компания работает с 57 странами. В месяц производится более 5 тысяч тонн продукции. По многим позициям это полный цикл — от производства тары, до конечной продукции. В планах строительство 6,5 тысячи кв. м производственных площадей, что позволит увеличить мощности на 10 тысяч тонн продукции в месяц. Добавится 100 специалистов (сейчас работает 700). В 2018 году оборот компании составил 2,8 млрд рублей.
Иван Куккоев и Иван Романченко, по 31 году:
Мастера деревянной утвари
«А-Фабрик» (Краснодар)
Бизнес-партнёры начинали с изготовления декораций для народных гуляний и квестов, а затем нашли нишу с международным потенциалом — оказалось, что деревянная кухонная утварь кубанского производства востребована за рубежом. Контракт с глобальной компанией Auchan Retail открыл для них международный рынок и позволил увеличить оборот более чем вдвое. Разделочные доски, скалки и лопатки для пищи кубанского производства продаются сейчас более чем в 20 странах мира, включая Францию, США, Великобританию и Китай. По итогам 2018 года выручка «А-Фабрик» превысила 60 млн рублей.
Иван Куккоев — профессиональный рекламщик, сообщал портал «Профессионалы.ру». Он окончил факультет связей с общественностью Кубанского государственного технологического университета, а в 2012 году открыл рекламное агентство «Шкипер». В дело предприниматель вложил все свои накопления — около 250 тысяч рублей. Бизнес шёл хорошо, вскоре появились первые сотрудники, портфолио пополнилось коммерческими и государственными заказами. Агентство приносило 150–200 тысяч рублей прибыли в месяц — но Куккоеву хотелось большего. В это время его будущий партнёр Иван Романченко работал маркетологом в АО «Тандер», управляющей компании сети «Магнит»: ездил по торговым точкам, проверял соблюдение корпоративных стандартов, следил за поведением продавцов и составлял аналитические отчёты.
В 2014 году работодателю Романченко понадобились услуги рекламного агентства, и он обратился к Куккоеву. На встрече выяснилось, что молодые люди учились в одном вузе, и они довольно быстро нашли общий язык. Рабочее знакомство переросло в дружбу и желание открыть совместный бизнес, который партнёры назвали «А-Фабрик».
Романченко с детства любил заниматься деревообработкой — его отец Роман Романченко развивал производство в этой сфере. Напрашивался бизнес на стыке работы с деревом и рекламой — так появилась идея мастерить декорации для народных гуляний. Позже этот бизнес вырос в производство кухонной утвари.
Евгений Смычагин, 28 лет:
Инноватор пищевого оборудования
«Рубин» (Краснодар)
Бизнес Евгения Смычагина начался с небольшого цеха по производству металлоконструкций, когда ему было 24 года. «Учился на факультете машиностроения КГТУ на кафедре оборудования пищевой промышленности. Там понял, что хочу открыть свое дело», — говорит Смычагин.
Сейчас у Смычагина производственное предприятие «Рубин» с цехом площадью 650 кв. м, которое выпускает широкий спектр оборудования, металлоконструкций и запчастей для масложировых, комбикормовых производств и элеваторов. Оборот компании в 2019 году составил, по словам Евгения, 22,5 млн рублей (на уровне 2018 года).
Ещё один проект Смычагина связан с инновациями. Совместно с профессором КБТГУ Сергеем Мустафаевым, ещё учась в университете, он разработал оригинальную технологию переработки вторичного масличного сырья, которая позволяет получать из отходов масличного производства и техническое растительное масло, которое применяется в производстве мыла и жирных кислот, и кормовые продукты. Отходы предлагается сначала сепарировать, используя уникальный метод воздушно-ситового сепарирования при помощи системы сит. Затем полученное вторичное сырьё перерабатывается. Стоимость производственной линии с монтажом составляет около 9 млн рублей, сроки окупаемости — в пределах года.
«Сейчас подаём заявку, чтобы стать резидентами “Сколково”, выиграли грант от фонда Бортника на разработку этого проекта», — говорит Смычагин. По его словам, бизнес тоже заинтересовался этой идеей. Проект внедрён на трёх крупных масложировых предприятиях в России, в частности, на Гиагинском МПК в Краснодарском крае. Прорабатывается установка линий по переработке отходов ещё на двух предприятиях. Среди них — завод, принадлежащий «Эфко».
Руслан Быстров, 27 лет:
Запустил дизайнерскую фабрику
Design Studio 3D Михайловка
Интернет-магазин Design Studio 3D — это фабрика фотопечати материалов для дизайна, дома и ремонта. Товары Design Studio 3D можно приобрести как в интернет-магазине, так и в социальных сетях, и на маркетплейсах Wildberries, «Озон», «Беру», «Юлмарт». Дизайн-студия выпускает 3D-обои, 3D-фотошторы, 3D-ковры, 5D-картины, 3D-фотоподушки. Михайловский предприниматель с нуля наладил производство и уже признан лучшим в своей сфере. Несколько лет назад Руслан Быстров организовал в родном городе фабрику фотопечати. А в этом году принял участие в проекте «Молодой предприниматель России» и получил главный приз в номинации «Производство».
«Идея образования компании возникла после университета, — рассказывал Быстров изданию V1. — Всё начиналось с интернет-магазина. Постепенно удалось перейти к собственному производству.
Сегодня волгоградская компания по производству фотообоев, домашнего текстиля и модульных картин занимает лидирующие позиции в России. Продукция Design Studio 3D зашла в крупнейшие торговые сети и представлена в более чем 500 партнёрских магазинах по всей стране и в странах СНГ.
«Компания динамично развивается: внедрено бережливое производство, ведётся работа над импортозамещением. Продукция изготавливается из отечественных материалов, например, плитку поставляет Волгоградский керамический завод. А в планах — участие в программах поддержки инвестиционных проектов и софинансирования расходов на строительство инфраструктуры», — говорит Быстров.
Свой успешный старт он намерен использовать для создания полноценного обойного производства в Михайловке.