— В какой мере, на ваш взгляд, бизнес сегодня влияет на устойчивое развитие городской среды? Какое влияние в этой сфере оказывает ваша компания?
Алексей Воловик: — С нашей точки зрения, устойчивое развитие города связано с чётким пониманием его стиля и архитектуры, а также с наличием согласованной «дорожной карты» по реализации концепции благоустройства города. Иными словами, у города должны быть свой архитектурный код: цвета, формы, рисунки, определённая единая стилистика. Сейчас эта практика постепенно распространяется в городах. Например, при благоустройстве Анапы придерживаются коричнево-жёлтого оттенка плитки. Краснодар — это серо-бело-чёрные рисунки на плитке на центральных улицах. Этим должны заниматься департаменты архитектуры муниципалитетов. Мы принимаем активное участие в этом процессе, например, перед Новым годом встречались с главным архитектором Краснодара Натальей Машталир. Предложили новые концепции и разработки, основанные на мировом опыте. К сожалению, в наше время в России нет чёткого понимания важности этих вещей. Мы разговаривали о создании «дорожной карты» по реализации концепции благоустройства. Благодаря ей можно подготовить производителей к определённому благоустройству городов. Так и будет задействован бизнес. Он сможет знать, какая продукция будет востребована. В этом и состоит наше видение устойчивого развития города.
— Какой отклик находит идея проработки «дорожной карты» благоустройства в муниципалитетах?
— За исключением Краснодара, пока не знаю таких городов, где сейчас разрабатываются концепции единой стилистики центральных улиц и кварталов. Недавно мы участвовали в благоустройстве Красноярска, в рамках подготовки города к зимней Универсиаде 2019 года, и там мы тоже чётко взаимодействовали с властями по вопросам внешнего благоустройства. Мы предложили концепцию широкоформатных плит, которая сегодня применяется в Европе, в частности, в Германии. Широкоформатная плитка удобна для колёсных средств передвижения: роликов, колясок, велосипедов. Плюс широкий формат на большом пространстве создаёт приятное впечатление места, выдержанного в единой стилистке. Это красиво и комфортно, именно это и ценится сейчас в Европе.
— Каким, на ваш взгляд, должно быть участие профессионального сообщества в градостроительной политике и территориальном развитии?
— Сегодня у предприятий, в том числе и у компании «Выбор-С», есть свои концептуальные разработки: новые формы, новые фактуры, новые предложения. Соответственно, если власти городов, муниципалитеты будут активнее взаимодействовать с бизнесом по вопросам внешнего благоустройства, то город от этого только выиграет. У нас есть свои архитектурные бюро, свои проектировщики, которые применяют в своей работе мировой опыт. Сегодня возможности предприятий намного выше тех возможностей, которые государственные структуры закладывают при благоустройстве городов. Например, сейчас госэкспертиза при создании проектов благоустройства закладывает те формы, которые мы делали ещё в 2000-х годах. У нас сегодня намного больше модных форм, расцветок, фактур, стилистики, материалов. Но власти пока все эти наработки слабо внедряют из-за устаревших стандартов. Мы первыми узнаём обо всех новинках, рекомендуем их к использованию, а также внедряем. В этом и состоит участие нашего профессионального сообщества в градостроительной политике.
— Применимы ли единые стандарты благоустройства в масштабах России? Ведь в нашей стране много климатических зон и разных городов с разным уровнем жизни.
— Сегодня есть решения для разных городов. Важно понимать, что для нас дешёвый — не значит худший. У нас, например, есть чёткая сегментация по нишам, но продукция при этом всегда одного качества, даже если она отличается по цене. Отличия по цене могут быть по формам, по фактуре, но сама формула бетонной плиты, которая у нас есть, прошла проверку временем. У нас чёткое требование к стандарту выпускаемой продукции.
— Какие инновации в развитии городской среды сегодня востребованы?
— Муниципалитеты активно переходят на «цифру» — внедряют всё, что связано с автоматизацией процессов. Это и «умное» освещение, и подсветка плитки, зданий, внедрение малых архитектурных форм с какими-нибудь инновационными деталями, qr-коды и т.д.
— Насколько бизнес сегодня восприимчив к инновациям в плане развития городской среды?
— Когда дело касается инвестирования частных средств, то, конечно, внедряются интересные решения. Многие оценили по достоинству плитку, выложенную перед входом в аэропорт «Платов». Это наша новая и дорогая разработка, интересная новая фактура. Что касается муниципальных денег и денег региональных, то тут несколько другой подход. Любой подрядчик, заходя на объект, знает, что ему необходимо заработать. И, к сожалению, сегодня в тех же проектах чётко не прописывается, что плитка должна быть определённого производителя, определённой фактуры и т. д. Поэтому подрядчик может пересмотреть устройство дорожного покрытия, заменить его другими видами плит, что, собственно, активно и делается. При этом выбираются более дешёвые варианты. На каждом этапе проекта стоимость работ уменьшается. В конечном итоге это приводит к тому, что мы не можем позволить себе современную качественную плитку, которая изначально задумывалась. И от этого в итоге страдает городская среда. Когда же дело касается частных денег, то зачастую есть и авторский надзор архитектора, и чёткое понимание необходимости качества.
— Что «Выбор-С» предлагает сегодня для улучшения городской среды?
— Мы несём доступную высокую культуру благоустройства в города, и сегодня можем предложить тщательное соблюдение новых сводов правил, разъяснение гостовских требований, а также новые формы элементов благоустройства, цвета, разработки. Также в группе компаний «Выбор-С» есть архитектурное бюро «1838», которое занимается разработками визуальных решений, новых продуктов: городской мебели, тротуарной плитки и т. д. Другими словами, если власти хотят какой-то участок улицы, города, парка, сквера как-то визуализировать, архитектурное бюро готово предложить своё видение проблемных участков. Мы готовы выступить с экспертным мнением, у нас накоплен огромный опыт за 20 лет работы.
Евгений Пашко:
— Действительно, наша компания сегодня — одна из самых крупных в стране. Мы эксплуатируем пять производственных площадок: три в Краснодарском крае, по одной в Подмосковье и в Красноярске. Производим на них свыше двух с половиной миллионов квадратных метров в год (совокупные мощности — пять миллионов квадратных метров), и на 2020 год планируем устойчивый прирост в объёмах во всех регионах. Надеемся вырасти примерно на 20–25 процентов в денежном выражении.
— Какое сегодня место компания занимает в России по доле рынка?
Евгений Пашко:
— Оцениваем нашу долю на рынке в шесть-восемь процентов. Наша стратегическая цель — 50 процентов рынка РФ в течение 15–20 лет. Для этого необходимо обеспечить темпы роста на 20 процентов ежегодно. Этого можно добиться строительством новых мощностей и развитием имеющихся производств. В среднем мы должны прирастать одним заводом в год. Сейчас, в условиях дефицита банковского проектного финансирования, мы активно развиваем партнёрские программы по созданию заводов по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства. Действуем следующим образом: выбираем интересный привлекательный регион, ищем там компанию, которая уже обладает какими-то активами для создания производства, заключаем партнёрское соглашение о совместных инвестициях и берём управление проектом в свои руки. Организуем запуск производства и управление действующим заводом под ключ от производственных процессов до организации продаж. Это напоминает договор прямого управления в гостиничном бизнесе, и мы, не скрою, взяли юридическую часть этой модели у компании Hilton. Хотя, конечно, суть бизнеса совершенно другая. По данному направлению сегодня у нас реализуется партнёрский проект в Тюмени, ещё в двух регионах ведутся переговоры.