Новому поколению ближе «бизнес по приколу»

Евгений Ракуль
1 апреля 2020, 00:00

Экологичность мышления, узкие ниши, сервисная ориентация, внимание к стратегическому планированию и собственному гармоничному развитию — таковы первые штрихи к портрету молодого предпринимателя в рамках исследования «Эксперт ЮГ»

АНДРЕЙ ЕФРЕМОВ
«Эксперт ЮГ» инициировал дискуссию о ценностях нового поколения в бизнесе
Читайте Monocle.ru в

Исследование «Новое поколение предпринимателей: ценности и достижения», начатое в феврале Аналитическим центром «Эксперт Юг», позволяет сформулировать несколько предварительных выводов. Молодое поколение предпринимателей уверено, что ценность бизнеса измеряется не в деньгах, а в «хороших историях» и в том, какой вклад в развитие общества вносит предпринимательская инициатива. Напомним, что сейчас завершается социологическая часть исследования: оно включает интервью и анкетирование свыше 300 молодых предпринимателей в Ростовской области и Краснодарском крае. Пока результаты этого исследования обобщаются, «Эксперт ЮГ» предложил живую дискуссию о том, с какими ценностями ассоциируется новое поколение бизнеса и к чему они обязывают. Ответ на этот вопрос должен побудить к целой серии откликов как в системе образования, так и во внутренних связях бизнеса.

Ориентация на сервис

По мнению сооснователя и гендиректора группы ИНПК, организатора бизнес-сообщества «Эквиум» в Ростове Вадима Щербака, в России, как и в других постиндустриальных странах, сейчас время сервисной экономики, что на уровне предпринимательства находит отклик в создании определённых «маленьких ниш». «Из таких прорывных ниш и возникают новые современные предприниматели», — говорит г-н Щербак. Обратная сторона такого процесса — зацикленность на сервисе и сфере услуг. По мнению Щербака, количество тех, кто занимается производством, очень невелико. «Если посмотреть исходя из моего субъективного опыта, наверное, процентов 10, не больше», — резюмирует Вадим Щербак.

По словам заместителя начальника управления по работе с МСБ банка «Центр-инвест» Марии Христолюбовой, новое поколение предпринимателей — это в основном сфера услуг. При оценке бизнеса классическая банковская модель оценки полностью ломается «Если предприятие производственное, то при выдаче кредита достаточно проанализировать статьи баланса предприятия, стоимость основных средств и т. д. Однако когда, например, возникает необходимость проанализировать финансовую модель разработанного сервиса, мало кто понимает, в чём его ценность на этапе внедрения», — говорит г-жа Христолюбова.

Как пример работы банковского капитала с молодым бизнесом Мария Христолюбова приводит работу по сбору сведений с использованием «больших данных» и выведением матрицы готового продукта для этого бизнеса. Сегодня такая программа запущена в банке «Центр-инвест».

Экологичность и стратегичность

Сооснователь компании EMi Вера Мирошниченко считает, что у нового поколения предпринимателей другие ценности. Например, по её мнению, они больше интересуются вопросами экологии, темой социальной ответственности и своего собственного предназначения. «Они могут не гнаться за какими-то масштабными проектами, а думать так: какую пользу я могу принести обществу и как это сделать максимально полезно с точки зрения социальной ответственности», — уверена г-жа Мирошниченко. Также, по её словам, молодое поколение в бизнесе отличает стремление быстро решать вопросы и высокая скорость получения информации — этому способствует и внешняя среда.

По мнению директора Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яны Куриновой, в мышлении молодых предпринимателей можно выделить три момента. Первый заключается в том, что на смену краткосрочному оперативному управлению приходит стратегическое планирование. Второй момент касается «экологичности» или социальной ориентированности бизнеса. Третий момент можно условно обозначить как «тягу к знаниям» — стремление получать новую информацию, умение использовать её. Этот навык, по словам г-жи Куриновой, напрямую связан с цифровизацией.

Ценности на первом месте

Тезис о непростом поиске потенциала, заложенном в бизнесе молодых предпринимателей, подтверждает пример Кирилла Сагитова, основателя веб-студии Kangaroo ink. «Я разрабатываю новые продукты не ради денег, — говорит г-н Сагитов. — Создать что-то новое — это гораздо прикольнее, чем просто получить деньги. Иными словами, ценность бизнеса в том, чтобы кому-то помочь, внести свой вклад, остаться в истории».

При этом Кирилл Сагитов считает, что росту предпринимательской активности могла бы способствовать и внешняя среда, причём ещё со школы, а затем предпринимательские инициативы необходимо поощрять и в вузах.

Внедрение специальных образовательных программ, связанных с предпринимательством — один из трендов, в соответствии с которым, например, работает Южный федеральный университет (ЮФУ). По словам декана факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ Марины Шустовой, к ним после многоступенчатого отбора приходят студенты с «явными предпринимательскими способностями». По её мнению, большое значение молодые предприниматели придают социальному взаимодействию. «Социальное взаимодействие, социальное одобрение, желание быть причастным и показать всему миру, кто я, через свою деятельность — вот их отличительные особенности», — утверждает г-жа Шустова. У нового поколения ценятся те качества, которые помогают легко общаться в любой компании. Индивидуализм уступает место коллективизму. Ценятся кооперация и общение внутри сообщества. «Их бизнесы выстраиваются именно на основе этих ценностей: дать людям возможность доказать, что они могут сделать мир лучше» — резюмирует Марина Шустова.

Вопрос ценностей предпринимателя — один из ключевых в бизнесе, считает генеральный директор ООО «Центр деловых компетенций „Эксперт“» Андрей Барабицкий. Производными от этих ценностей являются консолидирующие корпоративные миссии, на основе которых и создаются бизнесы, а также формируется новая экономика и новые элиты. «Вопрос ценностей становится актуальным, так как команда предпринимателя и консолидация вокруг него формируются именно на их основе», — считает г-н Барабицкий. Из этого вытекает позиционирование продукта, товара или услуги.

Оборотная сторона лёгкости

По словам Марины Шустовой, успех в представлении молодых предпринимателей не является плодом долгих и сложных усилий. «24/7 пахать они не хотят, у них есть масса примеров того, что успех может быть лёгким и быстрым. При этом на фоне этой видимой лёгкости кажется удивительным их стремление собираться в различные сообщества по интересам, книжные клубы, слушать научно-популярные лекции. Главный запрос от жизни — как стать счастливым. Безусловно, сюда можно отнести и какой-то финансовый успех. Но всё-таки главный приоритет — это быть гармоничной личностью, самореализоваться и разнообразить жизнь удовольствиями», — заключает г-жа Шустова.

По мнению бизнес-консультанта Виктории Светицкой, привычка искать ответ на любой вопрос в интернете — ещё не показатель умения выбираться из кризисных ситуаций. «Сейчас говорят о представителях нового поколения как о тех, кто родился со смартфоном в руках… Однако я проверила эти навыки на студентах — спросила, какой у нас сейчас НДС. Все полезли в смартфоны, и аудитория в 30 человек буквально зависла. Привычка искать ответ на любой вопрос в интернете сужает кругозор. Развитие даёт только концептуальное вузовское образование, когда много лет надо потратить на то, что кажется скучным, но именно это в итоге поможет не потерять впоследствии бизнес», — уверена г-жа Светицкая.

Запрос на обучение

Тема образовательной поддержки молодого предпринимателя — одна из наиболее острых. Детально этот вопрос проработан в компании Amway. По словам её представителя Анастасии Вырыпановой, важна всесторонняя поддержка, учитывающая комплекс потребностей. «Сегодня одна из задач компании — не только упростить процесс привлечения клиентов для молодого предпринимателя, но и предоставить ему “упакованное” предложение для дальнейшей работы с клиентом, — поясняет она. — Под “упаковкой” компания подразумевает готовое решение, которое позволит предпринимателю сформировать вокруг себя онлайновые и офлайновые сообщества в двух наиболее популярных направлениях — красота и здоровье. При этом мы продолжаем поддерживать предпринимателей обучением. Вместе с ведущими экспертами-диетологами, косметологами, коучами, SMM-экспертами мы формируем у предпринимателей необходимые навыки: продавать, презентовать, выступать, свободно использовать нетворкинг для развития бизнеса. Сейчас в эпоху тренда на саморазвитие мы видим огромный спрос на обучение в таких областях, как SMM, искусство презентаций, публичные выступления, менторинг. Для предпринимателей Amway это обу­чение проходит бесплатно на нашей обучающей digital-платформе».

По словам Анастасии Вырыпановой, цель Amway — минимизировать, а точнее, свести к нулю предпринимательский риск: многие трудности, с которыми любой предприниматель сталкивается сегодня, компания берёт на себя.