Позиции на рынке закрепили экспортом и гипсом

Андрей Бакеев
1 мая 2020, 00:00

Волгоградский холдинг «ВОЛМА», производящий гипсокартон и строительные смеси, вошёл в число системообразующих предприятий и планирует рост. Драйверы — гипермаркеты, социалка и экспорт

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Гендиректор ООО «Управляющая компания „ВОЛМА“» Владимир Овчинцев
Читайте Monocle.ru в

«ВОЛМА» — крупный промышленный холдинг, который объединяет предприятия по производству строительно-отделочных материалов в Волгоградской, Московской, Оренбургской и Челябинской областях, Татарстане и Адыгее. Кроме семи заводов, в состав компании входят несколько карьеров по добыче основного сырья — природного гипса, а также логистические и сбытовые центры. Три из семи заводов холдинга работают на Юге — два в Волгоградской области и один в Адыгее. Адыгейский — один из самых современных заводов группы, запущен в эксплуатацию несколько лет назад. Согласно данным ИАС Seldon.Basis, в 2018 году выручка ООО «ВОЛМА-Майкоп» составила около 1,1 млрд рублей. Для сравнения, выручка самого крупного предприятия холдинга — ООО «ВОЛМА-Воскресенск» (в Подмосковье) за тот же период превысила 3,5 млрд рублей. Сухие строительные смеси, гипсокартон и др. стройматериалы из гипса «ВОЛМА» поставляет по всей территории России и в 30 стран. Экспорт занимает около 10% в общих объёмах холдинга.

По итогам 2019 года общие объёмы производства заводов компании выросли более чем на 10%. «ВОЛМА» занимает первое место в СНГ по производству плит для межкомнатных перегородок и второе — по выпуску сухих строительных смесей. Только их компания производит и продаёт более 1 млн тонн в год. Планы на 2020 год — рост ещё минимум на 10%.

Несмотря на введённый в Волгоградской области и других регионах РФ режим самоизоляции, заводы «ВОЛМА» продолжают работать. Власти регионов уверены, что продукция таких предприятий необходима для продолжения реализации национальных проектов, возведения социально значимых объектов. Например, в родном Волгограде компания поставляет стройматериалы в строящийся в Дзержинском районе инфекционный центр Минобороны России, где будут проходить лечение пациенты с COVID-19.

Гендиректор ООО «Управляющая компания „ВОЛМА“» Владимир Овчинцев рассказал «Эксперту ЮГ» о том, какую стратегию применяет команда холдинга для успешной работы в изменившихся условиях.

Настройки на полную мощность

— Насколько сильно ситуация, связанная с пандемией коронавируса и действующими в регионах ограничительными мерами, отразилась на вашей деятельности? 

— Все наши производственные площадки работают на полную мощность. И это, пожалуй, сейчас самое главное. Мы обеспечили необходимые меры безопасности. На производствах производится ежедневное измерение температуры, обработка контактных поверхностей, мест общего пользования, служебного транспорта, рук. На складах наших заводов есть запасы защитных масок и дезинфицирующих средств. Осуществляется централизованная доставка рабочих на производство и обратно. У нас на всех предприятиях очень строго контролируются рекомендованные медиками нормы контактирования. Что касается внешней среды, то изменения коснулись практически каждого этапа нашей работы. Так, под более пристальным вниманием у нас все логистические цепочки, бесперебойное обеспечение сырьём, контроль своевременности отгрузок стройматериалов. Отгрузки идут ежедневно.

— Что происходит на вашем рынке?

— Сейчас произошла структурная перестройка нашего рынка. В большинстве регионов запрещена розничная торговля строительными материалами. Но рынок не встал. Активизировалась интернет-торговля, которая ранее не была характерна для нашего сегмента. В частности, так мощно и своевременно отвечают вызову рынка гипермаркеты DIY (do it yourself,«сделай сам», англ. — «Эксперт ЮГ»). У них ресурсов несоизмеримо больше, чем у небольших интернет-магазинов. Благодаря интернет-торговле продажи в сетях DIY, несмотря на всеобщий спад, заметно растут. В том числе и продукции заводов «ВОЛМА».

Кстати, мы не просто производим и поставляем в сети гипсокартон, сухие смеси, другие строительные материалы из гипса. Наши специалисты тщательно анализируют характер спроса в конкретных субъектах России, где сети DIY работают. По результатам такого анализа разрабатываем специальные продукты, которые отличаются от других по упаковке, содержанию и ценам. Таким образом, мы максимально попадаем в ожидания конечных потребителей — посетителей этих магазинов.

Антикризисная работа на опережение

— Насколько сложно было адаптироваться к работе в новых условиях?

— Мы создали оперативный штаб, который контролирует ситуацию. Сюда стекается вся информация о состоянии здоровья наших работников и эпидемиологической ситуации в тех регионах, где они трудятся.

Персонал, не занятый в производстве, сотрудники бэк-офиса переведены на работу в удалённом режиме. Благодаря тому, что в последние годы мы инвестировали в построение единой информационной системы, цифровизацию, переход «на удалёнку» не был для нас долгим и болезненным. Перенастроить систему на домашний режим смогли за один день.

— Ваши партнёры, контрагенты также быстро смогли перестроиться?

— Большинство из них адаптировалось довольно быстро. Полностью отсутствуют перебои в системе поставок сырья. Хотя в этом есть и наша заслуга. За последние годы мы реализовали масштабную программу по замещению импортного сырья и упаковки высококачественными отечественными аналогами. Благодаря этому мы сократили риски задержки поставок, нестабильности валютных рынков и так далее.

Несмотря на кризис, «ВОЛМА» каждый день производит отгрузки стройматериалов своим партнёрам 22-2.jpg ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Несмотря на кризис, «ВОЛМА» каждый день производит отгрузки стройматериалов своим партнёрам
ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ

Транспортные компании работают в штатном режиме. Отгрузки осуществляются по плану. Здесь нам тоже удалось сработать на опережение. Мы уже давно перевели работу транспортной логистики в онлайн-режим: создали портал для перевозчиков и мобильное приложение для водителей, которые упрощают многие процедуры и дают широкие возможности по отслеживанию и контролю грузов. Так что в этом направлении нам и нашим грузоперевозчикам не пришлось сейчас что-либо менять.

Конечно, есть партнёры, которые столкнулись с объективными ограничениями и не могут осуществлять свою деятельность. Это особенно касается ряда наших дистрибьюторов в регионах. Они оказались не готовы быстро перестроить свой оффлайновый бизнес для работы в новых условиях. Розничная торговля запрещена, а для онлайн-торговли у многих нет интернет-магазинов и соответствующей отлаженной системы доставки.

Инвестиции в модернизацию и рацпредложения

— В какие направления, помимо цифровизации, вы инвестировали в последние годы?

— Крупномасштабных проектов, таких как строительство новых производств, на этот год у нас не запланировано. За минувшие пять лет мы запустили два новых завода — по одному в столице Адыгеи Майкопе и в Оренбурге. Эти предприятия мы построили с нуля — в чистом поле (по типу greenfield). В эти предприятия мы в общей сложности инвестировали более трёх миллиардов рублей. Оба завода работают сейчас на полную мощность.

Сейчас инвестиции в действующее производство и инфраструктуру реализуются в соответствии с нашими планами. Так, в 2020 году направляем значительные средства в модернизацию нашего самого крупного завода в Подмосковье — «ВОЛМА-Воскресенск». Там будет осуществлён запуск нового, более мощного гипсоварочного оборудования. Это позволит увеличить объёмы производства минимум на 15 процентов.

Кроме того, в нынешнем году мы инвестируем 250 миллионов рублей в приобретение железнодорожных вагонов, которые будут обеспечивать доставку сырья на наши волгоградские заводы, расположенные в 180 километрах от места добычи гипса. Мы и сейчас транспортируем этот груз по железной дороге. Однако вагоны, которые мы используем, устарели. Будем обновлять парк.

А ещё мы вкладываем значительные средства в реализацию рацпредложений наших сотрудников, которые связаны с улучшением условий труда, повышением эффективности работы, внедрением принципов бережливого производства, постоянным совершенствованием процессов. Например, в 2019 году мы получили и реализовали более 300 таких предложений, на общую сумму около 100 миллионов рублей.

Рост экспорта как стратегическая цель

— Какие цели и задачи вы определяли на 2020 год? Как эти планы были скорректированы в связи с изменившейся ситуацией?

— В 2019 году наши объёмы продаж выросли более чем на 10 процентов. Аналогичным был и рост выручки. В этом году планируем не снижать темпов. Итоги первого квартала показывают, что намеченной цели достигнем. Несмотря на кризис, и в первом квартале текущего года, да и в апреле, мы отработали в соответствии с намеченными планами. В конце минувшего года, в качестве одной из стратегических целей на 2020 год, мы обозначили увеличение доли экспорта. И от этой цели не собираемся отказываться. В последние пять лет мы активно развивали это направление, и сейчас его доля в общих объёмах продаж холдинга «ВОЛМА» составляет порядка 10 процентов. Мы производим отгрузки в страны Таможенного союза, Европы, Средней и Юго-Восточной Азии. Всего — более 30 стран. Мы продолжим работать над тем, чтобы увеличить экспортные объёмы, как за счёт открытия новых направлений, так и за счёт роста числа поставок на те рынки, где мы уже присутствуем.

Чтобы начинать экспортировать, мы сертифицировали всю нашу продукцию в странах Европы и Азии в соответствии с принятыми там стандартами. Это позволяет нам усиливать позиции на тех зарубежных рынках, где уже работаем, и строить планы по освоению новых экспортных рынков.

— Какими мерами государственной поддержки вы сейчас пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?

— Мы пользуемся необходимыми мерами господдержки. Например, в части компенсации логистических затрат, которые несём при поставках экспортной продукции. Участвуем в региональных программах повышения производительности труда. Наши заводы включили в перечень системообразующих предприятий, что обеспечило их бесперебойную работу в режимах самоизоляции и других ограничений, введённых в регионах из-за опасности распространения коронавирусной инфекции. Однако мы стараемся весьма аккуратно пользоваться господдержкой. Мы считаем, что серьёзный бизнес должен прежде всего рассчитывать на собственные силы. Если компания развивается исключительно за счёт поддержки государства, то это не бизнес, а госпредприятие. Мы, конечно, рады, что есть серьёзная поддержка строительной отрасли и связанных с ней производств. Однако в развитии заводов и продвижении продукции применяем рыночные механизмы и рычаги.