Когда сдавался этот текст, мы ещё не знали, как проголосовал донской избиратель 13 сентября на выборах главы региона. Теперь мы знаем — скорее всего, мы не очень удивлены. Сейчас, когда праздник народного волеизъявления окончен, можно обозначить ключевую проблему, которую по-хорошему надо как-то решать губернатору. Эта проблема — управление Ростовом-на-Дону. Опыт города показывает, что в случае, когда речь идёт о миллионнике, стандартная модель управления через сити-менеджера, подконтрольного губернатору, не работает. Мегаполис просто не имеет возможности развиваться — он существует в режиме латания дыр.
В 2010 году Василий Голубев сменил на посту губернатора старожила Владимира Чуба, тот занимал должность 17 лет. Работавший в связке с Чубом мэр Ростова Михаил Чернышёв протянул в своём кресле на четыре года дольше. В 2014 году в Ростове, вслед за рядом городов, была введена система двойного правления: есть выбираемый думой глава города (спикер гордумы) и наёмный сити-менеджер (глава администрации), который занимается городским хозяйством. Казалось, что эта система — способ заставить глав городов работать, а не заниматься политическими спекуляциями. Однако следующие два сити-менеджера Ростова-на-Дону фактически бежали со своих постов — один через два, другой через два с половиной года работы. А тем временем клубок нерешённых проблем в городе растёт.
Сегодня проблема у Ростова одна, она стратегического характера — ни у кого нет позиции ни по какому стратегическому вопросу, а потому нет правил. Одни проекты почему-то реализуются, другие почему-то нет, ни те, ни другие не обсуждаются никаким экспертным сообществом. Самый частый тезис о градостроительной политике города, который приходится слышать от землевладельцев, инвесторов, застройщиков, архитекторов, проектировщиков, общественников, состоит в том, что она отсутствует.
Ростов-на-Дону разделяет 25 место в стране с Липецком и Пермью в рейтинге городов России по уровню жизни в 2019–20 годах — это данные исследования, проведённого Центром стратегических исследований, его основа — опросы жителей городов. Для сравнения, в рейтинге российских регионов по качеству жизни от РБК Ростовская область занимает в 2020 году строку номер 19. Ростовская область заметно выше в своих рейтингах, чем город в своих.
Когда Госдума разрешила регионам самостоятельно определять порядок избрания муниципальных глав, это была тихая политическая революция, устранившая последнюю ступень власти, на которой ещё имели место прямые выборы. Это очень удобный для губернаторов инструмент. В момент прихода Голубева выборы мэра в Новочеркасске выиграл коммунист Анатолий Кондратенко. Это была ситуация, о которой новый губернатор вспоминал и годы спустя. Неугодный и ершистый Кондратенко стал настоящей головной болью для губернатора. Публичной критики было очень много, но Голубев фактически не мог ничего с оппонентом поделать. Через полтора года у Кондратенко сдали нервы, и он ушёл по собственному желанию, а Василий Голубев говорил и спустя годы о том, что он более не хотел бы попадать в ситуацию, когда граждане выбрали мэра, который не хочет работать, а он, губернатор, не может ничего с ним поделать. Однако Ростов — это совсем не Новочеркасск по роли в экономике региона. В идеале — это витрина Ростовской области на карте России и мира.
Ещё мэр Чернышёв потерял то, что политологи называют «политической субъектностью». Он сначала полностью отдал ключевые решения губернатору, а когда губернатор сменился, просто исчез из эфира, становясь всё более привлекательным объектом критики горожан. Ему на смену пришла сильная фигура — бывший вице-губернатор Сергей Горбань, который вычистил старую команду мэрии, запустил стройки, ринулся разгребать срочные задачи. Однако только срочные. Он управлял с большим риском и решительностью — и упёрся в стратегические вопросы. А это, ни много ни мало, экономическая и градостроительная политика — и просто политика. Решение реальных проблем города требует политической субъектности. Горбань ушёл через два года — просто исчез однажды. Ему на смену пришёл тихий и непубличный технократ Виталий Кушнарёв. Он ушёл в период, когда правоохранительные органы начали разбираться в том, как осваивались госденьги при подготовке к чемпионату мира по футболу. Его сменил другой технократ. Особенность технократов в том, что они никогда не бывают в диалоге с людьми.
Казалось бы, элемент политики остался в городских думах. Спикер думы, получивший звание главы города, формально политической субъектностью обладает. Однако реально глава находится в ситуации, когда он должен либо этой субъектностью пожертвовать, либо допустить возможность конфликта с исполнительной властью в лице поставленного губернатором сити-менеджера. По факту глава города чаще всего отходит в тень — именно так произошло и в Ростове-на-Дону, где главой города до сих пор является тот же человек, который был спикером думы ещё при Чернышёве, — Зинаида Неярохина. Хотя в некоторых случаях именно председатель думы — реальное первое лицо. Например, все знают, что Октябрьским районом области руководит Евгений Луганцев, хотя по должности он председатель районного собрания депутатов. Вряд ли кто-нибудь на память сможет назвать фамилию главы администрации этого района.
Алексей Логвиненко в качестве сити-менеджера — это решение, результат которого мы уже видели. Как только речь заходит о стратегии, разговаривать не с кем — завхозы этим не занимаются. В результате у губернатора три сценария: 1) самостоятельно делать чужую работу, 2) получать разрастающееся слепое пятно на месте, где должен быть драйвер экономики, 3) допустить появление реального лидера. Вот такая задачка.