«Сейчас понимаем, что можно смело развиваться дальше»

Павел Тамагут
1 сентября 2020, 00:00

Наиболее эффективный способ развития во время кризиса — поиск новых партнёрских схем сотрудничества и непрерывное совершенствование технологий, считает генеральный директор ООО «Выбор-С» Евгений Пашко

Генеральный директор ООО «Выбор-С» Евгений Пашко
Читайте Monocle.ru в

Общий спад экономики в связи с «коронакризисом» вынудил бизнес сократить инвестиции в основной капитал. Как вы считаете, когда разрешится эта ситуация? Какими должны быть действия инвесторов в этот период?

— Я, как и все, убеждён, что нам поможет только вакцина. Общий прогноз на вакцинацию — зима 2021 года. Что касается действий инвесторов, то это, безусловно, зависит от возможностей предприятий. Как показала практика, после отмены карантина возник взрывной спрос, который явно носит отложенный характер. Это типично для данного «коронакризиса» — экономика не пропала и не уменьшилась, она просто «сдвинулась во времени». Мы, во всяком случае, исходим из этого.

— Насколько в сложившейся ситуации тяжело для «Выбора-С» планировать инвестиционную деятельность? Какой корректировке подвергся инвестиционный план?

— Кризис никак не скорректировал наш стратегический инвестплан. Мы сделали паузу в инвестициях на время карантина в марте–июне, как и все — исходя из общих опасений относительно поведения рынка. Но сейчас понимаем, что можно смело развиваться дальше. Главным для нас является рынок тротуарной плитки и элементов благоустройства в регионах РФ, на это и нацелен наш основной портфель инвестиций.

Поскольку мы хотим расширяться довольно быстро, два года назад мы приняли решение принимать в нашу группу компаний партнёрские проекты — заводы по производству тротуарной плитки. Предполагается доля нашего участия в уставном капитале и наше управление. Для этого мы провели реорганизацию, выделили функции управления и перенесли их в отдельную компанию — управляющую компанию «Выбор». Это нам позволяет централизовать часть функций, снизить издержки и существенно повысить качество работы персонала.

На партнёрских условиях в сентябре этого года заканчивается строительство завода в Тюменской области, в городе Ялуторовске. Он будет отвечать за поставку продукции в Уральский федеральный округ. Завод имеет комплектацию и производственные возможности, аналогичные нашему крупнейшему заводу в Московской области, и мы уверены — он быстро станет флагманом региона.

Партнёрскую схему работы мы реализуем не только в случае нового строительства, но и при использовании готовых активов — уже действующих производств. Безусловно, после технического аудита и модернизации по нашим стандартам. Так, по подобной схеме в октябре 2020 года мы планируем объединить усилия с одним из ведущих производителей в СЗФО, расположенным в Петербурге.

Также в этом году мы намерены приступить к проектированию завода в Поволжье с запуском производства в конце 2021 года. Проект для нас оказался организационно сложным, мы долго выбирали площадку, несколько раз пытались приступить к реализации проекта, но в силу разных причин сроки многократно откладывались. Сейчас при поддержке Агентства инвестиционного развития Татарстана мы оформляем земельный участок в пригороде Казани и приступаем к реализации проекта. Данный проект мы планируем реализовать самостоятельно.

— Связываете ли вы перспективы размещения новых производств с деятельностью индустриальных парков?

— Индустриальные парки мы считаем самой эффективной мерой господдержки, но пока что у нас не было опыта реализации проекта в них. Это в основном связано с высокими требованиями к географии размещения производства нашего типа: близость материалов, логистики, и пр. Данные «звёзды» успешно сошлись в одном из индустриальных парков Татарстана, и, похоже, это будет наш первый опыт работы с данной формой господдержки. К сожалению, индустриальные парки слабо развиты на юге нашей страны, и из действующих нам мало что подходит по географическим соображениям.

— Расскажите, как сложный период, связанный с пандемией, проходила ваша компания? Как кризис отразился на показателях её работы, управлении и взаимоотношении с клиентами?

— Если говорить о ЮФО, то в первый период пандемии, который длился около месяца, продажи упали в среднем на 15 процентов. Это произошло из-за того, что частные клиенты сидели в изоляции, и возможности прийти в офисы продаж просто не было. При этом подрядные организации приостановили деятельность на объектах.

В этот период нашей компании пришлось оперативно освоить все особенности дистанционной работы. Приём заявок осуществлялся на будущие периоды, и, что важно, удалось выполнить все прошлые обязательства. Компания является производственным предприятием непрерывного цикла, что дало возможность нам не останавливаться, в соответствии со всеми требованиями Роспотребнадзора.

С клиентами связь поддерживалась непрерывно всеми существующими методами дистанционной работы. Это был короткий период, около месяца. После снятия ограничений мы стабилизовали отгрузки.

В сложившихся условиях мы не ощущаем снижения спроса или влияния пандемии на запланированные дела, был эффект небольшого сдвига по времени.

— В чём сегодня состоят основные конкурентные преимущества вашей компании? Каковы основные факторы, позволяющие удерживать ситуацию под контролем?

— Первое — это чётко выстроенные бизнес-процессы, позволяющие оптимизировать и автоматизировать многие циклы существующих процессов. Это непосредственно влияет на конечный оказываемый сервис для наших клиентов.

Второе — это накопленный за 20 лет опыт в отрасли благоустройства, квалифицированные кадры, самый широкий ассортимент продукции в РФ.

Третье — мы единственная на сегодняшний день федеральная компания по производству тротуарных плит и элементов благоустройства, что позволяет нам распределять заказы на производственные центры, выполнять все свои обязательства и оптимизировать логистику по срокам и количеству.

Четвёртое — мы становимся ближе к клиентам. Продукция компании доступна в каждом регионе нашей страны.

Осведомлённость на местах о колебаниях рынка, будь то покупательский спрос, правительственные программы или предложения от других участников рынка, позволяет нам удерживать ситуацию под контролем. У нас есть производственные центры в разных регионах, что позволяет нам снижать издержки и оперативно реагировать на любые внешние воздействия.

— Насколько сегодня важна для вашей компании инновационная активность? Как кризис повлиял на внедрение инновационных решений?

— Кризис подтолкнул к ускоренному внедрению инновационных решений. Нам важно быть всегда доступными, даже в изоляции. Что касается продукции, то мы постоянно изучаем и внедряем новые разработки в технологию и оборудование. Сегодня клиент более требователен и осведомлён, он желает видеть продукт, разработанный на основе современных технологий. И мы полностью соответствуем этим ожиданиям

— Охарактеризуйте сегодняшнюю ситуацию на рынке, где вы представлены: какие тенденции сегодня преобладают? Какие предпочтения сегодня у заказчиков?

— Сегодня рынок сильно шагнул в своем развитии, если сравнивать, например, с началом 2000-х годов. Заказчик меняется в своих предпочтениях, когда есть выбор форм, фактур и расцветок. Мы работаем на рынке премиального продукта и хотим, чтобы наша окружающая среда менялась вместе с возможностями производства. Во-первых, это стиль каждого региона, во-вторых, это современный подход со всеми требованиями к мощению, которые возникли в отрасли не так давно.

Есть и ограниченный круг заказчиков, у которых остался запрос на более стандартную продукцию из-за ограниченного бюджета, но и на этот случай у нас есть предложения в низком ценовом сегменте. При этом даже базовые позиции из ассортимента изготавливаются с соблюдением всех высоких стандартов производства.

— Насколько важным оказался региональный фактор в нынешней ситуации? Рынки каких регионов быстрее восстанавливаются после кризиса?

— В этом году вся страна почувствовала влияние пандемии. Наша отрасль не исключение.

Наиболее сильно пострадали Московская область и Южный федеральный округ. А, например, Сибирский федеральный округ, несмотря на принятые меры, практически не пострадал в нашем секторе, и мы успешно работали весь острый период.

Что касается ЮФО, то здесь спрос восстановился очень быстро. А Северо-Кавказский федеральный округ до сих пор восстанавливается, отгрузка туда сильно сократилась, но, по нашим расчётам, к прежним объёмам мы вернёмся в сентябре-октябре 2020 года.

— Каковы сегодня рынки сбыта продукции компании? Планируете ли вы расширяться, увеличивать вашу долю на российском рынке?

— Сегодня мы работаем на всей территории России. Есть планы по расширению производственных центров, и, помимо уже озвученных, в ближайших планах — вхождение в Республику Татарстан, Петербург, Уральский федеральный округ, Ростовскую область, на Северный Кавказ и в Ставропольский край. Также анализируем ситуацию и рассматриваем ряд других территорий РФ.

Помимо российского рынка, у нас есть опыт поставок в Абхазию, Южную Осетию и Казахстан, как железнодорожным транспортом, так и автомобильным.

— Каких шагов от государства для поддержки промышленности вы ожидаете?

— Боюсь, что в этом вопросе мы не оригинальны. По площадке размещения лучше индустриальных парков ничего нет, надо продолжать их развивать. Помимо площадок, есть налоговая система, проверяющие и контролирующие органы, судебная система — позиции нашей страны в данных вопросах пока далеки от высоких мировых стандартов.