В кризисную пору лизинговые компании поддержали успешных

Евгений Ракуль
1 сентября 2020, 00:00

После отмены карантинных мероприятий представители лизингового бизнеса смогли быстро вернуться к докризисным показателям, но им пришлось пойти на реструктуризацию и искать новые ниши. Пять вопросов лизингодателям позволяют увидеть, чем сейчас живёт рынок

NEWS.MYSELDON.COM

Согласно предварительным данным аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», объём нового бизнеса лизинговых компаний за первые шесть месяцев 2020 года сократился по отношению к 1 полугодию 2019 года на 22% и составил 570 млрд рублей. Впрочем, в ходе онлайн-дискуссии «Лизинг на Юге: перспективы и вызовы», организованной Аналитическим центром «Эксперт ЮГ», представители этого бизнеса указали, что уже выходят на докризисные показатели, а некоторым удалось почти вдвое нарастить бизнес. Чтобы понять, как это им удалось и что этому предшествовало, мы задали представителям лизингового бизнеса пять вопросов.

Как изменились объёмы и основные направления деятельности на фоне пандемии?

По словам Софьи Шило, директора филиала «Балтийского лизинга» в Краснодаре, постепенно бизнес вышел на докризисные показатели, и по итогам 1 полугодия 2020 года объём нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 26,7 млрд рублей, что на 8% больше аналогичного показателя 2019 года. Всего за отчётный период компания заключила 9 406 новых договоров финансового и операционного лизинга.

«Новый бизнес компании в январе–июне 2020 года в ЮФО увеличился на 5 процентов по сравнению с первым полугодием 2019 года, составив 2,3 миллиарда рублей», — сообщила Софья Шило.

Роман Трубачёв, гендиректор ростовской компании «МСБ-лизинг», отмечает, что объёмы продаж начали восстанавливаться с мая, а сейчас вышли на докризисные показатели. На рынке «ощущается спрос». Единственная отрасль, которая пока «хромает» — пассажирские перевозки. По прогнозу компании, к сентябрю–октябрю они должны выйти на те темпы развития, которые были до кризиса. «Мы наблюдаем тенденцию смещения в реальный сектор, у нас просто гигантский запрос на оборудование, на сделки микролизинга (сделки до трёх миллионов)», — комментирует Роман Трубачев.

По словам Александра Блюма, заместителя гендиректора лизинговой компании «ЛК Пруссия» по развитию, объём сделок не изменился. «Интересная тенденция такая: мы увидели после самоизоляции в июне взрывной всплеск обращений и сделок. На самом деле это сработал отложенный спрос. Правда, затем июль у нас был слабый. В августе ситуация нормализовалась, мы вышли на уровень прошлого года», — отмечает Александр Блюм.

Роман Албагачиев, заместитель гендиректора по южному региону ЛК «Сименс финанс», говорит, что в компании «не почувствовали каких-то изменений, потому что ориентированы на крупные предприятия». Это прежде всего пищевая промышленность, любые промышленные предприятия, металлообработка.

Какие тенденции сегодня преобладают на рынке?

По данным «Балтийского лизинга», пандемия стала катализатором для диджитализации, а также развития онлайн-инструментов на лизинговом рынке. В компании кратно увеличился объём подписанных договоров в системе юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО), при заключении которых не нужно встречаться и контактировать лично, что особенно актуально в нынешних условиях. Сегодня более половины клиентов компании перешли на электронный документооборот.

По словам Александра Блюма, сейчас рынок приходит к докризисным объёмам финансирования. «Тем не менее, сохраняется некоторая нервозность — скачки курсов валют, риски волны дефолтов и второй волны коронавируса, а также существующие ограничения в определённых видах экономической деятельности не позволяют многим предпринимателям рассчитывать бизнес-планы и переходить к расширению или модернизации бизнеса. Упор на выживание бизнеса и стремление пересидеть тяжёлое время определяют нынешнюю ситуацию на рынке», — говорит г-н Блюм.

По словам Романа Трубачёва, пандемия подтолкнула к полной реновации бизнеса. «Месяц назад мы стали развивать сервис онлайн-лизинга. Мы за пару месяцев расширили географию, заключаем сделки в Калининграде, Екатеринбурге, Петербурге и Москве, не формируя никаких точек продаж. Проверить контрагента можно без проблем на удалении, провести собеседование с бенефициаром бизнеса можно через Zoom. Если это крупные сделки, то всегда можно прилететь на самолёте и обернуться за два дня. Поэтому мы отказались от идеи развития филиалов. До конца года мы выпускаем приложение по работе с агентами. В формировании цифровых сервисов мы видим большую перспективу», — рассказывает г-н Трубачёв.

По мнению Николая Капустина, директора филиала «РЕСО-лизинг» в Ростове-на-Дону (основной сегмент — легковой транспорт), бизнес, несмотря на кризисы, старается вкладывать деньги в основные средства. Тенденция последних нескольких лет такая: владельцы бизнеса в первую очередь обеспечивают транспортом работников, а потом уже себя. И далеко не всегда это будет автомобиль премиальной марки — основной упор делается на практичность.

Кто сегодня основной клиент?

В структуре нового бизнеса «Балтийского лизинга» по клиентам по-прежнему преобладают компании МСБ. Доля сделок с предпринимателями, работающими в этих сегментах, составляет 91,1%. По статистике компании, 60–65% ежегодных объёмов компания получает от повторных сделок.

Чаще всего в компанию обращаются за финансированием сделки по приобретению грузового автотранспорта, доля которого в объёме нового бизнеса составляет 33,8%, легковых автомобилей — 27%, строительной и дорожно-строительной техники — 17,5%. Оставшаяся доля приходится на сельхозтехнику, машиностроительное и складское оборудование и прочее имущество.

Основным клиентом на время пандемии у «ЛК Пруссия» оставались сельхозпроизводители, предприятия, занимающиеся промышленным производством, и в меньшей степени строительные организации, в том числе и дорожно-строительные.

По словам Романа Трубачёва, доля клиентов из ЮФО будет сокращаться в портфеле компании, так как бизнес будет расти в других регионах. «Уже сейчас на Ростов у “МСБ-лизинга” приходится меньше 20 процентов. Доля постоянно сокращается. ЮФО занимает порядка 70 процентов нашего портфеля, а через год мы видим её меньше 50 процентов. Уходим из низкомаржинальных сегментов, там очень сильная конкуренция. Смотрим на узконишевые продукты. Например, сейчас заходим в сегмент крупногабаритных шин. Это непаханое поле, доходность дикая», — уверяет Роман Трубачёв.

Какие основные факторы сегодня влияют на развитие рынка?

Поскольку лизинг с экономической точки зрения является инструментом обновления основных фондов, он тесно связан с макроэкономическими тенденциями, считают в «Балтийском лизинге». Если говорить о негативных факторах, возникших вследствие пандемии, то это падение цены на нефть и курса рубля, рост уровня инфляции. В числе позитивных аспектов, которые будут способствовать положительной динамике лизингового рынка, — финансовая поддержка представителей бизнеса федеральными и региональными властями; субсидии играют большую роль в росте и восстановлении рынка.

Софья Шило, директор филиала «Балтийский лизинг» в Краснодаре 44-2.jpg BIZON.RU
Софья Шило, директор филиала «Балтийский лизинг» в Краснодаре
BIZON.RU

Также на ситуацию оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, позволяющие рынку сохранять хорошую устойчивость в кризисный период. К объективным факторам относятся и географическое положение регионов, и уровень развития промышленности. Субъективные факторы связаны, в первую очередь, с эффективной работой региональных властей, которые разрабатывают и внедряют антикризисные пакеты, чтобы бизнес постепенно возвращался к докоронавирусному уровню.

По мнению Александра Блюма, определяющим фактором нынешней ситуации остаётся неуверенность бизнеса в своем будущем. Даже те предприниматели, чей бизнес не затронули ограничения, связанные с пандемией, принимают в расчёт общее снижение доходов населения, рецессию экономики и риск каскада неплатежей. Прочие факторы тоже важны, но не определяют нынешний рынок.

Региональный директор компании «Интерлизинг» по ЮФО Игорь Тисленко 44-3.jpg LEASING.RU
Региональный директор компании «Интерлизинг» по ЮФО Игорь Тисленко
LEASING.RU

Региональный директор компании «Интерлизинг» по ЮФО Игорь Тисленко отмечает, что в компании на фоне массового ухода в онлайн заняли достаточно нетипичную для рынка позицию: здесь продолжают развивать филиальную сеть. За этот год открыли уже пять филиалов по стране, один из которых в Ставрополе. До конца года планируется открыть ещё четыре. Прирост нового бизнеса на Юге составил 70% к объёму прошлого года (планировалось +45%). Компания, по его словам, растёт благодаря аграрному сектору и дорожно-строительной отрасли. Эти отрасли продолжили работать в период пандемии и получали всевозможную поддержку со стороны государства. «И как это ни парадоксально, мы отмечаем рост среднего объёма аванса со стороны наших клиентов, — поясняет г-н Тисленко. — То есть налицо стремление взять что-то менее дорогостоящее, внести больший платёж, обеспечив себе при этом запас ликвидности за счёт уменьшения платежей и растягивания сроков погашения».

По словам Дениса Бурцева, представителя компании «Нейс-Юг» (дилер грузовой техники), основной запрос со стороны клиентов сейчас заключается в требовании к снижению первоначального аванса. Если раньше это было 20–25 процентов, то сейчас уже спокойно оформляются сделки и по 15, и по 10, и даже меньше.

Что с платежами и реструктуризацией сделок?

По словам Александра Блюма, в период кризиса «ЛК Пруссия» сделала реструктуризацию всем обратившимся клиентам, у кого были на то основания. «Сейчас мы больше беспокоимся по поводу возможных неплатежей. Со всеми клиентами работаем, делаем реструктуризацию, но, конечно, переживаем за дальнейшее существование некоторых сделок. Мы работаем в сегменте небольших сделок — от трёх до пяти миллионов рублей, и, конечно, наш сегмент клиентов больше пострадал».

По словам Романа Трубачёва, в его компании реструктуризировали только сегмент пассажирских перевозок (примерно 10% портфеля компании). «Лояльность клиентов — это, конечно, хорошая вещь, но 90 процентов обращений не были обоснованными. Ситуация оказалась лучше, чем ожидали. Я думал, что 70–80 процентов выручки вывалится, но мы собрали практически всё», — подсчитал г-н Трубачёв.

В ЛК «Сименс финанс», по словам Романа Албагачиева, сначала поступил «вал запросов» о реструктуризации: 95% клиентов захотели воспользоваться ситуацией, однако «потом всё успокоилось, и бизнес начал работать». Удовлетворили только прошения общепита и туризма.

По словам Игоря Тисленко, в «Интерлизинге» предпочли одобрить реструктуризацию только тем клиентам, у которых и так дела шли хорошо. «Мы же на этом деньги зарабатываем. Тут же простая арифметика: мы сдвигаем погашение долга дальше и зарабатываем больше. В итоге капитализационный эффект оказался внушительным», — признаётся Игорь Тисленко.