Реалистичные сценарии роста для экономики СКФО

1 октября 2020, 00:00

ФОТО ИЗ АРХИВА «ЭКСПЕРТА ЮГ»
Нынешняя ситуация, связанная с пандемией, требует от бизнеса нестандартных решений и поиска внутренних резервов роста
Читайте Monocle.ru в

В конце сентября в Пятигорске прошла конференция Аналитического центра «Эксперт ЮГ», посвящённа я к ру пнейшим компаниям СКФО — «Точки роста на Северном Кавказе», организованная с соблюдением всех норм и предписаний Роспотребнадзора.

Основной вопрос, который во время кризиса занимает наиболее активную часть бизнеса региона — как выстраивать партнёрство между властью, субъектами федерации и разными категориями бизнеса, чтобы регион рассчитывал на опережающие темпы экономического роста. Участниками конференции стали топ-менеджеры средних и крупных промпредприятий СКФО, представители региональной власти, финансового сектора, бизнес-организаций, экспертного сообщества. 

Конференция крупнейших компаний СКФО открылась пленарным заседанием «Возможности роста для Северного Кавказа», где представители власти и бизнеса обсудили актуальные макроэкономические условия для регионального развития, самочувствие крупного бизнеса СКФО и его стратегии в посткризисную эпоху, а также перемены в инвестиционном портфеле региона и поиск новых точек роста. Модератором выступил Владимир Козлов, генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг». «Этот год особенный для всех регионов», — подчеркнул он в своём выступлении.

По словам председателя совета директоров АО «Арнест», члена правления РСПП Владимира Гурьянова, регионы СКФО имеют явные диспропорции между размерами экономики и численностью населения. Валовый региональный продукт на душу населения в СКФО почти в три раза ниже среднероссийского показателя. Отсутствие экономического роста в такой ситуации — это угроза социальной стабильности. Именно на этот вызов должны ответить как деловые круги, так и власти, по его мнению.

Как считает г-н Гурьянов, в основе любого масштабного процесса лежит чья-либо инициатива. «Инициатором может быть не только бизнес: многие прорывные процессы могут быть инициированы бизнесом лишь совместно с государством. Идеи есть, но для того, чтобы получить деньги, недостаточно одной идеи. Должен быть проект с серьёзной многолетней проработкой, наличие команды, способной к реализации масштабных проектов — с этим есть проблемы, только крупные компании могут это себе позволить», — отметил Владимир Гурьянов. Важнейшей задачей он видит формирование линейки «готовых к реализации, грамотно структурированных проектов», которые могут быть предметом диалога с региональными и федеральными институтами развития.

По мнению управляющего банком ВТБ в СКФО Александра Дыренко, несмотря на эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в этом году и существенно повлиявшую на условия видения бизнеса, многие компании оперативно сориентировались в новых реалиях и даже в нынешней ситуации видят перспективы для роста. «В регионе много интересных проектов, требующих инвестиционных вливаний. Их реализация позволит дать новый толчок для развития экономики на Северном Кавказе», — отметил Александр Дыренко.

О преференциях для инвесторов в Ставропольском крае рассказала заместитель министра экономического развития Ставропольского края Сузанна Дамир. По её словам, в крае наблюдается положительная динамика инвестирования: в 2019 году было инвестировано 180 млрд рублей. Г-жа Дамир рассказала о ТОСЭР «Невинномысск» и привела список проектов, которые реализованы на этой территории. Среди них ООО «Аэробал» за 1,4 млрд рубей (48 рабочих мест) и Казьминский молочный комбинат (750 млн рублей).

По словам коммерческого директора «Выбор-С» (Краснодар, крупнейший производитель тротуарной плитки в России) Алексея Воловика, в нынешних условиях его компания концентрируется на программах благоустройства и планирует приложить усилия по госпрограмме «Комфортная городская среда».

«Рынок материалов для благоустройства показывает хорошие темпы роста — 15–20 процентов в год. Доля компании “Выбор-С” в ЮФО по производству плитки — 29 процентов, наша рыночная доля в России — 15 процентов, в Ставропольском крае — 5 процентов», — сообщил Алексей Воловик. Он рассказал о партнёрских схемах работы и строительстве совместных предприятий. Как стало известно, в Ставропольском крае компания планирует открывать завод.

Развитие программы «Комфортная городская среда» сегодня является главным драйвером развития рынка. В настоящее время компания «Выбор-С» —единственный в ЮФО производитель тротуарной плитки, внедряющий новые европейские технологии, предлагающий уникальные формы и материалы, создание которых предполагает большие материальные затраты. Цель «Выбора-С» — достигнуть доли в 50% рынка тротуарной плитки в РФ к 2035 году. Этой цели компания собирается достичь, в том числе, благодаря использованию партнёрских схем. Предполагается участие в уставном капитале или управление уже готовыми объектами, которые производят тротуарную плитку. Этим занимается отдельная управляющая компания «Выбор».

Как считает заместитель гендиректора «Энергетической компания “Эталон”» Рустам Егожев, точки роста бизнеса заключены не только в макроэкономических перспективах, но и во внутренних резервах. Это касается оптимизации затрат, в том числе и по оплате за электроэнергию. «Многие предприятия на Северном Кавказе не подозревают, что переплачивают за электроэнергию. В штате, как правило, нет специалиста, который в состоянии оценить, правильно ли произведен расчёт объёма и стоимости электроэнергии, отражённой в счетах-фактурах. Как результат — миллионы рублей переплат. Анализ обоснованности и корректности предъявленной к оплате стоимости электроэнергии — это узкое направление, в котором надо “вариться” каждый день. Можно сэкономить до десятков миллионов рублей в год, если своевременно выявлять неосновательно рассчитанную стоимость электроэнергии или ранее выбранную комбинацию цен. Это и есть внутренние резервы для макроэкономического роста», — подчеркнул г-н Егожев.

Генеральные партнёры конференции: банк ВТБ, ООО «Выбор-С». Стратегический партнёр конференции: АО «Арнест». Партнеры конференции: компания Softline, АО «Энергетическая компания “Эталон”», винодельня «Кубань-вино». Информационная поддержка: сетевое издание «Акценты», «РБК-Кавказ», NewsTracker.