Самые динамичные компании Юга расплодились, но сильно исхудали

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»

Кажется, мы дожили до времени, когда малый бизнес оказался главным генератором роста в регионе. Нефтянка, прошлогодний лидер, перестала генерировать рост. Теперь экономику тянут вперёд строительство и сфера услуг, внутри которой можно рассмотреть и цифровую экономику

Читайте Monocle.ru в

«Эксперт ЮГ» ежегодно проводит исследование быстрорастущих компаний региона. Изначально это было исследование, направленное на выявление так называемых южных «газелей» — компаний, которые пять лет росли темпами не менее 30%. Но мы решили расширить зону мониторинга и стали отслеживать лидеров роста, как только они перешагивают планку в 120 млн рублей выручки, разделяющую микропредприятия и малый бизнес, показывая при этом рост не менее 15% в год на протяжении пяти лет. В результате формируется база компаний, которые вносят наибольший вклад в рост экономики юга России на данном этапе развития.

В этом году компаний, удовлетворяющих критериям нашего поиска, оказалось 399 — из них мы публикуем сотню крупнейших по уровню выручки (см. таблицу 6). По сравнению с прошлым годом популяция «газелей» выросла на 13 участников. Однако если в количественном отношении список увеличился, то суммарная выручка участников топ-листа заметно просела — снижение составило 43,8%. Такое проседание можно связать с отсутствием в списке быстрорастущих компаний из нефтегазовой отрасли, которые в прошлом году имели долю в 39,4% от общей выручки «газелей». Отметим также существенное сокращение сектора оптовой торговли и финансов, что, впрочем, не помешало торговле остаться в числе самых заметных отраслей.

Согласно методике исследования, мы делим базу растущих компаний на три группы: классические компании-«газели» (рост не менее 30% на протяжении пяти лет, выручка от 400 млн), «второй эшелон» роста (компании с динамикой от 15% в год и выручкой от 400 млн) и «третий эшелон» (15% роста, выручка от 120 млн) — и проводим наблюдения за каждой в отдельности, чтобы более детально понимать, какой из сегментов региональной экономики генерирует наибольшие темпы роста.

Среди наиболее примечательных открытий нового исследования — заметный численный прирост компаний малого бизнеса, с 208 до 242. Общая их выручка тоже выросла — 49,8 млрд рублей против 42,5 млрд в прошлом году. Кажется, мы дожили до времени, когда малый бизнес оказался главным генератором роста в экономике.

Нефтянка уходит, металлургия берёт разбег

В прошлом исследовании в рэнкинге было сразу три крупных нефтяных компании. Это Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП), краснодарская компания «Славянск Эко» и компания «Инмортерминал» (Краснодарский край), которая занимается хранением нефтепродуктов. В нынешнем рэнкинге этих компаний уже нет. К блоку нефтянки могла бы быть добавлена и крымская сеть АЗС, которую развивает компания «Кедр», — новичок прошлогоднего рэнкинга. Однако её динамика выручки снизилась, что оставило её за бортом нынешнего рэнкинга.

Также в процентном соотношении заметно снизилась выручка бумажной промышленности (–57,98%), машиностроения (–44,74%), а также АПК и пищевой промышленности (–40,22%) (см. таблицу 1). С другой стороны, новый топ-лист показал заметный рост выручки компаний из четырёх отраслей — это обрабатывающее производство (248,2%), чёрная и цветная металлургия (129,69%), строительство (102,8%) и услуги (96,61%). При этом почти 50% всей выручки «газелей» сконцентрированы у компаний из сферы оптовой торговли. В прошлом исследовании «чемпионами» являлись нефтяники. На втором месте по выручке оказались предприятия розничной торговли — 11,32% вместо прошлогодних оптовиков, имевших более 32% всей выручки.

Отраслевая структура 399 компаний-«газелей» юга России Таблица 1. Источник: «Эксперт ЮГ»
Отраслевая структура 399 компаний-«газелей» юга России
Источник: «Эксперт ЮГ»

Всего в новом рэнкинге 284 новых компаний, остальные 115 присутствовали в рэнкинге по итогам 2018 года на различных позициях. Таким образом, в 2019 состав быстрорастущих компаний обновился на 70%, что примерно соответствует уровню обновления прошлогоднего исследования.

Помимо нефтянки, рэнкинг покинули компании финансового сектора, взамен пришла одна табачная компания (азовская ТК «Пеппелл») и заметно увеличился список компании из сферы услуг — 17 новых участников. Заметно возросло количество компаний из розницы (+10), строительства и ЖКХ (+7). Более представительным стал пункт «Прочее». Сюда по итогам года попали ещё пять компаний, в основном из сферы ИТ.

Однако при этом в исследовании мы недосчитались 26 оптовиков и 12 предприятий АПК и пищёвки. Количественный состав остальных рассматриваемых отраслей видоизменился не так кардинально. Основной костяк нынешнего топ-листа — это оптовые компании, которые хоть и потеряли в числе, но всё равно занимают наибольшую долю в отраслевом срезе рэнкинга. Вторыми по количеству идут компании из розницы (46 участников), на третьем месте сфера услуг — 37 компаний. Порядка 30 мест заняли предприятия АПК, транспорта и строительства.

Авангард роста просел больше всех

Отличительные признаки классических компаний-«газелей» — объём выручки от 400 млн рублей и прирост от 30% ежегодно на протяжении пяти лет подряд. Это первый эшелон роста — и в этом секторе потери наиболее велики. В 2019 году мы насчитали 49 таких компаний (см. график), по сравнению с прошлым годом их «поголовье» сократилось на 13 — в том числе ушли нефтяные и оптовые компании, которые и делали кассу первого эшелона. Совокупная выручка классических «газелей» снизилась на 44,38%. Теперь основную долю получили компании оптовой торговли (58,94%), ранее почти 45% занимали компании из нефтегазового сектора.

По графику с численностью южных «газелей» видно, что кризисным годом по количеству быстрорастущих компаний стал 2015 год. С тех пор три года подряд мы наблюдали траекторию восстановления. Так, в 2018 году по количеству компаний-«газелей» мы были где-то на уровне 2009 года. Но в 2019 году траектория роста сменилась противоположной. Сокращение популяции быстрорастущих компаний — важный индикатор состояния экономики. В данном случае он сигнализировал о том, что экономика стала входить в кризис задолго до того, как кризис стал очевиден для всех.

Отметим отдельные яркие компании из первого эшелона. На первом месте списка «газелей» — ООО «Снабсервис», принадлежащее основателю Абинского электрометаллургического завода (АЭМЗ) Ивану Демченко. Компания занимается заготовкой металлолома в интересах основного производства на АЭМЗ, в которое инвестировано 4 млрд рублей. Судя по среднему темпу прироста выручки за пять лет, это одна из самых динамичных компаний списка (245,5%). Выручка по итогам 2019 года составила 21,2 млрд рублей.

Вторая по объёму выручки «газель» — ООО «ТД Покровский» — торговая компания одноимённого концерна, владеющего сельхозактивами в Ростовской области и Краснодарском крае. Земельный банк компании, по её же данным, составляет свыше 240 тысяч гектаров — по этому показателю «Концерн Покровский» входит в пятерку крупнейших землевладельцев России. Основная деятельность связана с выращиванием сахарной свёклы и зерновых культур.

В 2018 году по количеству компаний- «газелей» Юг был где-то на уровне 2009 года. Но в 2019 году траектория роста сменилась противоположной

Отметим также вхождение в рэнкинг производственной компании «Бонум», выпускающей полуприцепы-цистерны. Она инвестирует 700 млн рублей в завод по выпуску ёмкостных и сельскохозяйственных прицепов и полуприцепов в Ростовской области, который должны запустить в 2021 году. Компания выпускает более 40 единиц техники в месяц, ежегодный прирост производства составляет не менее 25%, сообщал ранее исполнительный директор «Бонума» Евгений Богданов.

Региональная структура 399 компаний-«газелей» юга России Таблица 2. Источник: «Эксперт ЮГ»
Региональная структура 399 компаний-«газелей» юга России
Источник: «Эксперт ЮГ»

В Волгоградской области лидерство в списке «газелей» и бурный рост сохраняет волжская компания «ТД Грасс», выпускающая бытовую и автохимию. Выручка по итогам 2019 года составила 4,7 млрд рублей.

Розница в первом эшелоне собрала 10,7% против 2,24% в прошлом году. Остальные сферы не занимают и 5% от общей выручки. Региональная аналитика показала почти 27-процентное падение доли Краснодарского края с падением выручки в 64,25%. В прошлом исследовании кубанские компании занимали 76% от всей выручки классических «газелей». Напротив, компании с донской пропиской заняли опустевшие ниши — теперь их доля выросла с 10,6% до 38,6%. Выручка компаний из Ростовской области тоже выросла — почти на 102%. А вот максимальное снижение выручки мы наблюдаем у крымских компаний (–71,78%).

Лидером крымского списка является ООО «Мясокомбинат “Дружба народов”», которое входит в крупнейший на полуострове вертикально интегрированный агропромышленный холдинг. В его составе — несколько ключевых направлений: растениеводство, производство кормов, выращивание и мясопереработка. Компания позиционирует себя как абсолютный лидер региона по производству мяса птицы и один из лидеров рынка колбасных изделий.

Второй эшелон устремился за первым

Второй эшелон роста — компании от 400 млн рублей выручки и динамикой от 15% в течение пяти лет. Этот сектор сократился на шесть компаний. В этом году в топ-лист попали только 109 предприятий. Основной «недобор» выявлен среди участников из Ростовской области (–6), Краснодарского края (–3) и Крыма (–3). Лучший прирост по новичкам — у Ставрополья и Адыгеи (+2). В Адыгее это, например, компании, входящие в один из крупнейших на Юге автохолдингов «Юг-Авто» — «Юг-авто центр» и «ДЦ Юг-авто плюс». В «Юг-авто» сейчас 27 дилерских центров различных марок в Краснодарском крае и Адыгее.

Первые два места традиционно делят Кубань и Дон. Главное событие во втором эшелоне связано с Адыгеей и Астраханской областью — их динамика выручки составила 229,9% и 299,2% соответственно. А вот тройка лидеров понесла финансовые потери. Самая заметная выявлена у компаний с пропиской в Ростовской области (–74,5%) и в Крыму (–52,7%). Общий объём выручки тоже недобрал почти 50% по сравнению с прошлым годом. В отраслевом срезе лучший прирост выручки зафиксирован у компаний, занимающихся обрабатывающим производством, — 468,5%. На 200 с лишним процентов выросло ЖКХ, а промышленность стройматериалов увеличила выручку на 184,3%. Основной отраслью по объёму выручки для второго эшелона стала оптовая торговля, на втором месте — розница, но за год этот сектор сократился вдвое. Нет теперь в этом эшелоне и нефтяной отрасли, которая давала более 40% от всего объёма выручки.

В пятёрке крупнейших компаний второго эшелона три игрока связаны с АПК — «Кортева Агрисаенс», российская «дочка» транснациональной компании, которая занимается продажей семян и средств защиты растений, ТД «Агрокомплекс», входящий в одноимённый кубанский агрохолдинг, и упомянутый выше крымский мясокомбинат «Дружба народов».

На фоне остальных компаний второго эшелона можно выделить «АстМаркет» — сеть магазинов бытовой техники, принадлежащая местному предпринимателю Владимиру Никотину. Сеть раскинулась на 70 городов и посёлков Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Саратовской областей, а также в Калмыкии и Ставропольском крае. Компания позиционирует себя одним из крупнейших дилеров бытовой техники на Юге.

Другим интересным новичком является ООО «Аркон-Про» сеть АЗС под брендом «Река» из Волгоградской области с выручкой свыше 2 млрд рублей.

Единственный растущий эшелон

«Третий эшелон» роста — компании с выручкой от 120 до 400 млн и динамикой от 15% на протяжении пяти лет. В прошлогоднем исследовании мы наблюдали взрывной рост этой группы — она пополнилась 133 участниками. В 2019 году рост продолжился, но стал гораздо сдержанней — «поголовье» увеличилось на 34 компании. Теперь здесь обитают 242 «газели». Это единственный эшелон, где популяция «газелей» растёт. Увеличился здесь и общий объём выручки — на 17,2%.

Среди компаний малого бизнеса заметны представители ИТ-сектора, которые можно назвать удачными примерами развития стартапов. Это, например, таганрогский разработчик «Оджетто веб» или краснодарскийе системные интеграторы «АйТи Мониторинг», «Винтео», а также полезный сервис для бизнеса «НДФЛКА ру».

Отраслевая структура 49 классических компаний-«газелей» Таблица 3.
Отраслевая структура 49 классических компаний-«газелей»

Одно из главных событий этого исследования — Кубань вырвалась в лидеры по количеству компаний. За год представительство региона увеличилось на 14 компаний, а вот прежний лидер, Ростовская область, недосчитался двух компаний. Перемены произошли и с другими регионами. Ставропольский край обошёл по количеству участников Крым и занял третье место. Республику обошла и Волгоградская область, представительство которой увеличилось на семь компаний. Теперь Крым опустился на пятое место.

Отраслевая структура второго эшелона «газелей» (от 400 млн. руб выручки с динамикой не менее 15%) Таблица 4.
Отраслевая структура второго эшелона «газелей» (от 400 млн. руб выручки с динамикой не менее 15%)

Как и в верхних эшелонах, ключевой отраслью остаётся оптовая торговля, которая имеет не только самую большую долю от общей выручки (27%), но также и самое большое количество участников — 64. Лучший прирост в этом году показали медицина, промышленность стройматериалов и услуги — они выросли в два раза по объёму выручки. Самый же заметный спад продемонстрировали химическая промышленность (–19,4%), АПК и пищевая промышленность (–17,7%) и оптовая торговля (–14,2%). Последняя отрасль из-за этого почти на 10% сократила свою долю.

Самые быстрые из «газелей» живут на Дону

«Эксперт ЮГ» традиционно составляет топ-10 самых динамичных “газелей”. В нынешнем году этот мини-рэнкинг возглавила донская компания «М-Стандарт-Юг», которая занимается благоустройством ландшафта. У нее средний прирост выручки за пять лет составил почти 457%. В прошлом исследовании первое место получил завод «Первомайский» из Крыма с показателем в 320%. На 420% прирастала выручка в течение пяти лет у ООО «Мельница». Компания из Ростовской области занимается производством пищевой продукции. Третью позицию среди самых динамичных газелей заняла «Южная гардарика» с 291,8% среднего темпа.

Отраслевая структура третьего эшелона «газелей» (от 120 млн. руб выручки с динамикой не менее 15%) Таблица 5.
Отраслевая структура третьего эшелона «газелей» (от 120 млн. руб выручки с динамикой не менее 15%)

В целом лидерство любого региона по количеству быстрорастущих компаний — один из показателей его экономического развития и состояния бизнес-среды. В этом отношении развитие крупных местных игроков из отрасли промпроизводства, машиностроения и чёрной металлургии, безусловно, один из положительных трендов на фоне ухода нефтянки, долгое время игравшей роль локомотива роста.

100 самых динамичных компаний юга России по итогам 2015–2019 годов Таблица 6.
100 самых динамичных компаний юга России по итогам 2015–2019 годов
 
100 самых динамичных компаний юга России по итогам 2015–2019 годов Таблица 6.
100 самых динамичных компаний юга России по итогам 2015–2019 годов