Федеральные власти создали прецедент — впервые в России управление финансами региона передано профильному министерству. Таким регионом является Республика Ингушетия. В начале ноября премьер-министр России Михаил Мишустин поручил властям Ингушетии заключить соглашение с Минфином РФ о мерах по восстановлению платежеспособности.
Согласно распоряжению Мишустина, глава республики Махмуд-Али Калиматов обязан подписать соглашение с Минфином РФ. Региональный минфин должен будет отказаться от части полномочий в пользу федерального центра, пишет ИА Regnum. К примеру, в Ингушетии будут ограничены кассовые выплаты по бюджетным расходам, приостановлены капитальные вложения в ряд проектов и привлечение новых займов для покрытия госдолга.
Фактически происходит то, о чём Калиматов предупреждал ещё в августе 2019 года, выступая на открытии осенней сессии Народного собрания. Глава республики говорил о растущем государственном долге Ингушетии и о необходимости вмешательства органов власти, иначе может возникнуть «коллапс в самых болезненных сферах: образование, здравоохранение, социальные выплаты».
Изначально бюджет республики на 2020 год принимался с дефицитом в 66,9 млн рублей: доходная часть планировалась в размере 26,9 млрд рублей, расходная — 26,97 млрд рублей. При принятии бюджета экс-глава республиканского минфина Багаудин Халухаев пояснял, что дефицит обусловлен недостатком собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых, а также дотаций) для покрытия потребности в расходах. «Для покрытия всей необходимой потребности бюджета нам нужно дополнительно 2,298 миллиарда рублей. Мы примем все необходимые меры для увеличения сборов по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджет, но сумма разрыва настолько велика, что собственными силами здесь мы не справимся — будем планомерно работать на федеральном уровне, в целях привлечения дополнительной финансовой помощи», — говорил Халухаев.
В 2020 году ситуация ухудшилась. По данным Минфина РФ, госдолг Ингушетии на первое октября 2020 года достиг 3,33 млрд рублей, что на 60% больше уровня на 1 января, при этом собственные доходы республиканского бюджета составили 2,65 млрд рублей. По данным ИА Regnum, сегодня Ингушетия находится в России на втором месте по темпам роста госдолга, уступая лишь Петербургу.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в эфире Национальной службы новостей 5 ноября сообщил, что внешнее управление каким-либо регионом в России ещё не вводилось. Обычно предоставлялись бюджетные займы под низкий процент, чтобы субъект РФ сам выплатил долги.
Директор института эффективного управления «Система» Дмитрий Савельев пояснил «Эксперту ЮГ», что властям Ингушетии нужно решать вопросы увеличения налогооблагаемой базы, проблему ухода налогоплательщиков в другие регионы (перерегистрации юрлиц) для повышения собственных доходов бюджета. «Внешнее управление, наверное, нацелено на более эффективное использование федеральных средств, учитывая высокую коррупционную составляющую. Раньше реализовывались федеральные целевые программы (ФЦП), которые подразумевали распределение финансовых потоков по всем субъектам РФ, в том числе по республикам Северного Кавказа. Пусть будет контроль федерального центра за расходованием и эффективностью выделяемых средств. Тогда есть вероятность, что и средств будут давать больше. Это лучше незначительных дотаций, часть которых может подвергаться коррупционным утечкам. Думаю, что Ингушетия станет пилотным проектом», — рассказал г-н Савельев.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов считает, что Ингушетия имеет самый высокий уровень дотационности. Свыше 80%, а в некоторые годы даже более 90% доходов регионального бюджета формировалось и формируются за счёт трансфертов из федерального бюджета. Собственные доходы — это прежде всего налог на прибыль и НДФЛ. «Поступления налога на прибыль в республике крайне незначительны. НДФЛ собрать, да ещё в увеличенном количестве в условиях максимальной безработицы и относительно низких зарплат, вряд ли получится, — рассказал г-н Климанов. — Поэтому республике самой сложно решить вопрос с погашением просроченного госдолга. В абсолютном значении он небольшой — 3,3 миллиарда рублей, но он значим для бюджета. Рост госдолга в этом году был одним из самых впечатляющих по стране — на 60 процентов (по сравнению с началом года), в то время как больше половины регионов долг не наращивали, а, наоборот, сокращали».
По словам Владимира Климанова, Ингушетия уже ограничена в бюджетным правах, а её госдолг — это кредиты из федерального бюджета. Это лишний раз говорит о том, что у федерации нет потенциала и возможности для наращивания дополнительной финансовой помощи, которая для Ингушетии с начала года выросла больше чем на треть. Он напомнил, что статья о признании субъекта РФ неплатёжеспособным была введена в 2004 году и никогда не применялась.
Эксперты напоминают, что решение о банкротстве принимает суд, неплатёжеспособность региона также должна подтвердить Счётная палата РФ. Не исключено, что на примере Ингушетии федеральные власти отработают механизм восстановления платёжеспособности и других проблемных регионов России.
И. о. министра финансов Ингушетии Магомед-Шарип Эсмурзиев сообщил, что с 2018 года между Минфином РФ и правительством региона заключаются соглашения, касающиеся восстановления платёжеспособности. В 2020 году впервые процедуры проводятся в соответствии с изменениями, внесёнными в Бюджетный кодекс РФ. Они касаются субъектов, долги которых превышают 10% собранных за прошлый год налоговых и неналоговых доходов. В числе таких — Ингушетия. По итогам 2019 финансового года Минфин РФ заключил с республикой соглашение на пять лет. Подробно описан и принят план увеличения доходной части бюджета и погашения долгов, которые копились 10 лет. «Речь идёт о кредиторской задолженности — 4,7 миллиарда рублей. Сейчас решается вопрос оказания республике финансовой помощи, чтобы уменьшить её на 2,6 миллиарда рублей, — пояснил г-н Эсмурзиев. — Госдолг республики за текущий год уменьшен с 2,5 миллиарда до 2 миллиардов рублей и сейчас реструктуризирован до 2029 года».