ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продало контрольный пакет акций своей «дочки» — АО «РЖД-Здоровье» (РЖДЗ), крупнейшего в России оператора санаторно-курортных услуг — компании «Эрув», основанной миллиардером Александром Клячиным. Он является собственником гостиничного оператора Azimut Hotels, который управляет почти 7 тысячами номеров в 40 отелях, расположенных в России, Германии, Австрии и Израиле. Всего в активе сети 32 города.
В ноябре «Эрув» приобрела за 6,674 млрд рублей контрольный пакет «РЖД-Здоровье». Информация об этом была размещена на сайте РЖД. Начальная цена пакета компании (100% минус одна акция) составляла 8,87 млрд рублей. Сделка будет закрыта до конца года.
По данным ИАС Seldon.Basis, АО «РЖД-Здоровье» — предприятие крупного бизнеса. По итогам 2019 года выручка компании составила почти 3,9 млрд рублей (на 6% больше, чем в 2018 году), прибыль — чуть менее 93,3 млн рублей (рост — 30%). Балансовая стоимость АО — 10 млрд рублей. По информации с сайта «РЖД-Здоровье», это крупнейший в России оператор санаторно-курортных услуг. У него 19 санаториев в различных регионах страны с общим количеством койко-мест 4,2 тысячи. Большинство этих объектов расположены на Юге. Так, на Кубани у компании семь санаториев, на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии — четыре. Это, в частности, объекты известной сети «Долина Нарзанов» в регионе Кавказские Минеральные Воды.
Пока единственная непроданная акция РЖДЗ находится у компании «РЖД Управление активами». По словам представителей РЖД, судьба этой акции будет решена в ближайшее время.
Покупатель приобрёл готовый бизнес
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», Александр Клячин зарегистрировал ООО «Эрув» в октябре 2020 года. Состояние предпринимателя оценивается Forbes в 1,6 млрд долларов.
По информации с сайта международной гостиничной сети Azimut Hotels, Александр Клячин занимает пост председателя совета директоров компании.
Представитель г-на Клячина рассказал «Эксперту ЮГ», что новый собственник планирует сохранить профиль приобретённых санаториев. Решения по возможным изменениям отдельных объектов могут быть приняты после анализа и аудита в течение следующего года, подчеркнул представитель Клячина. Что касается дополнительных инвестиций в приобретённые объекты, то работа по определению их размера начнётся после завершения сделки и будет идти весь следующий год. Необходимо оценить не только состояние, но и возможности и целесообразность изменений по конкретным зданиям, подчёркивает представитель.
«У всех объектов очень интересное местоположение, — отметил представитель бизнесмена. — Регионы присутствия санаторной сети нам в основном понятны. В ряде регионов (например, в Сочи, Нальчике, Воронеже, Подмосковье) у нас уже были собственные объекты. Кроме того, сейчас наблюдается встречный растущий интерес к российскому оздоровительному туризму и спрос на загородный отдых. В этом смысле мы считаем сделку перспективной».
По оценке Ассоциации туроператоров России, в декабре средняя загрузка отелей и санаториев в регионе составит 53%, а на Черноморском побережье вырастет до 63 %. В новогодние праздники загрузка черноморских курортов прогнозируется с приростом к прошлому году на 3%. Средняя загрузка составит 76%. С начала 2020 года Краснодарский край принял более 10,5 млн туристов, что на 35% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Кавминводах, по данным правительства Ставропольского края, в 2019 году побывало 1,2 млн туристов. По прогнозам правительства, в 2020 году загрузка здравниц превысит показатели 2019 года.
Представитель Александра Клячина добавил, что состояние каждого из 19 санаториев «РЖД-Здоровье» разное. Есть хорошо сохранившиеся здания, но есть и такие, которые потребуют серьёзных инвестиций. Каких именно — в компании пока не оценивали. «Конкретной инвестиционной программы пока нет. Решение по реновации или перестройке объектов будет приниматься после детального изучения состояния каждого из санаториев», — резюмировал собеседник «Эксперта ЮГ».
Ряд санаториев, по его словам, находятся в хорошем состоянии, но нужно будет ещё оценить их на предмет соответствия современным требованиям рынка и финансовую устойчивость. «Например, ряд объектов имеет небольшой номерной фонд в 20–50 номеров, они априори убыточные, и можно ли в принципе вывести их на прибыль — большой вопрос», — говорит представитель. Сама сеть, по его словам, имеет большую долговую нагрузку (более 600 млн рублей, по данным на март), поэтому, несмотря на «минимальный выкуп», цена приобретения представляется даже высокой. Сеть санаториев продолжает нести социальную нагрузку в виде многолетнего договора на размещение и оздоровление сотрудников РЖД, а также по оздоровлению россиян в целом ряде дотационных (для сети) регионов, вдали от традиционных туристических центров. Например, в Курганской или Кировской областях.
В 2019 году санатории сети посетили более 100 тысяч человек. В 2020 спрос просел примерно на 30–35%. В 2021 году по мере уменьшения последствий пандемии в компании рассчитывают, как минимум, вернуться на докризисный уровень.
Интересы покупателя и продавца совпали
Впервые о планах РЖД продать непрофильный актив стало известно в начале 2020 года. На брифинге в январе Андрей Старков, занимавший на тот момент пост заместителя гендиректора ОАО «РЖД», сообщил о планах продать сеть санаториев, объединённых в рамках «РЖД-Здоровье».
«У нас стоит в плане продажа 100 процентов акций РЖДЗ. “РЖД-Здоровье” владеет 19 санаториями. В “периметре” РЖД остаются 65 санаториев. Мы сохраняем необходимый “периметр”, который обеспечивает потребности холдинга “Российские железные дороги”, и, соответственно, выводим на рынок то, что для нас является отчасти избыточным и требует дополнительных инвестиций, — заявил он на брифинге, — Мы очень внимательно смотрели, как эволюционировали подходы крупных компаний к санаторно-курортному обеспечению, в этой части, я считаю, мы приняли осознанное решение».
Полгода спустя, в августе, правительство РФ одобрило проведение аукциона по продаже контрольного пакета РЖДЗ. Уже тогда представители РЖД отмечали, что после этой сделки у железнодорожного холдинга останутся ещё 65 санаторно-курортных объектов. Как именно РЖД намерены поступить с этими активами — пока неизвестно. На запрос «Эксперта ЮГ» представители ОАО не ответили.
Сеть имеет большую долговую нагрузку — более 600 млн рублей, поэтому, несмотря на «минимальный выкуп», цена приобретения представляется даже высокой
Согласно материалам компании «ВТБ Торги», организатора аукциона по продаже активов РЖДЗ, компания «Эрув» была не единственным претендентом на контрольный пакет «дочки» РЖД. За это право с фирмой г-на Клячина боролось ООО «Международное агентство репродуктивной медицины Репрохелп». По данным «Интерфакса», владельцами этой компании являются предприниматели Ксения Краснопольская, Андрей Ляхов и Вера Маневич. Ляхов и Краснопольская также являются совладельцами клиники репродуктивного здоровья «Приор Клиника».
Местный рынок ожидает усиления конкуренции
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов считает покупку железнодорожных санаториев фирмой Клячина — собственника Azimut Hotels — абсолютно логичным, понятным шагом. «В этой сделке совпали интересы продавца и покупателя, — уверен эксперт. — Избавление крупных компаний, корпораций от непрофильных активов становится сейчас трендом. Однако не всем так везёт, как РЖД, когда предприятие продаётся сразу, полностью, с большим количеством объектов. Так что в этом смысле сделка выглядит прецедентом. С другой стороны, многие объекты РЖДЗ расположены в удобных местах и находятся в хорошем либо удовлетворительном состоянии. Не думаю, что инвестору потребуется много времени и средств для перезапуска этих санаториев».
Вадим Прасов добавил, что следующим шагом покупателя станет тщательная оценка состояния каждого санатория. Но уже сейчас понятно, что проект по их развитию будет успешным, так как за дело взялся профильный игрок, имеющий опыт строительства и управления объектами гостевой инфраструктуры в различных регионах и странах.
Маркетолог сети отелей Grace (Сочи) Андрей Анищенко рассказал, что все санатории в Сочи, которые входили в «РЖД-Здоровье», «были на слуху» в последнее время. Они активно продвигали свои услуги и бренд на различных мероприятиях.
«У господина Клячина с отелями Azimut очень хорошо получается: сильные системы продаж, маркетинг, стандарты качества — словом, самая крупная отечественная сеть отелей. Думаю, что теперь санатории РЖД ждёт много преобразований, и это точно станет для них плюсом. Скорее всего, они продолжат работать как санатории, но услуги их окажутся переформатированы, а находиться они будут под управлением одной комании, — говорит г-н Анищенко. — Думаю, что все отельеры, которые следят за движением на рынке, наблюдали за этой сделкой. Azimut теперь догнать будет тяжело.