Аналитический центр «Эксперт ЮГ» провёл исследование при поддержке Агентства инноваций Ростовской области. На этот раз мы сконцентрировались на Дону, но включили в опрос все категории бизнеса — от микропредприятий до крупных компаний. Предыдущее исследование охватывало средний и крупный бизнес всего юга России. Напомним, что донской регион вошёл в число 20 пилотных субъектов РФ по реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Проект стартовал в начале 2019 года, его итоги будут подведены в конце 2024 года. К этой дате на Дону производительность труда должна вырасти не менее чем на 4,9%. Предполагается, что 95% предприятий-участников должны достичь целевых показателей по внедрению принципов бережливого производства (БП).
Исследование, проведённое в ковидное время, показало, что буквально за год внутри коллективов изменилось отношение к БП — его стали воспринимать как необходимость, которая может принести предприятию только пользу. Но вот первые неудачные шаги в этом направлении могут перечеркнуть для компаний дальнейшее использование принципов БП. Организации заинтересованы в господдержке, но пока всё ещё плохо осведомлены о действующей региональной программе и формах работы институтов поддержки. Им проще передать часть реализации плана на аутсорсинг на первом этапе, чем обучать новую команду. Хотя именно переобучение кадров для новой системы является одной из первоочередных задач на ближайшее время.
В этом году «Эксперт ЮГ» опросил 101 организацию. Отвечали на вопросы анкеты учредители и руководители коммерческих организаций (35,4%), а также представители среднего управленческого звена, эксперты, которые курируют организацию производственных процессов — 64,6%. Отраслевой портрет по сравнению с предыдущим опросом уже стал вырисовываться отчётливее. Так, 41,4% компаний представляют сферу услуг. Промышленных и торговых организаций примерно поровну (23,3% и 22,2%). Более половины заполнивших анкеты — это микропредприятия и представители малого бизнеса. На них приходится более 61% ответов. Средний бизнес представлен в исследовании 21 участником (21,2%), а крупный — 15 юридическими лицами. В целом, сложная структура респондентов подтверждает гипотезу о сквозном тренде внедрения БП в различных сферах экономики.
Ковидный год не спутал планов
Больше всего мотивирует заниматься повышением производительности желание предприятий повысить рентабельность — это самый популярный ответ (43%). «Вывести на новый уровень управление процессами и командой» — за этот вариант отдали голоса 38%. Ощутимо сократить себестоимость продукта или услуги хотят 37% заполнивших анкеты (см. график 1).
О значительном снижении привлекательности работы по повышению производительности труда в 2020 году заявили 13% респондентов. Четверть анкетируемых заметила незначительное снижение. Итого почти 40%. Но на этом фоне выделяется группа предприятий, отмечающих значительный рост — это 18% организаций. Ещё 16% приходятся на вариант «Незначительно выросла». При этом текущие условия для повышения производительности труда оценивается большинством скорее как привлекательные. Так ответили 56% участников, причём 14% видят большие возможности для использования лин-технологий. Но 26% предприятий поддержали вариант ответа «Скорее непривлекательные» (см. график 2).
Ковидные ограничения не столь очевидно повлияли на планы предприятий по инвестициям в новые технологии и мероприятия по повышению производительности труда. Увеличить инвестиционный бюджет в 2020 году приняли решение в общей сложности 34% организаций, а снизить решили 22% — сальдо всё-таки положительное. Остальные объёмов инвестиций не пересматривали (см. график 3).
Между тем, 13% компаний заявляют, что имеют и выдерживают разработанный план инвестиций в производительность труда. В прошлом году, когда мы опрашивали средний и крупный бизнес, о чётком исполнении инвестплана говорили лишь 6%. Это может говорить о том, что инвестиции в производительность становятся новой нормой. О существовании плана инвестиций, но не полном его выполнении, в 2019 году нам заявили 24% организаций, а в 2020 году — уже 38%. Снизилась и доля тех, кто вообще не мог позволить себе финансировать это направление — с 10 до 8% (см. график 4).
Предприятия сами не справляются
Далее мы спросили о динамике производительности труда за последние 2–3 года. О значительном росте в 30% и более заявили всего 5 компаний, а вот умеренный рост (до 30%) отмечается у 46% предприятий. Отрицательная динамика была выявлена у 14,8% (см. график 5). Безусловно, мы учитываем, что участие в этом опросе принимали прежде всего компании, которые осознанно занимаются повышением производительности.
Часть компаний предоставила финансовые отчёты по производительности труда за 2019 год. Самый большой объём выручки на одного сотрудника был у «РКЗ-Тавр» — 5,2 млн рублей на человека. Около 4,9 млн рублей приходится на работника в ООО «Азов-Тэк». В «БЕСТЕК-Инжиниринг» отметили, что выручка компании на одного работающего составила 4,3 млн рублей.
Мы попросили респондентов самих оценить, насколько достаточна та работа по повышению производительности, которую они сегодня проводят. Наиболее популярный ответ — собственная работа в этом направлении не закрывает полностью все потребности (44%). Треть представителей донского бизнеса отметили, что пока ресурсов хватает на точечные решения (32%). В том, что выполняется лишь программа-минимум, признались 6% респондентов. И лишь 19% посчитали, что самостоятельно закрывают свои потребности. По сути, эти ответы показывают потенциал развития разного рода партнёрств в рамках данной темы.
Узкое место — кадры и компетенции
В третьем блоке вопросов мы постарались сконцентрировать внимание компаний на внутренних процессах при реализации принципов БП. Важно было понять, на каких стадиях находятся компании. На данный момент 38% организаций находятся на стадии внедрения принципов БП в отдельных подразделениях. Около 34% респондентов отметили, что они активно работают с потребителями. На третьем месте по популярности ответ об активной работе с поставщиками (27,3%). На стадии разработки концепции — 16%. Впрочем, 12% ответивших заявили, что вообще не планируют внедрять лин-технологии. То есть не для всех тема производительности труда связана с принципами БП. В прошлогоднем исследовании таких, правда, было лишь 2%. В аудитории среднего и крупного бизнеса также заметно выше доля тех, кто внедряет БП на всех уровнях предприятия.
У 42% компаний имеется документ в области системы менеджмента бережливого производства. Ответственность за внедрение новых принципов, как правило, несёт администрация предприятия (42%). Впрочем, очень часто этим занимаются отделы по развитию (19%), производственные отделы (19%) или даже отделы продаж (9%).
Важный вопрос — наиболее актуальные для предприятий виды потерь. В список наиболее актуальных потерь для респондентов входят: лишние движения (42%), ожидание (40%), переделка и брак (36%), а также неиспользование человеческого потенциала (31%) (см. график 6).
В ходе опроса мы попытались узнать, что является основным тормозом для дальнейшей реализации программы БП на сегодняшнем этапе. Дефицит квалифицированных кадров отметили 48% компаний. Вторая по масштабу проблема — дефицит инвестиций в производство (38%). Третья по актуальности проблема — дефицит компетенций у управленцев (22%). Примечательно, что две проблемы из трёх связаны с кадрами. Нужно заметить, что по сравнению с прошлым годом стало намного меньше организаций, в которых не понимают перспектив монетизации данной работы (18%) (см. таблицу 1).
Ожидания постепенно оправдываются
Вслед за этим мы спросили о задачах, которые предприятия поставили перед собой на два ближайших года в сфере БП. Половина организаций намерена переобучить сотрудников, 36% будут заниматься технологическим перевооружением, цифровизацией управления — 33%. Почти четверть компаний сосредоточится на более глубоком внедрении лин-технологий (см. график 7).
Новое исследование показало заметный пересмотр компаниями партнёрских отношений для дальнейшей реализации программы. Если в 2019 году участники анкетирования были заинтересованы в диалоге с вузами и образовательными учреждениями, то сейчас организации больше заинтересованы в поиске надежных партнёров для работы на аутсорсинге — об этом сообщили 44% вместо 26% в минувшем году. Вероятно, ограничительные меры и популяризация удалённого формата работы изменили подход к сотрудничеству. Также большие надежды организации возлагают на формирование взаимоотношений с региональной и муниципальной властью (30%) (см. график 8).
Традиционно замыкают нашу анкету два вопроса о том, что уже получили компании за счёт БП и чего они ждут в перспективе. Самый популярный ответ пока — внедрение лин-технологий ещё не принесло практических результатов (30%). Практически столько же ответивших заявили, что стали более эффективно продвигать продукты и услуги (28%). Более эффективное управление процессами и командой стало итогом работы для 25% организаций. А ждут компании от внедрения БП увеличения продаж, эффективного продвижения товаров и услуг, а также снижения себестоимости продукции (см. график 9). Разрыв между реальностью и ожиданиями имеется, но постепенно сглаживается.