Прошлогодний победитель премии Karpov Venture Awards, краснодарский стартап Qummy в июне и сентябре 2020 года привлёк 57 млн рублей частных инвестиций. Создатели проекта изобрели способ приготовления блюд ресторанного качества без поваров. Продукция замораживается по специальной технологии «Умный лёд», благодаря чему сохраняются не только вкус и аромат, но и полезные свойства. Для разогрева используется «Умная печь», которая по QR-коду распознаёт то или иное блюдо и сама выбирает программу, необходимую для приготовления. Это занимает 4–6 минут. Как утверждают в компании, использование современных технологий позволяет полностью исключить человеческий фактор и избежать некорректной дефростации, перегрева или недостаточного нагревания пищи.
Первая точка доставки Qummy открылась в Краснодаре в марте 2020 года. Компания работает по нескольким направлениям: доставка, организация точек питания для АЗС и отелей, а также решения для бизнес-центров. Сейчас количество точек в Сочи, Адлере, Краснодаре, Геленджике, Ростове-на-Дону, Москве и Подмосковье уже достигло 59. Однако Qummy намерены выйти на международный рынок и завоевать Европу и США. Об амбициозных планах «Эксперту ЮГ» рассказал директор и сооснователь компании Артём Симонянц.
— Как вы пришли к идее создания бизнеса с именно такой концепцией?
— Возникла идея кормить людей здоровым питанием по скорости сервиса круче, чем у McDonalds, чтобы люди не перебивались пирожками или ещё чем-то, чтобы потом угробить свое здоровье, а питались полноценно. Существующие схемы быстрого питания трудно назвать здоровыми. Мы начали искать решение и в итоге создали его сами.
— Были ли крупные изменения первоначального замысла? Как можно охарактеризовать этап, который компания проходит сейчас?
— Да, конечно же, были. Мы пробовали разные концепции: это шоковая заморозка, акустическая заморозка, но по большому ряду блюд они не могли решить ключевые проблемы с содержанием белков, крахмала и т.д. Поэтому мы создали свою технологию «умный лёд», которая эффективно решает эти проблемы. Ещё год назад мы были стартапом, у нас даже не было всей той технологии, которая есть сейчас, был просто прототип первой печи. Сейчас мы выросли, находимся на стадии расширения и активно развиваемся в регионах. 19 ноября открыли первую торговую точку в Москве. Планируем и дальше расширяться в Москве и Петербурге, но наша главная цель — рынок Европы и США.
— В чём ваши конкурентные преимущества?
— Одно из главных конкурентных преимуществ — технологическое: с момента заказа до того, как человеку этот заказ подадут, если он находится на точке питания, проходит семь минут. И этот заказ будет по качеству максимально приближен к качеству «из-под ножа». Второе преимущество — в доставке: до 20 минут с момента заказа до того, как вам позвонят в дверь. Фактически мы конкурируем с существующими системами питания — любого, которое может быть в HoReCa. Мы работаем с отелями и АЗС. При этом отели могут сэкономить огромные деньги на фонде оплаты труда и на том, чтобы платить за ночную смену поварам, которые будут обеспечивать редкие заказы по room-сервису. Обычно те продукты, которые отель не продал по каким-то причинам, ему придётся выкинуть, то есть выкинуть деньги. Наша технология исключает списания. Третье — это конкурентная безопасность. Наша технология питания минимизировала риски, связанные с опасностью заражения пищи, потому что хранение происходит при минусовой температуре, а готовка — при плюс 7° по Цельсию и выше.
— С какой динамикой развивается компания?
— С августа по октябрь у нас четырёхкратный рост по открытию точек. Сейчас (данные на конец ноября. — «Эксперт ЮГ») у нас 55 точек питания. Цифры меняются очень быстро. В «воронке продаж» около 300 клиентов, которые хотят нашу продукцию.
— Каковы основные вызовы, с которыми компания сталкивается сегодня?
— Вызовы — это как раз рост и наши амбициозные цели. Росту нужно соответствовать. Одно дело, когда ты создаёшь компанию, она региональная, маленькая, неизбежны какие-то пробы и ошибки, но когда ты разворачиваешься на всю страну, это требует развития команды. Нужны новые компетенции, новые знания, обучение руководителей подразделений. Без этого развития невозможен рост команды как таковой. Мы сейчас сфокусированы на собственном внутреннем росте, потому что он прямо пропорционален внешнему. Не хватает компетенций по международному рынку — находим решения, консультируемся со специалистами. Даже выходя на рынок Москвы, мы сильно корректировали меню, организацию сервиса и всех остальных процессов. Большой город требует больших изменений. Если же мы говорим о рынках Европы и США, то там культура потребления другая, по-другому юридическая система устроена, другое отношение к сервису и людям, работающим в сервисе. Эти нюансы нам тоже нужно учитывать.
— На какой срок вперёд планируется развитие компании? Какая у вас стратегия?
— Когда мы начинали, горизонт планирования был несколько месяцев. Потом он вырос до года. Сейчас в рамках пяти лет, но всё равно планы корректируются, потому что мы взаимодействуем с рынком. Ключевые точки плана есть, и самая главная — мы верим и знаем, что это возможно — выйти на международный рынок и конкурировать с такими сетями, как McDonalds. Стать глобальной компанией — для нас это объективная реальность. Время «Макдональдса» прошло, мы у него много чему научились, но пришло время питаться здоровой пищей. И чтобы человек не тратил больше время на поиск и приготовление еды, пусть лучше займётся своим развитием.
— Кто ваши основные клиенты?
— Рынок b2c, доставка еды. Здесь находятся наши главные клиенты. Люди, которые ценят своё время и не хотят его тратить на поиски и приготовление еды. Люди, которые настроены на своё развитие и карьеру, которые хотят получить сервис в один клик со своего собственного телефона. Клиенты в b2b — это, конечно же, отели, потому что для отелей мы решаем ряд серьёзнейших задач, экономим им финансы, время и позволяем увеличивать прибыль. Это отельные комплексы Краснодарского края, курортных районов, Москвы, Петербурга.
— Кто ваши основные конкуренты сейчас? Как вы с ними конкурируете?
— Существующие модели организации доставки быстрого питания. Мы с ними конкурируем технологически: по скорости мы лучше, по возможности давать разнообразное меню — больше, лучше. И по качеству еды мы лучше. Если у других это нестабильно и зависит от конкретного повара, например, то у нас эти процессы стандартизированы. Сама структура бизнеса исключает человеческий фактор.
— Что происходит со структурой рынка в последние годы?
— Она очень сильно меняется, особенно в условиях пандемии. Мы переходим в цифровую среду максимально быстро. Рынок доставки еды до пандемии рос на 25 процентов в год по всему миру, а сейчас эксперты даже боятся предположить его рост, потому что люди, которые никогда не заказывали еду, в условиях карантина вдруг научились это делать. Рынок замороженной продукции рос и растёт по всему миру, в среднем, на 6–9 процентов в год. Сейчас самые главные тенденции — экономия времени и осознанное потребление. Компании, которые будут сфокусированы на том, чтобы высвободить время человека, увидеть, на что он тратит много своего времени и автоматизировать эти процессы, станут расти.
— Какие трансформации переживает рынок в 2020 году? Как на него повлиял «коронакризис»?
— Этот «чёрный лебедь» повлиял на рынок очень сильно. Но, как обычно это бывает, такие изменения приводят к трансформации. Зачастую со стороны кажется, что к негативной, но на самом деле — и к позитивной тоже. Приведу пример: многие рестораны оказались к произошедшему не готовы, они были сфокусированы на своём интерьере, на улучшении сервиса внутри ресторана и не думали о доставке. Что произошло? Рестораны, которые не были готовы к изменениям, закрылись. Но другие стали искать решения, чтобы как-то зайти в онлайн. Кто-то примкнул к сервисам, кто-то быстро создал свои приложения. Тут же рынок отреагировал: создал удобные приложения для доставки еды. Ресторан, который раньше зарабатывал на доставке 2 процента, стал зарабатывать 20 процентов. Теперь, когда мы вышли в офлайн, у этого ресторана есть два крыла — это офлайн, куда люди приходили ради атмосферы, и появился ещё целый сегмент продаж через онлайн. Так можно раскрыть любую сферы жизни: появляются новые технологии безопасности, здоровья. Есть, конечно, негативные факторы, которые ударили по экономике, но я всегда в любом кризисе ищу позитивные изменения.
— Как эволюционирует клиент в вашей сфере?
— Как я уже сказал, люди больше стали заказывать онлайн, нашли выгоду в этом. Наша служба сервиса постоянно получает обратную связь, особенно от тех людей, которые заказывали, а потом перестали это делать. Мы узнаём, в чем причина, и меняемся. 2020 год позитивно повлиял на тенденцию диджитализации, автоматизации и удалённости. Многие компании осознали, что можно иметь офис в три раза меньше и получать больший результат. Потому что люди просто не тратят время на приезд на работу и обратно, они могут выполнять эти же функции дома. Компания при этом экономит на площадях офиса и одновременно получает более качественную работу.
— Какие тренды для вас сегодня главные и почему?
— Экономия времени и здоровье. Мы сейчас создали ещё два решения, которые выводим на рынок: они ещё больше экономят время людей и делают жизнь более гармоничной. У нас появляются новые блюда для тех, кто следит за своей фигурой — хочет поправиться или похудеть, — а также для вегетарианцев. И ещё один тренд: вся наша продукция перевозится в упаковке, которая биоразлагаема. На начальных этапах это было непростое и дорогое для нас решение, но мы решили платить за него, чтобы сделать планету чище.
— Недавно президент Путин подписал закон о налоговом манёвре в ИТ-отрасли. Как это повлияет на отрасль и на развитие вашей компании?
— Это очень позитивные изменения, потому что гонка и конкуренция между странами происходит сейчас именно в ИТ-среде, и то, что появляются меры поддержки — это большой плюс. Мы тоже со своей стороны будем это поддерживать.
— Возможно ли в вашем регионе создание полноценного ИТ-кластера?
— Я считаю, что Краснодарский край идеален для создания научной инфраструктуры и инфраструктуры для стартапов. Уникальность Стэнфорда и Силиконовой долины – в том, что это места, куда «перетекли» лучшие из лучших. А почему они туда «перетекли»? Потому что географическое положение классное: это Калифорния, солнце, море. Туда стремятся попасть лучшие преподаватели для лучшей жизни; туда стремятся лучшие, амбициозные ученики. И в этой благоприятной среде — с солнцем и морем, с витамином D — произрастают прекрасные ИТ-проекты (и не только ИТ), о которых знает весь мир. Интеллектуальный инфраструктурный кластер нужно делать в Краснодарском крае. Слава богу, есть проект «Сириус» для одарённых детей. Вокруг него, насколько я знаю, тоже сейчас возникает подобная инфраструктура. Но нужен ещё и вуз, который будет располагаться рядом с морем.
Многие рестораны оказались к произошедшему не готовы, они были сфокусированы на своём интерьере
— Что сегодня в наибольшей степени мешает развитию ИТ-индустрии и как ликвидировать эти «узкие» места?
— Ничто не мешает. Уже есть меры государственной поддержки. Я бы создал сейчас максимальное поле для развития молодых специалистов. Нужно выявлять ещё в школьной среде детей, которые максимально расположены к программированию, веб-дизайну и ИТ. Уже с детских лет давать им проектную работу, потому что сейчас средний возраст программистов по миру — 16 лет. Это уже состоявшиеся специалисты, которые делают крупные проекты. Если раньше были юные натуралисты, то сейчас нужно создавать юных программистов. Ещё раз подчеркну, лидерство стран оценивается по ИТ-среде. У кого круче специалисты, те и побеждают.
— Принято считать, что в России нет системы финансирования стартапов. Так ли это на самом деле? На ваш взгляд, каковы основные схемы взаимодействия между инвесторами и ИТ-компаниями?
— Мы за этот год многое прошли, и поддержка есть. Есть Фонд развития интернет-инициатив, где адекватный стартап всегда найдёт помощь. Мы несколько раз получали консультацию на уровне этого фонда. При нём есть организация Go Global, которая помогает российским стартапам выйти на международный рынок. В Краснодарском крае есть Центр поддержки предпринимательства. Очень рекомендую избавиться от иллюзий, что нет помощи в России. Сейчас механизмов и фондовых структур при государстве, помогающих развиваться молодому бизнесу — особенно технологичному — очень много. Просто откройте Google, введите «помощь при организации стартапов» или «помощь при выходе на международный рынок», и вы увидите компании и государственные, и негосударственные. Ко всем я рекомендую обращаться, получать обратную связь. Это улучшит стартап и позволит ему быстро расти.