В 2021 году на работы по реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Верхний Ларс» на границе с Грузией (в Северной Осетии) из федерального бюджета выделят около 2 млрд рублей. Реконструкция МАППа начнётся в 2021 году, сообщила прессслужба североосетинского правительства. Здесь уточнили, что все работы будут проводиться в два этапа, «в режиме действующего предприятия», то есть без ограничения пропускной способности пункта. Окончание работ запланировано на конец 2022 года.
Согласно проектной документации, после реконструкции количество полос движения для грузовых автомобилей увеличится с четырёх до тринадцати, для легкового и пассажирского транспорта — с десяти до двадцати. Значительно вырастет и количество накопительных стоянок для грузовиков: по завершению проекта их будет 75 мест. Главным новшеством станет разделение грузового и пассажирского транспорта. Если сейчас все въезжают по одной полосе, то в будущем их разделят ещё на подъезде к «Верхнему Ларсу», где дорогу сделают четырёхполосной. Обновлённый МАПП сможет пропускать до 3,8 тысячи автомобилей в сутки (сейчас проезжает более двух тысяч машин, но пункт на такую пропускную способность не рассчитан).
По мнению главы Северной Осетии Вячеслава Битарова, на данный момент МАПП «Верхний Ларс» — самый загруженный автомобильный пропускной пункт в России.
«Граждане, пересекающие государственную границу, всё чаще жалуются на неудобства и необустроенность, — цитирует г-на Битарова его пресс-служба. — Это и многочасовое простаивание в очередях, и скопление вдоль границы транспортных средств, и отсутствие инфраструктуры вдоль дороги. Несмотря на то, что специалистами прилагаются все усилия для ускорения обслуживания граждан, ситуация ухудшается. Сегодня уровень пассажиропотока и грузоперевозок в несколько раз превышает пропускные возможности пункта “Верхний Ларс”».
По данным из открытых источников, «Верхний Ларс» — единственный постоянно действующий пункт пропуска на границе России и Грузии. МАПП расположен на Военно-Грузинской дороге — ключевом сухопутном маршруте, связывающем Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока. Сейчас через «Верхний Ларс» идёт грузовой и пассажирский поток, в несколько раз превышающий проектную мощность пункта. По проекту предполагалось, что через МАПП в сутки будет проезжать 170 грузовых и 200 легковых автомобилей, 30 автобусов. Фактически сейчас в среднем через пункт пропуска следует около 650 грузовиков и до 1,7 тысячи легковых машин.