До 2025 года на Кавминводах будет реализован план комплексного развития региона, предполагающий вложения в инфраструктуру в размере под 40 млрд рублей. Таков итог длившейся всего чуть более года лоббистской работы руководства Ставропольского края. Ещё в сентябре 2019 года глава региона Владимир Владимиров на выездном заседании рабочей группы Совета Федерации высказывал идею о создании федеральной программы по развитию инфраструктуры КМВ. Тогда её стоимость губернатор оценил в 12 млрд рублей и предложил значительную часть этой суммы направить на строительство крупного канализационного коллектора, который в перспективе будет обслуживать города-курорты и другие поселения Кавминвод.
Необходимость такой программы была обусловлена ещё и тем, что требовались средства для компенсации затрат инвесторов на модернизацию и ремонт действующих в регионе санаториев.
Однако федеральные власти пошли ещё дальше.
Статус не позволяет
В течение года Минэкономразвития РФ провело анализ нормативно-правовой базы, по итогам которого выявило проблемные вопросы, препятствующие полноценному социально-экономическому развитию Кавминвод. Уже к концу года министерство отчиталось о том, что выявлено «одновременное применение в отношении региона двух правовых режимов, содержание которых не в полной мере совпадает друг с другом». От Минэкономразвития РФ при этом последовало предложение признать города КМВ (Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, Минеральные Воды) курортами федерального значения. Создание федеральных территорий, не входящих в состав субъектов РФ, закреплено в Конституции после референдума 2020 года. Первой такой территорией стал посёлок Сириус в Сочи, где находится одноимённый инновационно-образовательный центр.
Как сообщили ТАСС в Минэкономразвития, сложившаяся на КМВ ситуация «порождает правовую коллизию», которую невозможно разрешить в рамках существующей нормативной базы. Речь идёт о различных режимах осуществления хозяйственной деятельности на территории этого региона. В министерстве также подчеркнули, что данные противоречия «могут создать коррупциогенный фактор, например, при ведении хозяйственной деятельности или застройке на территории КМВ».
Также предлагается признать утратившими силу некоторые противоречащие действующему законодательству нормативные правовые акты. В частности, министерство предлагает в постановлении Совета министров РСФСР «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» исключить в наименовании, а также в тексте и приложении слова «в Ставропольском крае».
В положении о курорте Кисловодск предлагается помимо текущего места расположения — Ставропольский край — добавить Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию. Соответственно, пункт о том, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами Кисловодска находятся в совместном ведении РФ и Ставропольского края, будет дополнен ещё двумя регионами.
В 2021 году границы зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод будут актуализированы, и в 2022 году обновлённые сведения внесут в Единый государственный реестр недвижимости. Ставропольский край получит из федерального бюджета 145 млн рублей на проведение работ по установлению границ.
Кавминводы вольют в федеральную программу
В конце прошлого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин поддержал создание плана по развитию КМВ, и теперь Минэкономразвития России совместно с правительством Ставропольского края работают над практическим наполнением этого плана.
По словам губернатора Ставрополья, основные мероприятия разрабатываемого плана связаны с благоустройством и строительством новых объектов.
«Ставрополье — один из центров внутрироссийского туризма. Мы делаем упор на благоустройство, реконструкцию и строительство объектов, которые формируют облик нашего курортного региона. Это канатные дороги, парки, озера, памятники культуры, архитектурные достопримечательности, инженерные объекты, дороги, развязки, — пояснил глава региона. — Предусмотрено благоустройство Новопятигорского озера, создание туристско-рекреационного кластера “Приозёрно-Парковый” в Ессентуках, создание канатной дороги в Железноводске».
Конкретные источники финансирования губернатор не назвал, однако план развития региона, помимо федеральных и краевых средств, предусматривает ещё и частные инвестиции.
В целом план, по данным Минэкономразвития РФ, состоит из 25 мероприятий, которые в том числе предусматривают строительство объектов коммунальной инфраструктуры для обеспечения населения питьевой водой, а также водоотведения. Некоторые из них предполагают реконструкцию дорожной инфраструктуры, путепроводных развязок, строительство подъездных путей к новым инвестиционным площадкам санаторно-курортной направленности.
«Планируется благоустройство общественных пространств, проекты которых предусматривают комплексное развитие территорий с созданием рекреационной пешеходной инфраструктуры и событийными площадками для проведения городских и региональных мероприятий», — говорится в сообщении Минэкономразвития РФ.
Кроме того, в план включены реконструкция и благоустройство курортной зоны Железноводска с созданием сети пешеходных терренкуров. Предполагается и создание велотерренкура в рамках госпрограммы по развитию Северо-Кавказского федерального округа. Как рассказывал губернатор Владимиров в интервью местным СМИ, кавминводский велотерренкур — это «проект века». По значимости он сопоставим с созданием первых курортных парков или строительством нарзанных ванн. Край должен получить новый туристический продукт.
ГБУ Ставропольского края «Стававтодор» в январе уже объявило открытый конкурс по выбору подрядчика строительства. Максимальная цена контракта составляет 2,7 млрд рублей. Строительство велотропы протяжённостью 75 км начнётся в 2021 году и завершится до 1 декабря 2023 года.
«В России не так много территорий, которые могут в полной мере работать на страну целиком. В этом плане у КМВ огромный потенциал»
Согласно предварительной оценке Минэкономразвития РФ, на реализацию всех мероприятий комплексного плана потребуется порядка 40 млрд рублей.
По мнению чиновников, развитие жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры в регионе создаст условия для привлечения частных инвестиций в санаторно-курортную сферу, а выполнение плана поможет решить проблемы, которые сейчас сдерживают развитие городов-курортов КВМ как в части привлечения отдыхающих и туристов, так и качества жизни населения.
Роль КМВ в развитии Северного Кавказа недооценена
Алексей Крыловский, управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» (LC-AV), считает, что роль региона КМВ в развитии Северо-Кавказского федерального округа в последние годы сильно занижалась. Между тем, эта территория фактически является «пятнадцатым миллионником России» — в семи городах и трёх муниципальных районах компактно проживает 1 млн человек, да к тому же ежегодно сюда приезжает ещё 1 млн отдыхающих.
«В России не так много территорий, которые могут в полной мере работать на страну целиком. Вот сейчас большой вызов — пандемия. Отдыхающие не знают, куда ехать, и в этом плане у КМВ огромный потенциал, — говорит г-н Крыловский. — Следующий вызов — посткоронавирусная эпоха. КМВ с их бальнеологическими лечебницами, санаториями и профилакториями могут оказывать широкий сперт услуг по восстановлению и реабилитации переболевших ковидом».
Эксперт уверен, что нужно решить проблемы управления регионом в целом и неэффективного межмуниципального взаимодействия в частности. Каждый город сегодня решает вопросы, исходя только из своих интересов, а не общих интересов КМВ, их жителей и туристов.
Ещё одна проблема, связанная с привлечением инвесторов, требует особой инвестиционной политики. «На КМВ большой объём объектов санаторно-курортного назначения — это объекты Федерации независимых профсоюзов, при этом доля частных объектов крайне мала. Надо заниматься привлечением частного капитала, новых управленческих технологий для развития туризма и рекреации», — уверен Алексей Крыловский.
По его мнению, развитие инфраструктуры курорта, внедрение цифровых технологий, совершенствование механизмов оказания услуг позволят повысить привлекательность курорта. «Приезжающие не должны становиться заложниками каждого отдельно взятого санатория. КМВ будущего — это курорт с открытыми пространствами, как для комфортного проживания, так и для развития “умной” экономики», — заключает г-н Крыловский.