Для комфортной среды не хватает стратегий и кадров

Ирина Максимова
1 февраля 2021, 00:00

На Дону создание комфортной городской среды возможно только при взаимодействии бизнеса, власти и общественности. Выпадение одного элемента из этого списка порождает целый ворох проблем

Круглый стол «Комфортная городская среда в условиях 2021 года» состоялся 4 февраля в Ростове-на-Дону
Читайте Monocle.ru в

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» стартовавший в 2017 году, сегодня остаётся главным драйвером развития общественных пространств. Развитие комфортной среды напрямую связано с комплексным развитием городов, а также небольших населённых пунктов, для которых зачастую это единственная возможность комплексного благоустройства. В 2020 году в рамках проекта на Дону было благоустроено 167 общественных территорий. Общая сумма, выделенная на эти цели в прошлом году, составила около 2,2 млрд рублей. В этом году предполагается отремонтировать 126 объектов в различных населённых пунктах, а общая сумма расходов по программе составит 1,7 млрд рублей. Благоустройство пространства в масштабах города затрагивает не только общественные территории, но и частную застройку.

Участники круглого стола «Комфортная городская среда в условиях 2021 года», организованного АЦ «Эксперт ЮГ», при обсуждении заглавной темы свели основные проблемы благоустройства к слабой ответственности муниципалитетов и отсутствию архитекторов. Профессиональное сообщество обращает внимание и на другие проблемы, из-за которых результат не всегда советует изначальным ожиданиям.

Узкие места благоустройства

По словам члена Общественной палаты Ростовской области, заместителя председателя ТПП Новочеркасска Александра Макарова, ещё с запуска программы в 2017 году начались существенные проблемы, связанные с формированием заказчиками технических заданий.

«Узкие места реализации проекта заключаются в том, что в информации о благоустраиваемом участке отсутствуют свежие изыскания в части геодезии и геологии, — говорит г-н Макаров. — Подрядные организации, приступая к работе, часто сталкиваются с тем, что на территории находятся неучтённые инженерные коммуникации, из-за чего приходится останавливать работу. Либо на территории оказываются объекты культурного наследия, а подрядная организация, которая выиграла аукцион, не имеет ни допусков, ни лицензий на работу с архитектурными памятниками»,

Следующий ряд проблем связан с тем, что после благоустройства объекта подрядные организации не выполняют своих гарантийных обязательств. В результате облагороженная территория быстро теряет свой первоначальный вид.

«Каждый раз, когда мы встречаемся с представителями технадзора, мне говорят, что всё хорошо, но на деле перед нами оказываются рассыпающиеся площадки, засохшие деревья, неработающие автополивы, как в ростовском парке “Осенний”, а претензии предъявить некому. Подрядчик должен пять лет заниматься гарантийными обязательствами, но у нас подрядчики либо банкротятся, либо исчезают из поля зрения, стремясь не выполнять взятые на себя обязательства», — отмечает руководитель общественного движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян, в выступлении которой обозначена недостаточно налаженная коммуникация с общественностью. В этом её поддержали и другие коллеги, например, соучредитель «Платан-АСВ», член Общественной палаты Ростова-на-Дону Сергей Гайдук.

«Необходимо создание системы взаимодействия между органами власти и общественностью. Пока эта система не налажена. Её отсутствие приводит к проблемам. Нужна разработка отдельной городской программы, которая должна будет вписаться в федеральную программу по созданию комфортной городской среды», — считает он.

У самих подрядчиков также есть вопросы к реализации программы благоустройства территорий. Своим видением темы поделился заместитель исполнительного директора по коммерции ООО «АксайСтройПром» Сергей Резников: «С одной стороны, происходит усложнение концепции благоустройства, с другой, всё чаще заказчики выбирают простую, недорогую плитку. Дело в том, что “АксайСтройПром” является представителем первого эшелона, за нашими плечами большие коллективы, мощности, капитальные инвестиции, мы держим сертифицированную лабораторию, но чтобы такие компании, как наша, выживали, нам необходимо, чтобы участники процесса благоустройства работали с нами вместе. Застройщики же, пытаясь уложиться в смету, убирают интересные решения в части плитки. Если резюмировать, экономика нормативов не должна работать против эстетики города будущего».

Главная проблема — дефицит кадров и компетенций

Как считает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Дмитрий Беликов, все эти сложности при реализации проектов по благоустройству городской среды возникают в результате недостаточного контроля процесса со стороны муниципалитетов.

«В ходе прошлого года мы очень внимательно смотрели за работой муниципалитетов, и теперь понимаем, кто способен создавать качественные вещи для своего населения, а кто не заслуживает даже копейки из федерального бюджета. Мы нацеливаем муниципальные образования на серьёзную работу, а кто не будет справляться, лишится федерального финансирования, — поясняет г-н Беликов. — Но есть и примеры хорошей работы. Так, на грани срыва реализации был Багаевский район, но мы объяснили муниципалитету, что, если подрядная организация не справляется, нужно расторгать контракт. Нас услышали: в сентябре заключили новый контракт, а в декабре объект уже был готов. Сделали красивый центральный парк в станице Багаевской».

По распоряжению губернатора разработана «дорожная карта», в соответствии с которой в Ростовской области будет вестись исправление недостатков объектов 17–18 года, благоустроенных в рамках программы.

В этом году в реализацию программы внесено нововведение: оно связано с тем, что у жителей теперь есть возможность самим выбирать дизайн территории из предложенных вариантов с помощью голосования. С выбранными проектами муниципальные образования должны выходить на областной конкурс, где будут рассматриваться количественные и качественные показатели заявки. Однако архитектурное сообщество уверено, что к проекту не привлекаются люди, обладающие достаточным профессиональным опытом и знаниями о градостроительстве.

«Обсуждения проектов благоустройства проходят не в среде профессионального сообщества. Иногда я смотрю на проекты, которые представлены, и вижу, что это не очень хорошие курсовые работы. Необходимо создание совета, обладающего широкими полномочиями, куда вошли бы архитекторы, дизайнеры, художники, скульпторы», — считает Вячеслав Козлов, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской «М 1:1», доцент кафедры дизайна Института архитектуры и искусств ЮФУ.

Бизнес готов был бы интегрироваться в проекты под определённые гарантии и утверждённые стратегии, но пока связь всех элементов не будет создана, прорыва не случится

Идею Вячеслава Козлова поддерживают и другие представители архитектурного сообщества, считающие, что необходимо выработать единую архитектурную концепцию и разработать регламентирующие её базовые документы. Руководитель и главный архитектор архитектурного бюро ООО «Новая Р.А.С.А.», член Союза архитекторов России, доцент кафедры ОАХП ААИ ЮФУ Андрей Дойницын выступил с предложением обратиться к успешному опыту других городов. В частности, к опыту Оренбурга, в котором создали дизайн-код города, где можно посмотреть все юридические документы, а также 3D-визуализацию городских проектов. По мнению г-на Дойницына, нельзя рассматривать парк или какой-либо другой объект в отрыве от общей городской среды.

Потребность в новом механизме согласования интересов

«С одной стороны, национальный проект реализуется, а с другой, от него нет удовлетворённости. Нужно создать общий механизм, в котором будут учтены все важные факторы, о которых говорили сегодня: внимательность в подготовке технического задания, привлечение общественности, создание совета экспертов, единой концепции, — говорит архитектор, генеральный директор бюро “Проект +” Анатолий Мосин. — Кроме того, у индекса качества городской среды есть очень важный параметр — это создание общего водно-зелёного каркаса города. Только отдельные проекты ему помогают, но косвенно, не системно. Взаимодействие с общественностью — этого мало, у правительства и администрации есть огромный запрос на взаимодействие с бизнесом. Бизнес готов был бы интегрироваться в проекты под определённые гарантии и утверждённые стратегии, но пока связь всех элементов не будет создана, прорыва не случится».

Одним из проектов, помогающих городу в создании водно-зелёного каркаса, является проект «Парк реки Темерник», но и в его реализации существуют вопросы, до конца не ясна судьба второй мили экопарка, находящейся вблизи территории парка «Дружба». На втором этапе реализации проекта не была вовремя сдана проектно-сметная документация. С вопросом, что делать в данной ситуации, Елена Хатламаджиян в рамках круглого стола обратилась к заместителю министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

«У меня позиция однозначная: реализовывать парк за счёт федерального бюджета, выходить на областной конкурс, принимать участие, как это было в прошлом году. Он не прошёл на втором этапе потому, что проектно-сметная документация не была разработана в установленные сроки. В итоговом протоколе парк есть, город имеет полное выйти с этим проектом, поучаствовать во всероссийской программе. Голосование начнётся 26 апреля, после определения дизайна нужно будет оперативно разработать проектно-сменную документацию и заходить в программу. Всё должно быть согласовано с людьми, парк должен быть таким, каким его хотят видеть люди», — заключил Дмитрий Беликов

Поскольку нынешний проект парка стоит порядка 400 млн рублей, а федеральный бюджет сможет выделить на него только 180 млн, если проект пройдёт конкурс, Дмитрий Беликов считает возможным привлечь инвесторов для его совместной реализации. 

Генеральным партнёром «круглого стола» выступила компания «АксайСтройПром» (ТМ «Беттекс»).