Ростов-на-Дону развивается, активно ведётся благоустройство и строительство, появляются целые микрорайоны и районы, а в них новые парки, скверы, площади. Облик города кардинально меняется прямо на глазах. И именно такое развитие порождает всё больше экспертов, которые анализируют и средовые изменения, и их проблемы — с каждым днём таких людей становится всё больше.
Но облик города сейчас зависит не от архитекторов и урбанистов, его определяют девелоперы и инженеры. Казалось бы, нет ничего нового в том, что те, кто оплачивает строительство и благоустройство, определяют, как оно будет выглядеть. Но ведь раньше были кураторы и целые сообщества, которые помогали определить городскую эстетику и создавать комфортную городскую среду. Должность главного архитектора, экспертный архитектурный совет при администрации, Союз архитекторов, в конце концов.
Что же пошло не так? Ведь сообщества эти никуда не делись, советы и союзы существуют, а их экспертность с годами только крепнет и ни у кого не вызывает сомнения. Но застройщикам и чиновникам она не нужна — это лишние звенья в цепочке долгих согласований. Бизнес зарабатывает деньги, чиновники занимаются делопроизводством, а самый эффективный путь — самый короткий. Но именно из-за этого, казалось бы, эффективного подхода мы теряем самое главное: удобство города и эстетику, а негативный контекст получают пользователи общественных и жилых пространств — жители города. Получается, из городского развития у нас выпало целое звено, и вопрос в том, как вернуть нормальную коммуникацию.
Очевидно, что нужна чья-то воля и полномочия для воссоздания такой коммуникации — и не разовая, а перманентная. Например, в сельские поселения уже несколько лет спускается федеральная программа создания комфортной городской среды. Там успех обеспечивают люди, принимающие решения на местах. Если точнее, 1–2 человека (обычно это глава поселения и заместитель) взаимодействуют с подрядчиками на каждой стадии. А ещё они принимают окончательные решения и вовлекают в эти решения жителей. В крупных городах успешное взаимодействие практически невозможно из-за не всегда понятной коммуникации между департаментами и людьми, принимающими решения. Проекты в крупных муниципалитетах реализуются вопреки, если реализуются вообще. Простой пример: в Ростовской области моим бюро разработано 44 дизайн-проекта благоустройства, в Ростове-на-Дону — один: парк в Суворовском микрорайоне.
У Ростова как у мегаполиса, конечно, свой путь, но он мало чем отличается от общего по стране. Основная проблема в коммуникации «заказчик — чиновники — эксперты (архитекторы/урбанисты) — горожане». Но успешный опыт решения этого вопроса уже представлен в двух регионах — Татарстане и Краснодарском крае.
Татарстан сегодня — один из «локомотивов благоустройства» в России. Просмотрите призёров федеральных конкурсов благоустройства последних лет — в победителях будет минимум 5–10 проектов из республики. Но одно дело выигрывать конкурсы и получать финансирование, и совсем другое — воплощать идеи на месте. Последние годы этим активно занимается Наталья Фишман-Бекмамбетова, которая имеет статус помощника президента республики и полномочия, позволяющие ей следить как за эстетической составляющей проекта, так и за качеством его реализации.
Перенесёмся в Краснодар. Там на посту главного архитектора города уже несколько лет успешно следит за его обликом Наталья Машталир. За время её работы в городе разработан и внедряется дизайн-код, заметно очистились от визуального мусора центральные улицы, активно ведётся работа с общественными пространствами в центре и на периферии. Все проекты проходят общественные обсуждения, администрация собирает полные залы, а сами жители охотно вовлекаются в конструктивные дискуссии. И такая работа чиновника видна даже в городе, избалованном мегакачественным благоустройством, обеспеченным предпринимателем Сергеем Галицким.
Что же общего у этих примеров? Нужна личность, которая создаст ту самую коммуникацию, объединит жителей, экспертные сообщества и застройщиков, будет иметь достаточно полномочий для того, чтобы банально отправить неудовлетворительный проект (по итогам общественных слушаний или экспертной оценки) на переработку. Вроде всё очевидно, но не очень понятно, как же такое реализовать.
Конечно, таким человеком может (а возможно, и должен) стать главный архитектор города. Но пока на этой должности одной из основных обязанностей будет выдача разрешений на строительство, а главный архитектор города будет нести ответственность не за его эстетику, а за вопросы землепользования, ни о каком кураторстве облика города не может идти и речи. В нынешней конструкции главные архитекторы по карьерной лестнице идут не дальше в архитектуру, а чаще под следствие. В Краснодаре вопросы землепользования с главного архитектора сняли, и мы уже наблюдаем результат.
Ещё одним вариантом появления такого «суперурбаниста» может стать создание должности советника главы городской администрации по вопросам развития городской среды, некоего эксперта с необходимым списком полномочий и преференций, который сможет и порядок навести, и вернуть коммуникацию между всеми сторонами. Лично мне такой шаг в сложившейся ситуации видится более перспективным.
Ответственность за решение этого вопроса лежит, конечно, только на администрации города. Но потребность в этом решении уже не просто назрела, это уже обязательное условие адекватного развития городской среды, условие сохранения наследия, создания и поддержания нового облика нашего Ростова-на-Дону — южной столицы. Этому городу нужен новый герой!