Ждёт ли «Мишкино» судьба «Стройфарфора»

У кондитерской фабрики «Мишкино» из Ростовской области новый кредитор, опосредованно связанный с совладельцем «Альфа-Групп». История фабрики может пойти по сценарию, похожему на другие проекты этой структуры

ФОТО ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ
Основатель фабрики «Мишкино» Сергей Рызенко (крайний слева) взял кредит на 2,5 млрд рублей на проект у банка «Центр-инвест» в 2013 году. Спустя шесть лет долг отдавать стало нечем, и проект свернули
Читайте Monocle.ru в

Малоизвестная компания «Пир Финанс» из Москвы выкупила у банка «Центр-инвест» долг кондитерской фабрики «Мишкино», некогда крупнейшего на юге России производителя восточных сладостей. Два последних года фабрика находится в процедуре наблюдения. Если компания, связанная с владельцами «Альфы», будет управлять процессом банкротства, она сможет впоследствии стать его владельцем, а затем подготовить к продаже на выгодных условиях. Не исключён и запуск производства, однако до этого ещё далеко.

Новый кредитор старой фабрики

Согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», с 16 февраля этого года ООО «Пир Финанс» является залогодержателем имущества кондитерской фабрики «Мишкино», а залогодателем продолжает оставаться её основатель и единственный владелец Сергей Рызенко — бывший гендиректор и экс-совладелец ООО ПКФ «Атлантис-Пак».

«Пир Финанс» было зарегистрировано 9 декабря 2020 года. Владельцем компании через ООО «Гранд» является Александр Графов, который в настоящее время руководит ещё несколькими компаниями, и в их числе ООО «Петролизинг». Бенефициаром этого ООО является бизнесмен, председатель совета директоров Альфа-Банка (входит в «Альфа-Групп») Петр Авен.

Через две недели после регистрации, то есть 25 декабря, компания «Пир Финанс» подписала с банком «Центр-инвест» договор уступки права требования к кондитерской фабрике на общую сумму 1,367 млрд рублей и выкупила долг за 720 млн рублей.

В «Центр-инвесте» подтверждают, что «сделка успешно завершена», но сообщить подробности отказались. Ранее, как следует из материалов арбитражного дела, компания «Мишкино» брала в банке кредиты на общую сумму свыше 2 млрд рублей. Кредиты выдавались в 2017–2019 годах.

Кондитерская фабрика была построена в 2013 году и выпускала халву, щербет, козинаки, арахис и другие сладости под брендом «Мишкино счастье». Объём инвестиций в строительство предприятия составил 2,4 млрд рублей. В лучшие годы, по разным оценкам, продукция фабрики занимала до 3% рынка восточных сладостей.

Как рассказал один из сотрудников банка, знакомый с ситуацией на предприятии, у владельца фабрики Сергея Рызенко была своя стратегия развития, которая заключалась, в том числе, в выводе продукции на экспорт. В частности, на рынок Ближнего Востока. Однако этим планам не суждено было сбыться: «входной билет» был слишком дорог, так как для развития продаж на Востоке необходимо было серьёзно вкладывать средства в маркетинг. «У владельца было своё видение маркетинга и даже внешнего вида упаковки продукции. Однако это, что называется, не зашло. Маркетинг не был бизнес-ориентированным, и продукция плохо продавалась в сетях. Потом владелец решил развивать собственную розницу, но и этот план не сработал», — рассказал сотрудник.

В 2018 году Сергей Рызенко в интервью газете «Город N» отмечал, что финансовый кризис 2014–2015 годов привёл к двукратному росту себестоимости продукции. При этом цены на продукцию компании выросли сначала на 15%, а затем на 7%. На этом, по словам Рызенко, решили остановиться. А спустя полгода остановилась и сама фабрика «Мишкино». Это случилось в начале апреля 2019 года. Как тогда сообщалось в СМИ, производство было «временно приостановлено». При этом руководство «Мишкино» распродало продукцию на складе, а затем распустило сотрудников, оставив одну охрану.

В мае 2019 года Арбитражный суд Ростовской области ввёл процедуру наблюдения в отношении ООО «Кондитерская фабрика “Мишкино”» по заявлению индивидуального предпринимателя Артура Петросьянца. Фабрика задолжала ему 2,5 млн рублей за поставку сырья. В апреле того же года фабрика остановила производственную деятельность.

«Пир» во время банкротства

После подписания договора уступки права требования «Пир Финанс» сразу же обратился в суд с заявлением о замене кредитора в реестре требований. Но 11 января суд оставил его без движения, потому что компания не представила выписку о движении денежных средств за период с 9 по 25 декабря 2020 года в подтверждение своих финансовых возможностей оплатить сделку. К тому же суд обратил внимание «на отсутствие полной выписки из ЕГРЮЛ в отношении заявителя».

Компания устранила эти нарушения, и суд принял заявление в производство. К заседанию 31 марта «Пир Финанс» и банк «Центр-инвест» должны «представить доказательства государственной регистрации договора цессии по обязательству, обеспеченному залогом, доказательства передачи обществу документов, подтверждающие основания возникновения задолженности и акт приёма-передачи», говорится в материалах дела.

Помимо «Пир Финанса», основными кредиторами фабрики являются ООО «Инвест» (с суммой требований 532,8 млн рублей), ООО «АДК» (связано с «Астоном», 172 млн рублей). ООО «Ювента» продолжает оспаривать решение суда первой инстанции, который отказал ему во включении в реестр 1,5 млрд рублей (около 40% от всей реестровой задолженности).

Адвокат адвокатского бюро «Грата Интернешнл Ростов-на-Дону» Олег Крутов поясняет, что приобретение требований к должнику по договору цессии широко используется как механизм погашения обязательств должника перед отдельными кредиторами.

«Часто на практике цессионариями выступают лица, связанные с должником или его собственниками. Применительно к кондитерской фабрике “Мишкино” у нас нет точных сведений, содержащихся в реестре требований кредиторов. Возможно, цель нового кредитора — уменьшать количество голосов иных кредиторов, то есть установить контроль над процедурой наблюдения в целях принятия решения о дальнейшей стадии процесса банкротства, — говорит Олег Крутов. — Сегодня, в результате заключённой сделки, новый кредитор ООО “Пир Финанс” принимает в полном объёме права (требования) к должнику — ООО КФ “Мишкино”, а также в полном объёме права, по всем договорам, заключённым в обеспечение исполнения обязательств должника перед кредитором».

Присутствие «Альфы» может пойти на пользу

Наблюдатели предполагают, что «Пир Финанс» может быть связана с инвестиционной компанией «А1», которая входит в «Альфа-Групп». Впрочем, на запрос издания «Город N» в «А1» ответили, что никакого отношения к новому активу компания не имеет.

Наблюдатели предполагают, что «Пир Финанс» может быть связана с инвестиционной компанией «А1»

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев пояснил «Эксперту ЮГ», что компания «А1» не любит публичности в своей деятельности: «Если всё-таки здесь присутствует “А1”, связанная с Авеном, то, скорее всего, мы не будем знать ни инвестиционных целей, ни инвестиционных горизонтов, пока компания сама их не назовёт. По части истребования долгов компания ведёт себя жёстко и практически всегда все дела выигрывает».

В Ростовской области инвесткомпания «А1» отметилась по крайней мере одним громким приобретением. В 2014 году она получила контроль над 100% акций ОАО «Стройфарфор» (г. Шахты). До этого единственным собственником предприятия был создатель холдинга «Юнитайл» Лазарь Шаулов. Партнёром Шаулова и управляющим «Юнитайла» был известный в то время бизнесмен Леонид Маевский. Предприятия «Юнитайла» обанкротились в 2011 году, для вывода их из кризиса Шаулов привлёк Маевского, а в 2012 году с банками было подписано мировое соглашение. Оба предпринимателя затем конфликтовали, что не лучшим образом сказывалось на деятельности предприятия. Предметом спора были акции «Строфарфора», которые Маевский, ссылаясь на мировое соглашение, требовал себе.

Сбербанк тогда запустил исполнительное производство по долгам Шаулова, а затем представил судебным приставам пять исполнительных листов о взыскании с Шаулова 3,72 млрд рублей долга. «Стройфарфор» — крупнейший производитель облицовочной плитки в России. Сама компания оценивает свою долю на рынке облицовочных материалов в 25%.

Вскоре в ситуацию вмешалась «А1». Компания выпустила релиз, в котором пояснила: «имевшие место противоречия между менеджментом и собственником ОАО “Стройфарфор” мешали развитию компании и негативно влияли на стоимость бизнеса». «А1» планировало использовать опыт антикризисного управления для устранения негативных последствий конфликта. Компания выкупила долги «Стройфарфора» и других подразделений группы «Юнитайл» на 2,8 млрд рублей.

Впоследствии «А1» наладило на «Стройфарфоре» производство и новую сбытовую сеть.

Если компания решит вопрос с кредиторами «Мишкино», а затем приобретёт его имущество с торгов, то получит крупный актив, который в перспективе можно будет продать профильному инвестору.

В администрации Аксайского района, на территории которого находится фабрика «Мишкино», сообщили, что «наблюдают за развитием ситуации на предприятии по материалам суда». Там рассчитывают, что фабрика возобновит работу в этом году.