Как продвинулся Юг в повестке устойчивого развития

Андрей Бакеев
5 июля 2021, 00:00

На Юге компании-лидеры всё чаще согласовывают свои стратегии развития с целями устойчивого развития. Но тиражирование лучших практик требует системной работы и взаимодействия бизнеса, общества и власти, уверены участники первой конференции «ESG-риски для Юга России»

ФОТО «ЭКСПЕРТ-ЮГ»
Гендиректор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов (слева) считает, что в России идеология устойчивого развития уже легла в основу базовых стратегических документов, но этот процесс с опозданием доходит до регионов
Читайте Monocle.ru в

Ведущие компании Юга начинают соотносить свои стратегии развития с Целями устойчивого развития (ЦУР) ООН, разрабатывают ESG-стратегии (от англ environmental, social and governance — окружающая среда, социальные обязательства и управление). Спрос на развитие этой темы становится всё ощутимее. В южном регионе практика внедрения ESG-принципов в деятельность компаний только набирает силу и ещё нуждается в популяризации, считают участники первой конференции «ESG-риски для Юга России», организаторами которой выступили «Эксперт ЮГ» и Донской государственный технический университет (ДГТУ).

Глобальные цели и региональные задачи

Замминистра экономического развития Ростовской области Роман Шеховцов заметил, что глобальные ЦУР соотносятся с национальными целями РФ до 2030 года: сохранение здоровья населения и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный и эффективный труд, успешное предпринимательство, цифровая трансформация. «Конечно, Россия — страна огромная, все регионы разные, и они по-разному работают в рамках повестки устойчивого развития, — считает г-н Шеховцов. — Так, в нашей области концепция устойчивого развития была изначально заложена в стратегию развития до 2030 года, которая состоит из трёх политик — социальной, экономической и пространственной. Там, в частности, предусмотрено, что в регионе должны появляться новые отрасли, которые будут на подъёме и через 20-30 лет». Роман Шеховцов добавил, что в 2021 году губернатор Дона Василий Голубев дал старт по корректировке стратегии-2030, с учётом актуальных сейчас ESG-принципов.

Как рассказала руководитель Ростовстата, член правления общественной организации «Российская ассоциация статистиков» Марина Самойлова, за минувшие два года отечественная статистика прошла большой путь в работе с ЦУР. Самое главное — разработан национальный набор из 160 показателей к этим глобальным целям. «Они в полной мере накладываются на национальные проекты, цели развития РФ и на наши 44 региональных проекта, — уверена г-жа Самойлова. — Так, есть полная совместимость ЦУР и нацпроектов. В частности, проект “Демография” отражает пять из 17 Целей устойчивого развития, “Экология” — шесть, “Наука” — десять. Таким образом, видна очень важная вертикаль: от Целей ООН до национальной системы показателей, которая совмещена с национальными проектами и целями, а далее и с целями и проектами региональными». По её словам, материал, поданный через призму ЦУР, заставляет по-новому посмотреть на социально-экономические процессы, происходящие в конкретном субъекте России. «Мы провели серьёзную научно-поисковую работу, результаты которой представили во втором сборнике “Ростовская область — движение к Целям устойчивого развития: 2016–2020”», — добавила глава Ростовстата.

Председатель совета директоров КБ «Центр-инвест», руководитель проектной группы «ESG-банкинг» Ассоциации банков России Василий Высоков считает, что ESG-принципы управления становятся всё более популярными у государства, бизнеса и населения. «Если убрать риторику, хайп, то в сухом остатке ESG расширяет пространство учитываемых рисков и горизонт планирования в интересах нынешнего и будущих поколений», — говорит г-н Высоков. «Центр-инвест» подготовил и издал первый в России учебник «ESG-банкинг: made in Russia», сделал перевод на английский язык, который вызвал и удивление, и уважение зарубежных партнёров. Ассоциация банков России поддержала инициативу банка создать проектную группу «ESG-банкинг», одобрила разработанные практические рекомендации по внедрению ESG-банкинга в России, содержащие гибкую систему апробированных решений по таксономии, структуре и функциям управления, бизнес-стратегии ESG-банкинга, управлению ESG-рисками и представлению ESG-отчётности. Банк совместно с вузами юга России организовал конкурс «Я и ЦУР» и поддержал регулярное издание статистических сборников по теме движения региона к целям устойчивого развития.

ESG-ориентиры для лидеров бизнеса Юга

«Приверженность целям устойчивого развития, а также принципам ESG за последние годы стала основным ориентиром для бизнеса, стремящегося быть частью общемировой повестки, — говорит Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний “Филип Моррис Интернэшнл” (ФМИ) в России, председатель Южного регионального совета по корпоративному волонтёрству. — Устойчивое развитие для бизнеса — это системная работа по всем направлениям как внутри компании, так и во внешней среде, это даёт ощутимый экономический эффект не только для собственного бизнеса, но и для местных сообществ, регионов и страны в целом. Сегодня уже всем понятно, что задача бизнеса — не только приносить прибыль акционерам, но и помогать делать лучше общество в целом, совершенствуя принятые практики с учётом ситуации с экологией и широкой группы факторов, относящихся к повестке устойчивого развития».

По словам г-жи Андреевой, ЦУР ООН заложены в основу стратегии ведения бизнеса ФМИ на глобальном и локальном уровне. Для компании устойчивое развитие означает формирование долгосрочной ценности и снижение при этом отрицательных факторов, связанных с продукцией ФМИ, производством и цепочкой поставок. «И партнёрство в широком смысле этого слова является точкой опоры в этом процессе, — подчёркивает Алиса Андреева. — С 2017 года ФМИ в России публикует отчёт о деятельности в области устойчивого развития. Это — один из важнейших инструментов укрепления общественного доверия к нашей компании и конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами».

Сегодня уже всем понятно, что задача бизнеса — не только приносить прибыль акционерам

«К 2030 году мы планируем перерабатывать 100 процентов выпущенной нами упаковки, — рассказал региональный руководитель по взаимодействию с органами власти компании “Coca-Cola HBC Россия” Антон Калтыгин. — Эта цель глубоко интегрирована в бизнес-стратегию компании и соответствует 12-й ЦУР ООН (“Ответственное потребление и производство”). Мы не рассчитываем, что уже к 2030 году у нас вся упаковка начнёт перерабатываться, но каждый год мы отслеживаем показатели и немного увеличиваем объёмы».

По словам г-на Калтыгина, Coca-Cola как крупнейший в мире бренд по производству безалкогольных напитков также воспринимается и как глобальный загрязнитель, поставляющий горы стеклянной, пластиковой и алюминиевой тары. «Поэтому имидж, репутация — одни из главных факторов, мотивирующих нас развивать данное направление. Ещё один фактор — экономический: сырьё, полученное в результате переработки упаковки, стоит дешевле», — объяснил представитель «Coca-Cola HBC Россия».

Три из 17 ЦУР выбраны как приоритетные для Межрегионального научно-образовательного центра юга России (НОЦ юга России): ликвидация голода (цель №2 из списка ЦУР), обеспечение перехода к рациональным целям потребления (цель №12), принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями (цель №13), сообщила Иннесса Ефременко, проректор по перспективным программам и устойчивому развитию ДГТУ. Университет, по распоряжению губернатора Ростовской области, стал координатором создания НОЦ. «Миссия нашего научно-образовательного центра — формирование новой глобальной устойчивой продовольственной системы на принципах ESG, — сказала г-жа Ефременко. — Мы заложили их во все проекты. Например, совместно с ведущими институтами РАН создаём Южный центр водных ресурсов и аквакультуры. Другой проект — карбоновый полигон и сертифицированный центр для АПК по стандартам ESG в Краснодарском крае. Ещё один проект — Школа ключевых исследователей, руководителей лабораторий. Каждый из проектов южного НОЦ сфокусирован на достижении Целей устойчивого развития». Иннесса Ефременко добавила, что ДГТУ видит себя как университет устойчивого развития: «Мы формируем научную экосистему ДГТУ на горизонте до 2030 года с учётом достижения ЦУР».

По словам начальника финуправления ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика», главного технолога форсайт-движения Ростовской области Нины Морозовой, последнее исследование агентства «Эксперт РА» показало, что в России 80% компаний пока не воспринимают всерьёз ESG-практики, перспективы достижения ЦУР к 2030 году. Мешают, уверена г-жа Морозова, пять проблем. Первая — ЦУР не стали точкой пересборки политики и национальных планов развития. «Согласно отчёту Счётной палаты РФ о достижении ЦУР, только 8 из 17 глобальных целей соотносятся с майскими указами президента России», — добавила эксперт. Вторая проблема — отсутствует связь новых объявленных приоритетов с реальными действиями, имеют место дублирование мероприятий и инерция прошлых проектов. Третья проблема — недостаток финансирования и, как следствие, отставание от нужных темпов: по оценкам журнала Nature, из необходимых 7 трлн долларов ежегодно не хватает 2,5 трлн. Проблема номер четыре — формальное отношение бизнеса к ЦУР, который воспринимает эти цели как что-то абстрактное, оторванное от реальной жизни (если нет прямой связи со штрафами и ограничениями). Пятая проблема — российский потребитель ещё не готов платить больше за более экологичные товары. «Эта культура у нас только формируется и ещё не стала повсеместной практикой», — добавила эксперт.

По ее мнению, мотивировать развитие в области ESG в России могут новые подходы, инициативы, стандарты. «Нужно формировать финансовые и нефинансовые сервисы, — подытоживает Нина Морозова. — Например, это могла бы быть цифровая платформа для “зелёных” товаров и услуг. Кстати, по ESG- рейтингу российских регионов-2020 по социальному критерию Ростовская область была на 56 месте, почти на одном уровне с Калмыкией, которая по итогам рейтинга является аутсайдером. У Ростовской области в рейтинге в целом 34 место (из 83), что вряд ли можно назвать отличным результатом».

Партнёрами конференции стали компания «Филип Моррис сейлз энд маркетинг» (ФМСМ) в России и Донской государственный технический университет