Почему «Синара» развернулась на Дону

Евгений Ракуль
22 ноября 2021, 00:00

В этом году Ростовская область неожиданно получила целый букет проектов от группы «Синара». Сотрудничество региона с одной из крупнейших машиностроительных групп России — яркий пример лоббистских возможностей Дона, а также нового подхода к работе с инвестором

ИСТОЧНИК: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский (в центре) стал частым гостем в Ростовской области после возникновения интереса к региону со стороны председателя Совфеда РФ Валентины Матвиенко (слева)
Читайте Monocle.ru в

Стратегический договор между Ростовской областью и группой «Синара» в лице её владельца Дмитрия Пумпянского, заключённый 4 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума, по сути, является готовой «дорожной картой» для работы с любым крупным инвестором. Стандартная формулировка договора, в котором стороны «подтвердили взаимовыгодную заинтересованность в ряде региональных проектов» не должна смущать при наличии уверенного лоббистского ресурса. Аналогичный договор, например, «Синара» заключила и с Башкирией. Однако по-настоящему «выстрелило» крупными проектами именно на Дону. Опрошенные эксперты считают, что это новый уровень лоббистских возможностей региональных властей.

Трамвай для начала сотрудничества

Сотрудничество с регионом началось ещё до подписания соглашения на ПМЭФ. «Муниципальные власти Таганрога приняли решение о комплексной модернизации трамвайной сети. Мы предложили свои услуги», — рассказывал в интервью «Эксперту Урал» генеральный директор группы «Синары» Михаил Ходоровский. 25 мая нынешнего года компания «Синара — Городские транспортные решения» заключила концессионное соглашение о создании и эксплуатации трамвайной сети во втором по величине донском городе. В рамках проекта будут построены 45 км современных трамвайных путей и 80 остановочных комплексов, поставлено 60 единиц подвижного состава, а также восстановлены или отстроены заново тяговые подстанции, трамвайное депо и диспетчерский пункт.

Общий объём финансирования составляет 11,8 млрд рублей, из которых 2,58 млрд рублей инвестирует сам город, а остальные — «Синара-ГТР Таганрог» за счёт собственных средств и через привлечение кредитных ресурсов государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

По словам Михаила Ходоровского, частная концессионная инициатива по комплексной модернизации транспортной системы впервые реализована именно в Таганроге. В рабочей стадии проект по Челябинску («Синара — Транспортные машины» поставит 30 низкопольных трамваев до конца 2021 года), Мосгортрансу СТМ поставит 90 односекционных низкопольных трамваев и будет осуществлять их сервисное обслуживание в течение 30 лет. Идут переговоры с Пермью и Уфой. Предметное обсуждение модернизации трамвайной сети началось и с властями Ростова-на-Дону. Причём правительству Ростовской области уже одобрен инфраструктурный федеральный кредит на сумму более 15 млрд рублей для проектирования и строительства новых трамвайных путей в донской столице.

Пять направлений деятельности «Синары» на Дону

Согласно соглашению, подписанному с правительством Ростовской области, «Синара» приходит на Дон, чтобы сотрудничать в производственной и общественной сферах. В частности, соглашение предусматривает развитие потенциала донских предприятий по инжинирингу, производству, сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок. Это перекликается с основными видами деятельности «Синары», которые связаны с машиностроением, финансовыми услугами, девелопментом. В секторе транспортного машиностроения «Синара» способна закрыть любую нишу, включая высокоскоростной подвижной состав и современный городской транспорт.

Операционные направления работы группы (так сказано на её сайте) — туризм, агробизнес, энергетический бизнес. В группу входит 45 предприятий, в которых работает 37 тысяч сотрудников. Центральный офис находится в Екатеринбурге. Выручка компаний группы, по данным «Синары», составила 129,9 млрд рублей по итогам 2020 года, размер EBITDA — 14 млрд рублей.

Помимо профильных производств, стороны договорились о проектировании, строительстве и комплексном управлении объектами недвижимости. В договор вошёл и пункт о предоставлении «высокотехнологичных и удобных финансовых услуг» для предпринимателей и физических лиц, а также продвижение туристической отрасли и внедрение энергосберегающих технологий.

Стороны также подтвердили свое «стремление к кооперации в вопросах организации транспортного обслуживания населения», проживающего на территории региона.

По словам Дмитрия Пумпянского, соглашение свидетельствует в первую очередь о том, что власти региона «готовы к активным действиям, нацеленным на то, чтобы область модернизировалась, двигалась вперёд». Причём, как видно из соглашения, речь идёт о комплексном подходе, затрагивающем не только индустриальные и финансовые инициативы, но и общественно значимые.

Как показало время, партнёрство с «Синарой» стало вполне конкретным и результативным. При этом рассчитано оно как минимум до 2026 года.

Мозг промышленной экспансии

«Синара» хорошо знает возможности, инвестиционный климат Ростовской области. У «Синары» общие акционеры с Таганрогским металлургическим комбинатом («Тагмет»), который также реализует большие программы в регионе и уверенно себя чувствует, считает председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.

По его словам, компания пришла в регион с готовыми транспортными решениями, затрагивающими не только подвижной состав, но и остановочные комплексы, контактную сеть и благоустройство. После Таганрога на очереди модернизация транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону.

«Обращаю внимание, что “Синара” приходит не одна, а совместно с ВЭБ.РФ, который берётся за перспективные проекты, где нет сомнений в возврате средств, и за которым стоит государство и управленческий опыт бывшего вице-премьера Игоря Шувалова, — отмечает Игорь Бураков. — Это своего рода знак качества. А “Синара” — мозг и локомотив этой экспансии. Именно ВЭБ.РФ предоставит основной объём средств в рамках трёхстороннего соглашения по модернизации трамвайных путей в Таганроге».

Бураков указывает на то, что у сотрудничества «Синары» с донским регионом большой потенциал: сейчас, например, обсуждаются возможности локализации производств, связанных с транспортным машиностроением, как на действующих предприятиях Ростовской области, так и на новых площадках. Представители «Синары» изучали и девелоперский потенциал региона, поскольку, по словам Игоря Буракова, тому же «Тагмету» важно социальное самочувствие его работников, а отсюда и стремление благоустроить общественные пространства Таганрога.

Лоббистские возможности региона сегодня на максимуме

Опрошенные эксперты считают, что политика, безусловно, влияет на «внезапно» возникающий интерес со стороны крупных инвесторов к тем или иным регионам.

«Нетрудно заметить, что интерес “Синары” и Пумпянского к проектам в Ростовской области совпал по времени с переизбранием губернатора, с назначением нового сенатора от региона с большим опытом работы, а также с визитами на Дон спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко», — указывает политолог Дмитрий Абросимов. По его мнению, это взаимосвязанные вещи.

Одной из основных причин, связанных с интересами «Синары» к донскому региону, является и местный бизнес-климат. «Если под проектами нет экономики, то они никогда не состоятся, а под этими проектами в Ростовской области экономика есть», — считает Игорь Бураков.

«Проекты в сфере ГЧП имеют высокий потенциал, и такие проекты, что называется, уже “летают”, они позволяют сделать больше, чем государство может в одиночку, — говорит Игорь Бураков. — Причём при больших сроках окупаемости — свыше 14–15 лет. В рамках ГЧП инвесторы защищены на длинной дистанции».

По мнению Буракова, неслучайно и внимание председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко к Таганрогу. Этими вопросами активно занимается и сенатор от Ростовской области, первый заместитель Матвиенко Андрей Яцкин.

По словам источника «Эксперта ЮГ», близкого к полпредству президента в ЮФО, приход этого человека неслучаен. Уроженец Красноярска Андрей Яцкин заступил на должность сенатора от Ростовской области 23 сентября 2020 года. Ранее Яцкин представлял в верхней палате парламента федеральное правительство, а до этого занимал различные должности в администрации президента и даже был помощником Владимира Путина в 1999–2000 годах. Он никогда не работал в бизнес-структурах, всегда оставаясь на госслужбе. С Ростовской областью его ничего не связывает. На первом заседании Совета Федерации в сентябре 2020 года Яцкин сразу получил должность первого заместителя председателя.

По словам источника, человека готовили для этой должности, однако сенатором можно стать только от конкретного региона. Тогда выбор пал на Ростовскую область, где на новый срок был переизбран губернатор Василий Голубев. В это же время закончился срок полномочий у представляющего в Совфеде регион Владимира Лакунина. Бывший гендиректор региональной компании «Каменскволокно» Лакунин, разумеется, не обладал теми связями и лоббистскими возможностями, которыми обладает Яцкин. «Иметь такого представителя, да ещё и на такой должности в высшем законодательном органе страны, мечтает не один регион, однако в ходе неизвестных широкой общественности договорённостей он стал представлять именно Дон», — говорит источник.

Примечательно, что в начале сентября того же года на Дон с официальным визитом посетила сама Валентина Матвиенко. Тогда визит читался в том ключе, что губернатор Голубев перед выборами заручается поддержкой федеральных властей. Председатель Совфеда побывала в Таганроге, посетив несколько предприятий, включая «Тагмет», который входит в Трубную металлургическую компанию (ТМК) Дмитрия Пумпянского.

В марте 2021 года Таганрог снова посещали высокие гости, включая г-на Пумпянского. На этот раз Совет Федерации в ходе визита представлял именно Андрей Яцкин. Темой стало развитие Таганрога как туристического центра. Параллельно с развитием этого направления город ждёт и масштабная реконструкция стоимостью 66 млрд рублей. Об источниках финансирования программы пока не сообщается, но, учитывая объекты инфраструктуры, которые будут затронуты (новый водовод, ремонт фасадов домов исторического центра, перестройка линий электропередач, благоустройство скверов и парков, а также модернизация трамвайной сети), можно сделать вывод, что это средства местного бюджета, федеральные деньги, а также внебюджетные источники в лице частных компаний.

«Синара» в данном случае лишь одна из них. Однако её приход на Дон уже по-своему уникален. Например, формат ГЧП, в рамках которого реализуется проект в Таганроге, впервые применяется в России. Не исключено, что этот опыт в дальнейшем будут тиражировать по всей стране. Для региона же «локализация» такого крупного инвестора в сотрудничестве с финансовой госкорпорацией ВЭБ.РФ станет своего рода маркером, который определяет дальнейшую инвестиционную и экономическую политику.