Зачем заниматься креативными индустриями во время кризиса

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
22 ноября 2021, 00:00

В конце сентября правительство РФ утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года. Она опоздала лет на пятнадцать. Было безумием браться за развитие инноваций без понимания роли креативных индустрий

Читайте Monocle.ru в

С концепцией также вышло распоряжение, рекомендующее органам исполнительной власти в регионах разработать комплекс мер, направленных на развитие указанных индустрий, а также отра­зить принципы принятой концепции в стратегиях социально-экономического развития. В регионы эта тема приходит пока избирательно, в работу её взяли, кажется, только лидеры. Например, в Краснодарском крае концепция развития креативных индустрий уже разработана консорциумом «Леонтьевский центр-AV Group» и лежит на утверждении. Раньше в регионах были концепции развития культуры, вбиравшие в себя мероприятия нацпроекта «Культура», за которым присматривает Минкульт. Но уже в нацпроекте были задачи, которые этому министерству явно не по силам. Например, «Создание условий для реализации творческого потенциала нации». В концепции развития креативных индустрий «возможность для самореализации и развития талантов» стоит уже рядом с «успешным предпринимательством» — то есть тема явно смещается в область экономики. И на региональном уровне уже идёт дискуссия о том, кто будет новые программы курировать — Минкульт, который на уровне регионов и в своей-то сфере не особенно прогрессивен, Минэкономики или даже департаменты, которые занимаются развитием МСП?

Новая концепция довольно чётко очерчивает сферы, которые понимаются как креативные. В некоторых из них мы уже сегодня наблюдаем бурный рост. Например, современные медиа и создание цифрового контента. Фактически под эти формулировки подпадает весь ИТ-сектор, а также весь круг занятых в создании контента для соцсетей — а кто в нём сегодня не занят? Результаты работы этого сектора уже наглядны. Так, по итогам исследования быстрорастущих компаний юга России за 2020 год «Эксперт ЮГ» обнаружил целую когорту ИТ-компаний-«газелей». С прикладными творческими индустриями уже сложнее, потому что архитектура неотделима от строительства, гастрономия — от общепита, индустрия моды — от легпрома. Трудно в одночасье начать считать все эти сферы креативными. А уж когда мы доходим до индустрий, основанных на искусстве, становится совсем сложно представить, что именно сюда сегодня зазывают массы.

Вообще интерес государства к культурным индустриям может показаться кому-то блажью либо работой в большей степени социального характера. В каком-то смысле так и есть. Аргументация такая. Всё, что может быть подвергнуто цифровизации и роботизации, скорее всего, в обозримой перспективе будет им подвергнуто. Фактически это означает «сокращение до половины рабочих мест», как сказано в концепции. Именно деятельность, в которой есть творческая составляющая, менее всего автоматизируема. Смотрится это как призыв в культуру. Но на практике он выглядит довольно парадоксально. Потому что целый ряд сегментов этих уважаемых индустрий не просто не ассоциируется с успехом, они ассоциируются с вечной нищетой и неблагополучием, в которых может погрязнуть и весьма благополучный человек, если будет недостаточно осторожен. Чтобы в этих сферах получить истории успеха, пригодные для тиражирования, лучше бы туда сначала погрузиться и такие истории создать. Потому что те примеры, которые там есть сегодня, это примеры человеческой готовности переносить реальные лишения ради возможности быть художником, музыкантом, писателем, а героизм — это то, что никогда не будет массовым.

В октябре этого года «Эксперт ЮГ» начал проект «Созидатели Юга 2021: лидеры креативных индустрий» — проект поддержан Президентским фондом культурных индустрий. Задач две — показать тех лидеров, которые уже работают в сферах, связанных с искусством, а также обсудить с ними, как эти самые индустрии в регионе их проживания развивать. Опыт общения с первыми лидерами культурных индустрий показывает, что многие из них находятся вне какого бы то ни было диалога с региональными властями. Они часто реализуют проекты, позволяющие региону звучать на федеральном, а то и мировом уровне — но этого, как правило, недостаточно для того, чтобы региональные чиновники, принимающие решения, захотели познакомиться с ними, выслушать их идеи, тем более их поддержать. А если деятель культуры ещё и как-то связан с современным искусством, то велика вероятность, что профильные чиновники на него будут смотреть как на беса. И это наше наследие, из которого нужно, по идее, каким-то образом перескочить в режим развития.

А в мире креативные индустрии — самая растущая отрасль. Это тренд, который не сильно зависит от региональных чиновников. Поэтому есть точка зрения, что эти индустрии вырастут сами, даже если не делать ничего для их поддержки. Потому что большие тренды приходят, хочешь ты того или нет. Просто не факт, что именно в ваш регион. По сути, концепция нужна для того, чтобы регионы не пропустили этого роста. Чтобы они сделали минимум, который пристало делать в современном мире для развития среды. В современном мире, например, уже неприлично не понимать, какое значение имеет современное искусство для городской среды, какое значение имеет архитектурный облик городов, культурное предложение городов для разных внешних и внутренних аудиторий.

Но сейчас, пока никто ещё не погружался в детали концепции, отметим её важное гуманитарное значение — она может хоть немного перенаправить внимание элит от «железа» к человеку. Она задаёт правильную повестку, смещая внимание с бесчеловечных квадратных метров и тонн зерна к результатам интеллектуальной деятельности, за которыми всегда стоит конкретная творческая личность.

Эта концепция, строго говоря, опоздала лет на пятнадцать. Было безумием браться за развитие инноваций без понимания роли креативных индустрий.