К креативным (творческим) отраслям принято относить виды деятельности, основанные на использовании интеллектуальной собственности1: реклама и маркетинг; архитектура; ремёсла; промышленный и графический дизайн, создание моделей одежды; кинематография, ТВ, видео, радио и фотография; разработка ПО, сервисов, приложений, игр; издательское дело и пресса; музеи, галереи, библиотеки; музыка, театр, искусство.
Поскольку не на каждый творческий результат оформляются интеллектуальные права, то в качестве индикаторов творческой активности используют показатели по выбранным видам креативной деятельности (креативные индустрии), занятости (креативные профессии), внешней торговли (креативные товары и услуги) и пространственным характеристикам (креативные кластеры)2.
Креативность — способность создавать новые формы, новые идеи, новые представления, новые цели, находить новые, нестандартные решения. Эти качества нужны во всех видах деятельности, и их роль возрастает в экономике трансформаций — постоянных изменениях в условиях непрерывных кризисов. Современному бизнесу нужны креативные собственники, менеджеры, сотрудники, партнёры и клиенты.
У южан креативность заложена генетически (смешение наций и народов), исторически (жизнь во враждебном окружении) и имеет более прагматическую направленность. Южане очень осторожно относятся к «просто изменениям», но всегда готовы поддержать и использовать те инновации, которые дают практический результат. Попробуем креативно оценить проблемы развития креативных индустрий на юге России.
Доходы населения
Креативная деятельность может начинаться при любом уровне доходов, но получает своё общественное признание («на меня билеты проданы!») там, где в обществе больше доходов. Денежных доходы южан (кроме Краснодарского края) отстают от среднероссийских значений на 15-30%, а от Москвы — в три раза. Можно предположить, что и возможности для развития креативных индустрий в столице выше.
Креативность юга России проявляется в том, что доля доходов от предпринимательской деятельности на Юге почти в два раза выше, чем в среднем по стране и в три раза выше, чем в Москве. Предпринимательство — главная сфера креативности на юге России. У южан:
- доля доходов от предпринимательской деятельности в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране, и в 2 раза выше, чем в столице;
- ниже доля доходов от собственности (в 3-4 раза), от оплаты труда (в 1,5 раза);
- в два раза выше доля социальных выплат (спасибо пенсионерам);
- традиционно высока доля прочих денежных поступлений (в 5 — 9 раз), но это не теневые доходы, а креативные услуги южан гостям и туристам, которые Росстат не может идентифицировать.
Расходы населения
Невысокие доходы используются прежде всего на удовлетворение первоочередных потребностей: покупка товаров и оплата услуг на Юге отбирает чуть больше (на 10-15%), чем в среднем по России, а москвичи тратят на эти цели на 10% меньше, чем россияне. Аналогично доля в расходах домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия у южан на 25-30% ниже средних показателей по России, а у москвичей — на 30% выше. Доля расходов на образование у жителей Юга выше среднероссийских показателей в 1,5 —2,8 раза. Родители заботятся о креативном и компетентном будущем своих детей.
Численность сотрудников и оплата труда в креативной сфере
Оплата труда в сфере дополнительного образования детей, в вузах, учреждениях культуры на Юге на 20-30% ниже, чем в среднем по стране, и почти в 3 раза ниже, чем в столице. Научные сотрудники на Юге получают в 1,6 раза больше средних по стране показателей, но и эта зарплата по-прежнему в два раза ниже, чем в Москве. Соответственно численность занятых в научной сфере составляет (в пересчёте на численность населения) составляет треть от средних значений по стране и в 5-10 раз ниже доли научного персонала и исследователей в Москве. У южан есть два способа поднять креативность в науке: запросить больше бюджетных средств, либо сделать науку более предпринимательской.
В Ростовской области развитый ИТ-сектор с высокими зарплатами, но региональная статистика не выделяет показатели оплаты труда в этом секторе.
Патенты
Патенты являются доказательством интеллектуальных прав на креативные решения.
Но по количеству заявок и выданных патентов (в пересчете на душу населения) Юг отстаёт от средних значений по стране на 60-40%, а от Москвы в 4-5 раз. На этом фоне резко выделяется Краснодарский край, где число поданных и выданных патентных заявок на полезные модели в 1,3 раза выше средних значений.
Культурный креатив
Среди других индикаторов официальной статистики следует отметить, что на Юге посещений театров, музеев, библиотек на 10-15% меньше средних по стране и в три раза ниже, чем в Москве. Работникам культуры приходится больше проявлять креативность для повышения креативного влияния на жителей, бизнес и власть. Поскольку все СМИ в основном являются федеральными, на Юге издаётся лишь 1/10 часть выпускаемых в стране газет.
Креативное самосознание
В цепочке «креативная индустрия — образование — НИОКР — производство — потребление» надо оптимально распределить ресурсы между всеми звеньями креативного процесса3. Традиционных ресурсов (деньги, люди) на Юге немного, поэтому креативное мышление требует использовать другие преимущества региона: креативную предпринимательскую активность, природу и климат для продвижения научных идей, локализации лучшей мировой практики. Было бы здорово, если бы и создатели креативных пространств, бизнес и власть осознали всю креативную траекторию для юга России4.
Креативная тропа для юга России
Сегодня конкуренция идёт не просто за специалиста, а за креативного специалиста, способного предложить и реализовать решение проблемы. Как всегда, на Юге есть потенциал, но потенциал — это как платоническая любовь: разговоры без роста рождаемости.
В России осенью принята стратегия развития креативных индустрий. Стратегия направлена на решение общероссийских проблем, а креативная тропа для юга России — направить креативный потенциал на развитие производства товаров и услуг, которые стали бы глобально конкурентоспособными. В регионе легче выстроить цепочку от креативных индустрий к производству и потреблению. В регионе такие цепочки сталкиваются с большим количеством рисков. «Но тот, кто не струсил, и вёсел не бросил, тот землю свою найдёт».