Шторм на Кубани всколыхнул рынок нефти

Павел Тамагут
4 апреля 2022, 00:00

Из-за сильных штормов на Чёрном море близ Новороссийска пострадала система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Авария поставила под угрозу не только экспорт в страны Европы, но и всю нефтегазовую отрасль Казахстана. Эксперты склоняются к мысли, что остановка терминала КТК — один из рычагов давления на Запад.

news.astr.ru
Гендиректор «КТК-Р» Николай Горбань считает, что отгрузка нефти с терминала в апреле снизится в пять раз

Авария на нефтеналивном терминале АО «КТК-Р», крупнейшем в России экспортном терминале совместной казахстано-российской компании, произошла под Новороссийском в ночь на 23 марта из-за шторма.

Была полностью приостановлена отгрузка нефти. По данным главы компании Николая Горбаня, в результате этого отгрузки нефти на терминале снизятся в марте и апреле до пяти раз. Отгрузка нефти на морском терминале полностью остановлена. Месячные поставки с КТК составляют порядка 5,5 млн тонн нефти. Примечательно, что основные получатели нефти — это Италия, Франция, Испания и США. «Проведение ремонтов, вероятно, займёт продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, а также ожиданием номинации танкеров для промывки»,— отметил Горбань.

По итогам внеочередной инспекции после завершения шторма выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. «В связи с этим принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. Своевременное выявление неисправности позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря», — заявили накануне в пресс-службе консорциума.

Ситуация с утечкой нефти в море под Новороссийском и ранее возникала применительно к Южной Озереевке, где находится терминал. Так, 7 августа прошлого года здесь произошло ЧП, связанное с разливом нефти. Как сообщал Росморречфлот, при погрузке на греческий танкер Minerva Symphony из выносного причального устройства терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) «произошёл залповый выброс сырой нефти в акваторию Черного моря».

По сведениям КТК, причиной аварии тогда стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Площадь загрязнения составила 200 кв. м. Объём топлива, попавшего в море, оценили в 12 кубометров. Разлив был локализован с помощью боновых заграждений, также проводились работы по сбору нефти. Последствия разлива удалось быстро купировать. Росприроднадзор оценил ущерб от него почти в 5,3 млрд рублей. Соответствующий иск подан в арбитражный суд Краснодарского края.

Экология оказалась важнее бизнеса

Каспийский трубопроводный консорциум — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием компаний России, Казахстана, а также ведущих иностранных добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации Каспийского магистрального нефтепровода протяжённостью более 1,5 тысячи км. В нефтепровод поступает нефть в основном с месторождений Западного Казахстана, а также сырьё российских производителей. Нефть транспортируется до морского терминала компании в посёлке Южная Озереевка (западнее Новороссийска), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

Основным акционером компании является государство, 24% акций у Росимущества. Ещё 19% акций владеет Казахстан в лице национальной компании «КазМунайГаз». 15% принадлежат американской Chevron. Всего в проекте задействовано 11 акционеров из разных стран.

«КТК-Р» — один из крупнейших налогоплательщиков Краснодарского края. При этом компания находится на шестом месте в рэнкинге крупнейших компаний ЮФО, составленном АЦ «Эксперт ЮГ». Выручка компании по итогам 2020 года составила 120,9 млрд рублей, чистая прибыль — 57,8 млрд.

По мнению председателя президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашида Жаксылыкова, авария поставила под угрозу всю нефтегазовую отрасль страны, то есть примерно 40% всех поступлений в бюджет. Всего два года назад на КТК был проведён капитальный ремонт.

КТК в прошлом году отгрузил 585 танкеров (60,7 млн тонн нефти). Большую часть поставили казахстанские грузоотправители — 53 млн тонн, ещё 7,7 млн тонн поступило с территории России. Пропускная способность нефтепровода КТК на данный момент составляет 67 млн тонн нефти в год, а к 2023 году должна достичь 80 млн.

Инцидент на КТК может серьёзно сказаться на рынках нефти, заявил вице-премьер РФ Александр Новак в ходе «правительственного часа» в Госдуме. По его словам, через КТК поставлялось около 1,1 млн баррелей нефти в сутки, восстановление работы КТК после аварии может занять полтора-два месяца. В этот период такой объём нефти на мировые рынки теперь может не поставляться, что серьёзно отразится на мировой торговле нефтью, подчеркнул Новак. «Мы будем внимательно следить за тем, чтобы наши коллеги, которые управляют Каспийским трубопроводным консорциумом, обеспечили экологическую составляющую, чтобы не было никаких разливов в этой акватории, и во-вторых, чтобы обеспечили техническое восстановление работы соответствующих причалов», — сказал Александр Новак.

Проблемы только начинаются: нет комплектующих

Остановка отгрузки нефти по трубопроводу КТК приведёт к серьёзным проблемам в деятельности европейских НПЗ. С высокой долей вероятности это станет аргументом для ЕС в пользу того, чтобы отказаться от санкций из-за украинского кризиса по отношению к российскому нефтегазовому комплексу. В противном случае можно ожидать роста котировок и до 300 долларов за баррель, считают аналитики, опрошенные «Известиями». Нарушение поставок приведёт к необходимости перестраивать всю систему логистики углеводородных ресурсов, что отразится на рынках нефти и газа в других регионах мира, отмечают эксперты.

Ремонт двух повреждённых выносных причальных устройств на терминале КТК в Чёрном море может занять 1,5–2 месяца, заявил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

Согласно заявлению консорциума, в распоряжении «КТК-Р» имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. «Однако контрактование поставки запчастей ВПУ при текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения», — отмечается в сообщении. Компания прорабатывает вопрос замещения иностранного оборудования, но пока конкретных результатов нет.

По словам главы Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, авария на отгрузочном комплексе КТК потенциально может убрать с рынка 1 млн баррелей нефти, которая транспортировалась по этому маршруту из Казахстана. В этом случае отгрузка казахстанской нефти может пойти альтернативными маршрутами: через порт Усть-Луга в Ленинградской области или через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан.

Глава консорциума не зря сделал акцент на комплектующих, поставка которых сегодня затруднена из-за санкций. По словам управляющего партнёра WMT Consult Екатерины Косаревой, иностранные компании, которые из-за санкций отказываются поставлять необходимое оборудование для ремонта, делают только хуже европейским потребителям. Остановка отгрузки станет серьёзным испытанием для НПЗ Юго-Западной Европы, подчеркнула она в разговоре с «Известями».

Остановка отгрузки как вариант предупреждения санкций

Таким образом, санкции в отношении России могут вызвать нехватку дизельного топлива и вынудить европейские власти ввести нормы потребления топлива. В целом же рост цен на энергоресурсы в мире, по словам Новака, будет непредсказуемым — если против нефти и газа России будут вводиться санкции, без российских углеводородов случится коллапс.

Прерывание детальности КТК вкупе с угрозой введения санкций против нефтяного экспорта из России создаёт большую угрозу для рыночной конъюнктуры, говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. По его словам, ограничительные меры против России могут лишить Европу 2,7 млн баррелей нефти в сутки и 1 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Европа при этом потребляет около 13 млн баррелей жидких углеводородов в сутки. Потеря более чем трети импорта (российская нефть плюс сырьё КТК) может привести к коллапсу экономики.

Ситуацию усугубляет отказ Саудовской Аравии и других ближневосточных монархий распечатывать резервные мощности и увеличивать экспорт сырья. Других источников, способных в короткие сроки компенсировать выбывающие с рынка объёмы, сегодня в мире нет, добавил Андрианов.

Таким образом, авария на Кубани и последовавшее за этим ограничение поставок консорциума на рынок может стать решающим аргументом в пользу того, чтобы Европа отказалась от резких шагов по отношению к российскому нефтегазовому сектору.