«Ростсельмаш» начинает промышленный редевелопмент в Таганроге

Евгений Ракуль
30 мая 2022, 00:00

Дивизион прицепной и навесной техники «Ростсельмаш» переезжает из Ростова в Таганрог, где в четыре этапа за 1,5 млрд рублей запустят производственный процесс на руинах бывшего автозавода «ТагАЗ»

«РОСТСЕЛЬМАШ»
Совладельцы «Ростсельмаш» (слева направо) Юрий Рязанов, Дмитрий Удрас, губернатор Ростовской области Василий Голубев и гендирек овладельцы «Ростсельмаш» (слева направо) Юрий Рязанов, Дмитрий Удрас, губернатор Ростовской области Василий Голубев и гендиректор «Клевера» Александр Виноградов

В Таганроге стартовало строительство завода по производству прицепной и навесной техники «Ростсельмаш» (производитель — аффилированное с предприятием АО «Клевер») на площадке бывшего завода «ТагАЗ». Символический первый камень в основание нового предприятия заложили совладельцы холдинга «Новое содружество» (в него входит «Ростсельмаш») Дмитрий Удрас, Юрий Рязанов, а также губернатор Ростовской области Василий Голубев.

В прошлом году «Ростсельмаш» также приступил к «перенастройке» промплощадки в Ростове-на-Дону, где в советское время строили завод «Копнитель». Теперь здесь строят тракторный завод. В Таганроге же будут выпускать и новые самоходные опрыскиватели, которые ранее также собирались производить в Ростове на площадке бывшего завода СИТО (станкоинструмента и техоснастки). В дальнейшем в Таганрог переедут оборудование и персонал из Ростова. Новое предприятие будет выпускать до 5 тысяч единиц техники в год.

«Ростсельмаш» определился с назначением филиала

О том, что на территории бывшего завода «ТагАЗ» в Таганроге «Ростсельмаш» планирует создавать новое производство, стало известно в начале года. Первоначально речь шла о выпуске коммунальной и сельскохозяйственной техники. Со слов Василия Голубева тогда же стали известны финансовые параметры проекта — 1,5-2 млрд рублей.

Сегодня известно, что филиал дивизиона прицепной и навесной техники «Ростсельмаш» в Таганроге займёт часть территории, принадлежавшей сначала Таганрогскому автомобильному заводу, который существовал с 1998 по 2014 год. Примечательно, что сам ТагАЗ был построен на мощностях комбайнового Таганрогского комбайнового завода, который в советское время выпускал навесное оборудование для сельхозмашин (жатки, культиваторы), а затем собрал первый в СССР самоходный комбайн «Сталинец-4». В дальнейшем на его базе создано Государственное специальное конструкторское бюро по зерноуборочным машинам (ГСКБ), и последующие модели самоходных комбайнов, которые производились на «Ростсельмаше», вплоть до СК-5 «Нива» в начале 1970-х, были разработаны именно здесь.

В 1990-е годы предприятие обанкротилось, а его площади заняла производственная площадка первого на Юге автомобильного завода, который был рассчитан на выпуск 180 тысяч машин в год. Однако с момента появления и до банкротства предприятия после кризиса 2008 года на ТагАЗе было произведено не более 110 тысяч машин. Специализацией предприятия стала отвёрточная сборка массовых моделей корейских брендов Daewoo и Hyundai, а также нескольких китайских моделей. В 2014 году завод был закрыт, в отношении юрлица введена процедура банкротства. Затем территорию площадью в 170 гектаров постепенно распродали с торгов. Сейчас здесь размещено, например, производство теплиц и ряд других мелких производств и торговых объектов.

В декабре 2021 года холдинг «Новое содружество» приобрел территорию порядка 80 гектаров бывшего ТагАЗа вместе с административными и производственными зданиями. Это первая попытка реанимировать именно сельхозмашиностроительное направление на бывшем заводе.

«Клевер» пересаживают в Таганрог

АО «Клевер» — машиностроительная компания, принадлежащая в равных долях основателям «Нового содружества» Дмитрию Удрасу, Юрию Рязанову и Константину Бабкину. Офис компании расположен в Ростове-на-Дону. Производственные площадки находятся как в Ростове, так и в Морозовске Ростовской области. По данным ассоциации «Росагромаш», компания входит в первую пятёрку российских производителей сельскохозяйственной техники.

В настоящее время компания «Клевер» выпускает 50 наименований и свыше 100 модификаций прицепной и навесной техники (кормозаготовительной, зерноперерабатывающей, коммунальной техники и адаптеров для комбайнов), которая продаётся в России и экспортируется. По данным ИАС Seldon.Basis, выручка АО «Клевер» по итогам 2021 года составила 10,1 млрд рублей, чистая прибыль — 1,8 млрд рублей.

Техника производства компании «Клевер» включена в государственную программу субсидирования, в рамках которой компания реализует продукцию со скидкой до 20%.

В ходе торжественного мероприятия по закладке первого камня в пятницу 13 мая стало известно, что, помимо прицепного и навесного оборудования, проект предусматривает также выпуск самоходных опрыскивателей. Ранее их выпуск планировался на площадке ныне недействующего завода СИТО в Ростове (расположен между заводом «Клевер» и строящимся тракторным заводом). В этот проект «Ростсельмаш» рассчитывал инвестировать порядка 500 млн рублей. По словам одного из руководителей предприятия, действующие площади «Клевера» и бывшего завода СИТО недостаточны для организации масштабного производства.

По словам гендиректора «Клевера» Александра Виноградова, в Таганрог планируется перебазировать основную часть станочного парка, а также ряд сотрудников. Планируется набрать также до 500 человек. Весь проект стоимостью 1,5 млрд рублей должен быть реализован в несколько этапов.

В Таганроге создадут производство полного цикла

Как рассказал на презентации проекта Александр Виноградов, запуск нового предприятия будет разбит на четыре этапа. Запуск первой очереди намечен на апрель 2023 года. Он подразумевает запуск раскройно-заготовительного и сварно-сборочного цехов общей площадью свыше 60 тысяч кв. м, а также социально-бытового комплекса. В 2022 году инвестор организует периметр производства, охрану и административно-бытовой комплекс, проведёт набор персонала (около 80 человек) для подготовки к запуску, закупит транспорт и инвентарь. Здесь также проведут техническую экспертизу и реконструкцию зданий и сооружений, подключат коммуникации и восстановят инфраструктуру.

В 2023 году проведут закупку и монтаж технологического и энергоснабжающего оборудования (красочная линия, трансформаторные и распределительные подстанции, насосные станции, котельная). Именно на этот год планируется запуск производства.

На втором этапе инвестор планирует создать испытательный полигон для сельхозтехники. Третий этап подразумевает запуск литейного производства для выпуска комплектующих, а также складов и экспериментальных цехов. На четвёртом этапе (ориентировочно после 2024 года) компания планирует расширить производственные мощности до 5 тысяч единиц в год. На предприятии будут выпускаться пять видов техники: почвообрабатывающая, кормоуборочная, зерноперерабатывающая, самоходные и прицепные опрыскиватели, а также адаптеры для комбайнов.

К 2025 году объёмы выручки предприятия должны будут составить 3 млрд рублей. Общая численность сотрудников предприятия после реализации первого этапа проекта составит около 500 человек, в общей сложности на новом производстве предполагается создать около 1,5 тысячи рабочих мест.

«Мы рассчитываем постепенно перенести часть производства с ростовской производственной площадки в Таганрог и к 2025 году обеспечить выпуск порядка пяти тысяч единиц готовой продукции в год, — заявил Александр Виноградов. — В денежном эквиваленте это около трёх миллиардов рублей в год, с перспективой ежегодного увеличения на 10-15 процентов. Также компания планирует организовать в Таганроге производство новых видов техники, таких, например, как самоходные опрыскиватели».

«Со строительством этого завода, введением новых мощностей мы сможем расширить линейку выпускаемых видов агротехники. “Ростсельмаш” традиционно производит машины для сельского хозяйства, и мы расширяемся, планируем наполнить рынок новыми видами востребованной у селян техники», — отметил Дмитрий Удрас.

По словам главы региона, проект получил поддержку правительства области. Скорее всего, он может быть включён в реестр региональных инвестпроектов для дальнейшего получения льготы по налогу на прибыль.

По словам депутата гордумы Таганрога Владимира Карагодина, запуск нового предприятия на территории бывшего ТагАЗа позволит снова ввести в промышленный оборот пустующие цеха, создаст дополнительные рабочие места и станет подспорьем муниципальному бюджету. По его словам, при выборе площадки для размещения свою роль сыграло наличие готовой промышленной инфраструктуры, включая железную дорогу. «Второй момент — наличие в городе квалифицированных кадров. Здесь осталось много промпредприятий, на которых работает сильный инженерный состав», — отметил депутат.