В 2021 году принят новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», с 2022 года начала действовать госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. Объём финансирования до 2024 года — 724 млрд рублей. Туристическая отрасль получила новые инвестиционные инструменты, а также грантовую поддержку МСБ и общественных инициатив, связанных с развитием туристических маршрутов, которой ранее попросту не существовало. Готовится также проект туристического мастер-плана всей страны — абсолютно нового для России документа.
Уже по итогам 2021 года «Эксперт ЮГ» увидел в своём исследовании крупнейших инвестпроектов юга России, что объём инвестиций в туризм региона вырос за год в три раза. Это стало реакцией на возросший уже в период пандемии внутренний спрос на отдых и на «атомизацию» мира. Нынешняя эпоха санкций и ограничений на перемещения за границу открыла ещё больше перспектив для развития туризма в России. Согласно скорректированному в начале года плану правительства, количество турпоездок до 2035 года должно вырасти в три раза, а количество поездок иностранцев — в восемь. Средняя численность работников туриндустрии должна вырасти втрое, а количество номеров в классифицированных отелях в 1,2 раза.
Новая экономическая и политическая реальность, санкции и ограниченное авиасообщение с зарубежьем на руку отечественной отрасли, несмотря на то, что большинству участников рынка сейчас трудно. Фактически создаётся основа для нового туристического бума, в ходе которого внутренний потребитель должен открыть для себя ранее не известные ему уголки страны, в том числе и на Юге.
2,3 трлн рублей для новой сферы экономического роста
Одна из главных целей нацпроекта по туризму — создание условий для увеличения инвестиций бизнеса в отрасль. Повысить инвестиционную привлекательность предлагается за счёт введения специального режима развития территорий, налоговых льгот, программы льготного заёмного финансирования на строительство и модернизацию коллективных средств размещения. Предполагаются господдержка маркетинга и продвижения туристских продуктов, снятие административных и законодательных барьеров, а также господдержка развития обеспечивающей инфраструктуры туризма.
Закрытие границ создаёт дополнительные преимущества для всех внутренних направлений. «Если предположить, что границы откроют, то всё равно положительная динамика на внутреннем рынке сохранится. Инвесторам и руководителям регионов необходимо ловить момент для вложений во внутренний туризм. Сейчас подписана мечта любого инвестора — постановление о субсидировании льготных кредитов на развитие внутреннего и въездного туризма», — считает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), мнение которой приводит СберМедиа в своём исследовании индекса внутреннего туризма.
Порядка 60% населения России не выезжают за пределы своего региона, тогда как в США в год на человека приходится семь внутренних поездок, а в Китае — четыре
Сейчас российский туризм на фоне лидеров рынка находится на очень скромных позициях. Так, для сравнения, по данным правительства РФ, порядка 60% населения России не выезжают за пределы своего региона, тогда как в США в год на человека приходится семь внутренних поездок, а в Китае — четыре. Зато Россия при этом входит в пятёрку лидеров по выездному туризму россияне тратят в зарубежных поездках порядка 36 млрд долларов ежегодно. При этом Россию в качестве страны для турпоездки воспринимают далеко не все — страна находится на 35-м месте в мире по этому показателю, а туристы из дальнего зарубежья приносят 7 млрд долларов.
Причина, по мнению вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в незнании потенциальных туристических возможностей других регионов России и отсутствии привычки ездить по собственной стране, что и создало диспропорцию в соотношении выездного и въездного туризма. Чтобы выправить ситуацию, был принят нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». На его реализацию до 2030 года правительство РФ планирует потратить 529 млрд рублей из федерального бюджета и ещё 72 млрд рублей из региональных средств. В планах привлечь не менее 1,7 трлн рублей частных инвестиций. За счет этого предполагается построить 582 объекта, в число которых входят 298 гостиниц и санаториев, а также 284 комплексных туристических проекта. Это горнолыжные, бальнеологические, развлекательные и пляжные комплексы.
По словам независимого эксперта по маркетингу и туризму, общественного представителя АСИ в Ростовской области Елены Ищенко, начальный этап реализации нацпроекта можно будет оценить нынешней осенью, но настрой уже позитивный по двум причинам. «В национальном проекте по туризму заложено много сильных разумных решений, есть такие ключевые меры, что заложены впервые и никогда не применялись в отрасли, например, создание туристических мастер-планов территорий, — поясняет Ищенко. — В таких документах обязательно есть и маркетинговая часть: кто туда приедет и зачем, как доберётся, сколько это будет стоить, на что они будут тратить деньги. Важно, что там сразу заложены и дизайн-код, и код культурного наследия, чтобы не было диссонанса. Готовится даже проект туристического мастер-плана всей страны — такого уровня документа в России для туризма никогда не делалось».
Туристический мастер-план развития страны должен стать концептуальным документом, в котором необходимо связать воедино ключевые существующие и новые точки развития, маршруты, все виды транспорта, максимально допустимую загрузку гостиниц и курортов и многое другое. Это одна из ближайших задач нацпроекта. Ростуризм представит этот документ в конце года, говорит Елена Ищенко. В итоге обычному туристу будут обеспечены не только доступ к информации о путешествиях по стране, но и удобная логистика до места отдыха и основных точек показа.
Второе — национальный проект охватывает три больших блока: развитие туринфраструктуры, повышение ценовой доступности отдыха и работу над правовым регулированием отрасли. Представители госструктур и экспертного сообщества синхронизируются в своем видении развития отрасли по всем этим направлениям. «Такое единодушие в последние годы возникало нечасто, поэтому есть шанс, что туризм в России выйдет на принципиально новый уровень», — считает Елена Ищенко.
Частные инвестиции в туризм на Юге подходят к 500 млрд
Инвестиции в туризм на Юге в последние годы беспрерывно увеличивались. По подсчетам «Эксперта ЮГ», по итогам 2021 года топ-лист крупнейших туристических инвестпроектов ЮФО (до 300 млн рублей) вырос многократно. Если в 2020 году таких проектов насчитывалось 25, то в последнем исследовании туристическая отрасль аккумулирует в себе уже 46 проектов, восемь из которых попали в итоговый топ-50. Разница в планируемом объеме инвестиций ещё заметнее — 293,3 млрд рублей против 72 млрд рублей годом ранее. Таким образом, объём инвестиций вырос более чем в четыре раза, а доля в общей стоимости проектов в сфере туризма относительно проектов всего рэнкинга достигла 6%, хотя годом ранее туризм довольствовался долей в 1,5%.
Прошедший в июне Петербургский экономический форум привнёс в инвестпортфель Юга новые проекты на сумму около 200 млрд рублей, что является беспрецедентными тратами для «потребительской» отрасли.
Во главе инвестиционного процесса выступает управляющая компания «Мантера-групп», близкая к экс-губернатору и министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачёву. В своём портфеле по итогам прошлого года она имела проекты на сумму свыше 54 млрд рублей. Среди их туристические проекты на Дальнем Востоке (казино в игорной зоне, отели и гольф-курорт) на 38 млрд рублей, также на ПМЭФ-21 было заявлено о проекте парка развлечений «Ялта-парк» в Крыму стоимостью 16 млрд рублей. В этом году «Мантера-групп» объявила на ПМЭФ, что построит в Сочи центр гастротуризма и три отеля за 68 млрд рублей. Известно, что под один из комплексов переделают здание адлерского санатория «Известия» Появятся также объекты и в Красной Поляне — горнолыжный обучающий центр, апартаменты и шале.
Кроме того, различные инвесторы в Сочи построят объекты туристической инфраструктуры за 42,6 млрд рублей. Так, Объединённая судостроительная корпорация намерена в Лазаревском районе на месте бывшей судоверфи создать гостиничный комплекс с аквапарком за 5 млрд рублей. ООО «УК “Югтехнедвижимость”» Темирлана Тайгибова построит ресторанно-гостиничный комплекс за 15,6 млрд рублей. В том же Лазаревском районе другой инвестор возведёт ещё три гостиничных комплекса стоимостью 22 млрд рублей.
Петербургский экономический форум привнёс в инвестпортфель Юга новые проекты на сумму около 200 млрд рублей
Крупнейший по объёму инвестиций туристический проект появится в Крыму. ГК «Монолит» создаст в Евпатории туристический комплекс «Золотые пески» стоимостью 59,3 млрд рублей. Ожидается, что ежегодный турпоток возрастёт на 500 тысяч человек с момента реализации проекта. Будет создана набережная, места отдыха, апартаменты, квартиры.
В Бахчисарайском районе Крыма ООО «Специализированный застройщик “Таврическая девелоперская компания”» возведёт жилищно-рекреационный комплекс за 25 млрд рублей. Инвестор построит 500 тысяч кв. м жилья минимум на 15 тысяч жителей. Комплекс будет снабжён социальной инфраструктурой — школой на 1,8 тысячи учеников и детскими садами на 900 мест.
Напомним, что ранее самым дорогостоящий проектом Крыма до недавнего времени был курортный комплекс «Мойнаки» в той же Евпатории, где ООО «Славянский дом» и ООО «Симферопольская девелоперская компания» планируют инвестировать в комплексное развитие территории на берегу озера Мойнаки порядка 37 млрд рублей.
«Туризм.РФ» заходит в капитал крупных инвесторов
Особенность этого года — участие госкорпорации в капитале крупных проектов на Юге. В частности, в Адыгее НАО «Красная Поляна» строит всесезонный горный курорт «Лагонаки» стоимостью 35 млрд рублей. Год назад инвестор в подробной презентации рассказывал о том, что построит 36 км горнолыжных трасс, сноу-парк, гостиницы на 3 тысячи номеров и другую туристическую инфраструктуру до 2025 года. Гендиректор НАО Андрей Круковский тогда заметил, что проект реализуется под государственные гарантии «Туризм.РФ», а в случае финансовых затруднений инвесторов его достроит государство. Что именно означают государственные гарантии, стало понятно только в конце нынешнего мая. «Туризм.РФ» получила долю в 25% в уставном капитале ООО «Лагонаки» (также создано в мае) — управляющей компании по развитию курорта. Остальные 75% у ООО «Резорт Инвестмент», которое, в свою очередь, входит в структуру НАО «Красная поляна».
Активность госкорпорации «Туризм.РФ» на Юге не исчерпывается только проектом в Адыгее. Так, уже в начале июня ПАО «Абрау Дюрсо» (производитель вина и одноимённый курорт на Черноморском побережье) стало учредителем ООО «Визит Абрау», которое займётся созданием туристического кластера всероссийского значения. Общий объём инвестиций за 10 лет — 15 млрд рублей. Туристический поток на этом направлении составит 1 млн человек ежегодно.
Госкорпорация становится «фаст-треком» для инвесторов и способствует быстрому вводу в эксплуатацию объекта, отмечал на презентации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в конце апреля Сергей Суханов, генеральный директор «Туризм.РФ». Основой её деятельности станет удобная цифровая платформа с подробными планами, информационными лотами. Часть функций будет доступна уже в этом году, а всего в ближайших планах корпорации — создание 582 новых объектов, 298 гостиниц и санаториев, 284 комплексных проекта с полной инфраструктурой — дорогами, энергоснабжением.
Отвечает госкорпорация и за межотраслевое сотрудничество с ведомствами и региональными программами. Так, в рамках проекта уже задействовано более 10 министерств, каждое из которых выполняет свою функцию в создании полноценной туристической инфраструктуры.
В будущем не исключён выпуск туристических облигаций, механизм которых будет работать по аналогии с облигациями инфраструктурного займа.
Нацпроект дал новые инструменты поддержки
Нацпроект по развитию туризма — это комплекс отраслевых мер поддержки на конкурсной основе. Обращает на себя внимание широта субсидируемых направлений поддержки: «Совершенствование управления в сфере туризма», «Повышение доступности туристических услуг» и «Развитие туристской инфраструктуры».
По данным правительства РФ, поддержку закрепят и на законодательном уровне. Уже в этом году в Госдуму будет внесён проект нового закона о туризме. В нем будут отражены изменения стандартов туристической отрасли с учётом современных реалий — стандартов для обустройства пляжей, кемпингов, туристических маршрутов, речных круизов, экологических маршрутов и даже «арктического туризма».
Большая роль отведена цифровизации отрасли — в части развития сервисов бронирования. Уже в этом году люди получат доступ к информации о 40 тысячах туробъектов на едином портале, а в дальнейшем платформенные решения позволят строить маршруты, выбирать и комплексные туристические продукты, отели, экскурсии. Так, например, в марте в России запустили сервис «Давай» (компания-разработчик — «Турмашина»). С его помощью можно купить билет, выбрать отель и приобрести экскурсии от местных поставщиков, не прибегая к помощи сторонних сайтов. Ранее на рынок платформ для путешествий вышли даже правительство Москвы (Russpass) и Росатом.
«В2С-порталы бронирования отелей, квартир и апартаментов — большая ниша, — говорит Нелли Шатова, генеральный директор управляющей компании “Визант Груп”. — Она требует больших инвестиций и хорошей команды разработчиков и продуктологов. Для многих городских отелей, у которых доля продаж booking.com была высокой, есть стимул развивать новые каналы продаж. Немаловажно, что на рынке появляются топ-менеджеры с операционным опытом работы в иностранных компаниях — нам точно есть чему у них поучиться».
«Мы видим заинтересованность власти в развитии туризма, — считает Татьяна Нечепаева, генеральный директор компании “Рейна-Тур Нтв”. — Это видно даже в цифрах: если в 2018 году финансирование отрасли из бюджета составляло 3,7 миллиарда рублей, то к 2022 году оно выросло до 64 миллиардов рублей. Последние два года пандемии и сегодняшняя ситуация в регионе, при закрытом аэропорте и отсутствии мест на поезда, обнажили эти проблемы, и для многих они стали нерешаемыми. Много игроков ушло с рынка. Гостям региона сегодня трудно попасть в Ростов даже при желании, поэтому многие отели имеют проблемы с загрузкой. Сегодня в нашей сфере, особенно в регионах, в основном работают малые и средние предприятия с упрощённой системой налогообложения. При этом отельный бизнес очень турбулентный, зависимый от многих факторов, сезонных в том числе».
По её словам, разовые субсидии не решают глобальные проблемы, стоящие перед отраслью. «Чтобы туризм стал рентабельным, пора внедрять отраслевую налоговую систему, которая, кстати, раньше была и в туризме, как в приоритетной сфере, пока её не отменили», — говорит Татьяна Нечепаева. Кадровый вопрос в отрасли стоит очень остро. Туризм — отрасль очень ресурсоемкая по количеству рабочих мест, причем с не сильно высокой квалификацией. Примерно 80% кадров требуется переквалификация, около 30% кадров в принципе не хватает.
Брендовые маршруты — следующий шаг развития
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, до 2024 года планируется аккредитовать более тысячи туристических маршрутов по всей стране. Подчёркивается, что это не просто направления отдыха, а полноценные маршруты «под ключ», в которых предусмотрено всё: объекты показа, гостиницы, пункты питания и т.д.
Кроме того, сейчас должно завершиться строительство уже выделенных туристических кластеров, и в рамках программы начнётся развитие макротерриторий, которые должны стать туристическим каркасом страны. Всего выделено 12 таких макротерриторий, и уже в этом году работы будут проведены по трём мастер-планам — Крым (включая Севастополь), Дальний Восток и Золотое кольцо.
Итогом нацпроекта должно стать увеличение количества турпоездок по стране до 140 млн к 2030 году (в 2019 году их было 65 млн). За этим автоматически должно последовать и увеличение количества рабочих мест — с 2,5 млн в 2019 году до 4,7 млн в 2030 году, и увеличение в два раза экспорта туристических услуг —до 22,5 млрд долларов к 2030.
Впрочем, объективными сложностями на данном этапе выступают ограничения на полёты в южные аэропорты в связи с проведением специальной военной операции. Из 11 аэропортов, куда запрещены полёты, три (Анапа, Геленджик, Сифмерополь) непосредственно связаны с туристическими направлениями. Краснодарский и ростовский, одни из крупнейших в стране, также пока находятся в подвешенном состоянии. Скорее всего, в ближайшие месяцы их деятельность не будет разблокирована, что серьёзно отразится на трафике в «высокий» сезон.
Юг России в топе у туристов
И тем не менее, самым востребованным направлением у российского туриста был и остаётся Юг страны. По словам гендиректора турагентства «Меридиан» Татьяны Дзюбан, государство предприняло меры и для увеличения поездок из разных регионов России на южное побережье. Как следствие, например, возросло количество поездов и частота рейсов на Юг, что уже приносит первые плоды. Так, например, Дагестан вошёл в топ-10 самых интересных туристических маршрутов в России.
Каждое лето на Юг отправляется более 20 млн туристов. Например, в этом году Кубань рассчитывает принять около 16 млн (до закрытия аэропортов называлась цифра свыше 17 млн), а Крым — до 9 млн туристов. При этом уже свыше 4 млн человек побывало в этих регионов в период майских праздников и в начале лета.
Нужно отметить, что для долгосрочного планирования бизнеса, связанного с туризмом, нужна внятная аналитическая база, которая учитывала бы массу параметров — от количества туристов из дальних регионов до выручки компаний туристического сектора. Сбер предпринял такую попытку, составив индекс внутреннего туризма регионов на основе больших данных. Общий индекс региона складывался из нескольких категорий, в которые, например, были включены общее количество туристов, годовой прирост туристов до пандемии и за время пандемии, объём трат в пересчёте на среднего отдыхающего, количество туристов из дальних регионов, продолжительность поездки и как раз выручка компаний турсектора. В десятку наиболее динамичных с точки зрения развития туризма регионов попали четыре региона Юга — Астраханская и Ростовская области, Краснодарский край и Дагестан. Крым по причине отсутствия деятельности Сбера в этом регионе остался за пределами рейтинга. Все эти регионы показывают высокие по российским меркам темпы прироста турпотока (не менее 31%) и трат (не менее 51%).
Инвестиционные инструменты для всех видов бизнеса
Стоит отметить, что пока в туризм формально инвестирует в основном крупный бизнес — это, по словам Дмитрия Чернышенко, связано с тем, что большая часть отрасли «находится в тени», поэтому инвестировать в неё решается только крупный бизнес, который может «перекрыть свои риски другими проектами».
Основной акцент в ближайшее время должен быть сделан на государственно-частное партнёрство, доступные кредиты, выделение больших площадей под развитие и быструю застройку, госинвестиции, а самое главное — на так называемое коробочное решение. Это чёткий и прозрачный инструмент инвестиций от заявки до воплощения, когда инвестора поддерживают на всех этапах.
Уже сейчас, например, развитию инфраструктуры туризма содействуют грантовые программы Ростуризма, запущенные в конце марта. На всю грантовую поддержку предусмотрено 3,5 млрд рублей в рамках нацпроекта. Поддержка оказывается предпринимателям на создание модульных некапитальных средств размещения — кемпингов и автокемпингов, предусматривает реализацию общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры (обустройство пляжей и национальных туристических маршрутов), а также поддержку предпринимателей, которые развивают туристическую инфраструктуру в своих регионах.
«Льготное кредитование на создание качественной туристической инфраструктуры — такой меры у нас раньше не было! — говорит Татьяна Нечепаева. — Надеюсь, на туризм начнут смотреть, как на стратегическую отрасль экономики, а инвесторы будут рассматривать индустрию гостеприимства как рынок, в который можно выгодно и удобно вкладывать средства. Инвесторы смогут получить ставку по кредитам от трёх процентов годовых на строительство новых и реконструкцию существующих отелей — на эту меру в нацпроекте заложено порядка 100 миллиардов рублей на 10 лет. При этом заявленные параметры касаются в большей степени крупных объектов и инвестиций. По моему представлению, надо снизить этот порог и дать возможность инвестировать в отели от 50 номеров. Нужны и льготные кредиты на реновацию существующих отелей».
По словам Нелли Шатовой, сейчас на отельном рынке настаёт время российских брендов. «Мы видим большой потенциал развития внутреннего туризма и определили для себя несколько ключевых точек роста, — говорит Шатова. — В то время, когда иностранные отельные бренды приостанавливают деятельность, у российского рынка есть уникальная возможность заполнить эту нишу и развивать собственные бренды, расширять их, создавать франшизу. Сегмент midscale-отелей в Крыму, качественные отели на Кавказе, агро и экотуризм, развитие экскурсионных услуг, создание принимающих компаний в туристических регионах — вот фронт работ уже на ближайшую перспективу. Здесь мы всегда ориентируемся на мировые тренды, поскольку они опережают российский рынок. Это осознанное потребление, забота о здоровье и эконаправление».
Немаловажным является и приведение к международным стандартам памятников культурного наследия. За последние несколько лет было принято огромное количество мер по развитию внутреннего туризма. Так, например, всем полюбившаяся программа «Кэшбэк» открыла для многих туристов разные направления, включая юг России. Теперь можно забронировать маршруты и путёвки со скидкой до 20% и получить кэшбэк на карту платёжной системы «Мир».
Следующие бонусы будут доступны в октябре, что также поможет развитию внутреннего туризма именно в период межсезонья (ноябрь, декабрь, февраль), говорит Татьяна Дзюбан. «Спрос достаточно большой, поэтому правительство выделило средства на увеличение числа номеров в гостинице, необходимую реконструкцию номеров, постройку новых объектов размещения (глэмпинги, мини-отели и отели, которым нужна реставрация)», — напоминает она.
Впрочем, по словам Елены Ищенко, развитию массового внутреннего туризма сегодня мешают два обстоятельства: потеря в доходах для подавляющей части населения, а также низкая операционная рентабельность гостиничного бизнеса — не выше 5% в рублях. Текущая ситуация может привести к тому, что рынок разделится на две части — потребление в сегменте luxury с высокой добавленной стоимостью и потребление в сегменте эконом-класса с минимальной маржой, предупреждает эксперт. Сохранятся MICE сегмент, конгресс-туризм и выставки и bleisure (business + leisure) который соединяет конгресс-туризм и развлечения.