Идея создания музея Ростова-на-Дону высказывалась различными градоначальниками ещё с 2015 года. Сначала глава администрации Ростова Сергей Горбань (2014-2016) собирался открывать музей в историческом здании на углу переулка Соборного и улицы Шаумяна. Затем, после многочисленных обращений общественников, которые просили спасти от сноса красивейшее здание на улице Московской, 72, возникла идея переоборудовать под музей именно его. Идею подхватил и следующий мэр города Виталий Кушнарёв (2016-2019), однако до конца довести её не успел — в апреле 2019 года он покинул свой пост без объяснения причин.
Наконец, в августе 2020 года администрацией было принято окончательное решение создании музея истории Ростова-на-Дону. Как отмечали общественники, единственного краеведческого и других музеев, слабо связанных с историей города, для миллионного Ростова недостаточно. Необходимо место, где люди могли бы узнать полную историю донской столицы с момента её образования до наших дней, а не отдельные эпизоды. Этой цели и должен послужить музей истории города, который ориентировочно откроется в 2024-2025 годах в известном на весь город «Доме с ангелами» на улице Московской (бывший доходный дом наследников купца Максимова или «дом Кисина»), пребывающем сейчас в аварийном состоянии. В ноябре 2021 года здание законсервировали, а сегодня ведутся работы по разработки проекта его реставрации.
Тем не менее, формально музей Ростова уже создан и даже назначен его гендиректор — Сергей Гордиенко. Историк по образованию (магистр истории), до этого он работал замдиректора по научной и экскурсионной работе Исторического парка «Россия — моя история», а ранее — на различных должностях в управлении Минкультуры России по ЮФО и СКФО. Пока что музей функционирует на базе парка «Россия — моя история». «Эксперт ЮГ» поговорил с Гордиенко о миссии музея и о живой истории.
Город дозрел до музея имени себя
— В чём состоит смысл создания музея Ростова, на ваш взгляд?
— Музей — это тот самый краеугольный камень, до которого «дозревает» любой город или любая группа людей, которая хочет сохранить свою идентичность, то, что позволяет нам быть нами. Вот когда мы понимаем, что у нас есть особые точки соприкосновения, мы пытаемся каким-то образом их выразить. И по моему мнению, когда в 19 веке в Ростове благодаря тогдашнему градоначальнику Андрею Матвеевичу Байкову было инициировано создание городского музея, это было сделано неспроста.
Наш город богатый, купеческий, развивающийся. Он должен транслировать свои смыслы вовне и вовнутрь. Посредством чего? Памяти о тех действиях, которые на территории этого города происходили. Человек что-то создавал, образовывались предприятия, учебные заведения, какие-то феномены появлялись внутри города. Весь этот нарратив — огромный, устный, фольклорный — должен обрести какую-то форму. В настоящее время он обретает форму в отдельных организациях — на крупных предприятиях, таких, как «Ростсельмаш», в ведомственных организациях, учебных заведениях и других почти у каждой структуры есть музей.
Ростов — это одна большая семья, корпорация, которая созрела для того, чтобы то обилие информации, которое у нас есть, преобразовалось в то, что мы могли бы показать вовне и сказать: «Это — мы, в таком многообразии».
Мы не переводим людей от одного краеведа к другому, от одного экскурсовода к другому. Мы создаём то место, которое транслировало бы мысли о Ростове, в котором мы сможем сами себя представить такими, какими мы хотели бы, чтобы нас видели. Так что первая цель музея — объединяющая, вторая — элемент просвещения и, разумеется, сохранение нашего наследия, а также досугово-познавательной деятельностью, когда можно в непринуждённой форме провести время с пользой для себя.
Город от «древних времён» до современности
— Каким всё-таки будет музей истории Ростова?
— Администрация города сейчас работает над проектом реставрации и приспособления под создание музея дома по адресу улица Московская, 72. Это трёхэтажное с подвалом здание общей площадью 2013 квадратных метров. Это одно из красивейших зданий, которое можно представить себе в нашем городе, находится в центре, центральней не придумаешь.
— Уже понятно, какой будет экспозиция музея?
— Экспозиция не может родиться до того, как у нас появятся предметы. В настоящее время мы собрали уже более тысячи экземпляров, причём совершенно разных. Одно время мне казалось, что мы будем собирать только документы и фотографии, потому что их легче всего передать, но я заблуждался. Люди принесли много исторических предметов: фотоаппараты, проигрыватели, стулья, шкафы, пианино. Внутри экспозиции мы постараемся показать историю Ростова от начала зарождения города и до наших дней. К сожалению, сегодня цельной картины истории Ростова-на-Дону в одном месте не представлено. Мы хотим создать такую экспозицию, которая смогла бы раскрыть сам Ростов. Чтобы человек приехал и мог увидеть историю города, написанную в лицах горожан, в предметах, идеях и делах.
В дальнейшем мы планируем пополнять фонды музея за счёт археологических коллекций. В настоящее время, когда проходят археологические раскопки, культурного слоя города 18-19 веков, он не очень-то интересен музеям города, как правило, они не принимают предметы этого периода, считая материал расходным и малозначимым. Но то, что я вижу среди материалов, порой уникально для истории Ростова. Например, археолог Игорь Николаевич Парусимов, проводя раскопки на территории некрополя Кизитиринского городища, нашёл один из первых водопроводов Нахичевани и много иных примет раннего развития нашего города.
Экспозиционная часть будет построена от 1749 года (даты основания крепости св. Дмитрия Ростовского) до наших дней. Я разбиваю эту историю примерно на девять тематических зон, которые могли бы объединить определённые этапы развития нашего города.
В отдельном зале мы проиллюстрируем предысторию развития местности, в которой родился наш город. Почему это очень важно и интересно? Нужно, чтобы человек понимал, что это место было обжитое. Наш город располагается в таком месте, где люди хотели жить и жили, жили долго, продолжительно и возвращались на это место. Здесь появился город неспроста, а тем более наш город, который состоит из множества населённых пунктов — Ростов, Нахичевань, Нижнегниловская и Александровская станицы — огромный конгломерат, который продолжает расширяться. Экспозиция раскроет все эти этапы, будет и задел на будущее. Мне всегда в музеях не хватает последнего слова-продолжения. Ты выходишь на современность — и история заканчивается. Но мне бы хотелось, чтобы мы видели дальше — куда развивается город? Если музей создан, он обращён в будущее.
— Во сколько обойдётся создание музея?
— Сейчас администрацией выделены 44 миллиона на разработку проектно-сметной документации. Здание очень непростое, проектировщик занимается разработкой конструктивных решений внутри и снаружи здания. Я думаю, когда ПСД полностью завершат, мы будем понимать, какая сумма потребуется на реставрацию. Сейчас я не могу даже приблизительно сказать, потому что здание нестандартное. Сложность в том, что это объект культурного наследия регионального значения, в связи с чем должны быть соблюдены жёсткие нормы и правила, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия.
— Что будет в археологической зоне музея?
— Мы надеемся, что сможем получить все необходимые документы для принятия археологических предметов. С ними есть определённые нюансы: они находятся в государственной собственности, они от неё неотделимы, а для хранения государственной собственности необходимо получить очень много разрешительных документов. Мы сейчас ведём по этому поводу работу, консультируемся с надзорными организациями в этой сфере и, в принципе, пока мы не видим причин, почему мы не можем этим направлением заниматься.
Музей — это тот самый краеугольный камень, до которого дозревает любой город или любая группа людей, которая хочет сохранить свою идентичность
Мы планируем локализовать временной и территориальный отрезок археологических предметов, которые будут поступать в наш музей, чтобы не сложилось впечатление, что мы подменяем собой краеведческий музей, который занимается более широкими историческими пластами по всей области. Пока мы будем собирать предметы с момента образования таможни до 20-х годов 20 века. Мы также будем формировать более ранние коллекции, связанные с памятниками на территории Ростова-на-Дону. Древнейшие из них, которые мне известны, это бронзовый век — так называемые Левенцовское и Каратаевское городища, которые можно было бы показывать даже с выездом на место. Если на этих территориях возобновятся археологические экспедиции и мы сможем сформировать фонды так, чтобы мы могли принимать эти предметы, мы будем их принимать.
Есть ещё интересные объекты. У нас прокладывались трамвайные пути по улице Станиславского. Это тот самый приятный пример, когда археологическое сообщество и строители работали рука об руку и получили интересные результаты. Речь идёт об исследовании двух территорий, связанных с меотскими городищами. Были сделаны интереснейшие находки, которые позволяют расширить наше представление о народах, проживавших на территории современного Ростова, в начале нашей эры.
В последующем, когда музей будет существовать, мы получим реальную возможность создавать и поддерживать «археологические окна» (музеефицированный археологический слой в черте города), открыть их и презентовать. Участки на улице Станиславского хорошо законсервировали и, в принципе, их вполне можно расконсервировать и показать, снабдив пояснительными элементами. Но это должно делаться на высоком профессиональном уровне музеефикации и соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и музейной деятельности.
Экспонаты для музея буквально под ногами
— Осенью 2021 года в «Доме ангелов» на Московской, где должен открыться музей, администрация совместно с общественниками провела субботник и законсервировала здание. В тот день вы там нашли экспонаты. Помните, какие именно?
— Конечно, помню. У нас таких предметов много, но мы трепетно относимся к каждому из них. Предметы, которые были обнаружены в Доме с ангелами, можно разбить на несколько групп. Мы нашли посуду шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов, взяли ряд печатной литературы, которая была очень специфической для своего времени — девяностых годов. Опять же, она находилась внутри дома, и мне кажется, что в дальнейшем это будет интересные экспонаты. И, наверное, очень знаковый элемент — мы смогли сохранить отопительную батарею. Если она будет пригодна для современного использования, я думаю, мы сможем установить её в определённом зале экспозиции. Было бы здорово, если бы мы смогли такой элемент сохранить и представить.
Есть вещи, которые уходят безвозвратно, если на них не обращать внимания. Например, в Ростове XIX века около многих домов была коновязь. Где сейчас коновязи? Раньше по городу было огромное количество водяных колонок. А где они сейчас есть? Этот элемент себя изжил, как и газовые или фотогеновые фонари. Вы же тоже их не наблюдаете, хотя одно время город был ими усеян. Но «кто-то» посчитал, что они уже не нужны, и история просто вычеркнула их из нашего города.
— Многие здания в Ростове сносят. Можно ли брать экспонаты из домов, которые всё равно обречены на снос?
— Есть случаи, когда тот или иной предмет, находящийся внутри здания или на нём, может представлять историческую ценность для самого города, но свой функционал уже не выполняет. Идеальный вариант — когда делается реплика предмета, её помещают на само здание, а сам исторический предмет, который необходимо сохранить, передают в музей. Такой путь я считаю правильным, логично передать исторический предмет в музей, а на его место поставить реплику, указав, что оригинал находится в музее истории города. У нас был опыт, который мы в первый раз попробовали совместно с общественной организацией «Мой фасад». С одного из зданий, которое попадает под снос, мы сняли козырёк 1872 года.
Многие люди полагают, что музей — это только экспозиция. Нет, экспозиция — вершина айсберга. Музей — это прежде всего хранение, систематизация, учет, поддержание в состоянии, которое было бы пригодно для визуализации, научное осмысление и реставрация. И это огромная работа.
— Директор Пушкинского музея в Москве Марина Лошак говорила в одном из интервью, что она против интерактивных сенсорных экранов в музее. По её мнению, этим сегодня никого не удивить. Что насчёт музея истории Ростова? Ждать ли интерактива и мультимедиа?
— Мне кажется, что музей — это прежде всего предметы, это о предметах, это через предметы. Но есть элементы, которые позволяют нам дополнительно что-то узнать. Например, у вас есть дневник воспоминаний, и его читает человек, который был связан с этой семьей. Или когда вы видите, например, военную форму, размещённую на манекене с оружием. Совершенно другое дело, когда вы можете посмотреть на оцифрованного человека, на его движения, на функционал, применение оружия.
Что ещё интересно, вот есть у нас экскурсовод, но есть же и аудиогид. Это удобство, это комфорт. Это то, что позволяет тебе погрузиться в эту атмосферу, если ты хочешь побыть наедине с предметами. Но если ты достаточно некомпетентен, и тебе нужно пояснение гораздо более глубокое, чем то, что размещено в аннотации к предмету, то хорошо, когда есть дополненная реальность, и ты можешь увидеть, кто им пользовался и в каком случае. Интерактив позволяет более компетентно раскрыть определённые темы, я сейчас не говорю о развлекательной составляющей, которая позволяет человека вовлечь. Когда говорят, что в музее должно быть меньше мультимедиа, наверное, это говорит директор музея-заповедника, у которого территория позволяет делать человека сопричастным. Это ландшафты, водоемы, пространство, где ты гуляешь. Упускать такую возможность, когда ты находишься внутри городской среды и не можешь в этом вопросе развернуться, было бы, на мой взгляд, неверным.
Есть Ростов купеческий. Это лоск, богатство напоказ. Но были и люди, которые за 20 рублей весь год работали. Музей должен быть таким, чтобы можно было показать разные судьбы
Философия музея и полное погружение в контекст
— Есть ли в других городах проекты, на которые стоит равняться?
— Есть музеи, в которые пришёл, пробежался, глянул и забыл. А бывает, пришёл в музей и каждый раз о нём думаешь. Одним из таких музеев стала «Городская панорама» в Казани. Я ни разу не видел, чтобы на лестничном марше (между этажами экспозиции) была показана история города, переходы от одной ипостаси к другой, от одного правителя к другому. И это просто по лестничному маршу проходишь. Заходишь посмотреть экспозицию — и попадаешь на корабль. Это в большей степени мультимедиа, чем музей, но сама по себе история классная. Ты плывёшь на корабле, который движется, поворачивает, а по обеим сторонам — берега Волги. Это атмосферно, это захватывает.
Или в Тюмени меня поразил момент в краеведческом музее. Огромная чёрная комната, в которой выставлено небольшое количество предметов, вырезанных из кости, такой народный промысел. Чёрная комната, стеклянные витрины, экспонаты белого цвета, как будто бы подвешенные в воздухе, и лучи света только на них. Это тоже незабываемо. Или элементы, связанные с «трогательными» сегментами. На меня произвёл впечатление арт-проект «Турбулентность». Ты заходишь в небольшую комнату, за тобой закрывают двери и перед тобой находится объёмная картина, которую можно трогать. Только от тебя зависит, как ты с ней будешь взаимодействовать.
Вдохновение появляется, когда ты просматриваешь новый музей, читаешь новую книгу, а ещё лучше — просто гуляешь по городу. Но не с чувством, когда надо куда-то бежать. Хорошо, когда в субботу ты просто идёшь по старым улочкам Ростова, спускаясь ниже Станиславского, и смотришь на дома, на людей, с ними заговариваешь. Идёшь на блошиный рынок и спрашиваешь, чем они торгуют и что делают, или просто заходишь на базар и начинаешь торговаться. Это вид развлечения, который пропадает. Ну как вы в «Магните» или ином магазине будете торговаться? А на базаре… Это фольклор. Попробуйте у этого продавца купить помидоры не за 50, а за 45, но так его убедить, что он ещё и спасибо вам скажет. Это всё — внутренний город, это город, который насыщает самого человека, в частности, меня.
— В июне проходили общественные обсуждения концепции нового музея. Градозащитница Анна Пивоварова предложила построить смотровую площадку на чердаке Дома с ангелами. Как она будет выглядеть и позволит ли состояние здания построить её?
— Прежде всего это объект культурного наследия, и возможность его видоизменения будет согласовываться с Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области, потому что здание является маркерным. Оно не должно исказиться в своем облике, на чём мы и настаиваем.
Проектировщику было предложено рассмотреть возможность реализации этой задумки с учётом требований сохранения объектов культурного наследия и соблюдения пожарных норм. Здание, выделяемое под музей, не одноэтажное и не двухэтажное, оно трёхэтажное, и каждый этаж по шесть метров высотой. Это ещё вопрос эвакуации людей с верхнего этажа. Мы также должны предоставить доступ на верхние этажи людям с ограниченными возможностями.
Музей сейчас эволюционирует в сторону открытого пространства, в рамках которого вы можете насыщаться знаниями и эмоциями. Представим, что такое пространство было бы открытым и очень дружелюбным к самому человеку, что в нём есть бесплатный интернет, удобные места для времяпровождения и занятий, что вы там можете перекусить, выпить кофе, посмотреть интересную экспозицию, далеко не уходя, на расстоянии вытянутой руки.
— Какие ещё предложения общественников показались вам интересными и могут быть учтены при создании музея?
— Есть интересные вещи, которые хотелось бы реализовать. Одна из них высказывалась мной и Евгением Евгеньевичем Мамичевым, директором Азовского музея-заповедника. Очень хотелось бы, чтобы в подвальных помещениях мы получили такой зал, где лежали бы мешки, стояли масляные лампы, пыль, мука, проходил бы человек и кричал «Эй, не мешай!», мешок упал, его поднимают на подъёмнике. Что-то происходит — и вы внутри этой суеты. Ведь есть Ростов купеческий. Это лоск, богатство напоказ. Но были и люди, которые за двадцать рублей весь год работали. И жили они где-нибудь на Новом поселении или в Нахаловке. Ведь в 1902 году стачка неспроста началась, не потому, что часть менее обеспеченного населения завидовала другой, более обеспеченной части города, а потому что пропасть была чрезмерной.
Ростов — это не только купеческий лоск, бесшабашность. Это и люди иного сорта. Они потом получили доступ к образованию, поступили в техникумы и университеты, стали академиками и прославили наш город как маэстро, учёные, военные. Это всё ростовчане, и музей должен быть таким, чтобы можно было показать разные судьбы.
Ещё рассматривается возможность создания второго света на первых этажах, где можно было бы выставлять картины донских художников, чтобы пространство от потолка до пола было в картинах. И люди, просто проходя по улице Московской и видя, что есть выставка, могли её посетить.
Хотелось бы создать музей на расстоянии вытянутой руки, когда вы можете быть сопричастны предмету. У музейного предмета есть особенность — вы не можете его взять в руку, вы можете только посмотреть на него. В ряде современных музеях я увидел большое количество реплик (копий) музейных предметов к которым может прикоснуться посетитель. Они закреплены и расположены так, чтобы человек не почувствовал, что от него что-то прячут. Вы видите оригинал, а рядом лежит такой же предмет, которым вы можете воспользоваться. Это вещи, которые дополняют ваше восприятие.
Ещё важный сегмент — а что человек, посетив Ростов, с собой возьмёт на память? Штампованный магнитик, тарелочку с видом города? Должны быть сувениры, сделанные в городе и по мотивам просмотренной в музее экспозиции, связанные с ростовчанами и нашей культурой. Приезжаешь в музей в Воронежской, Липецкой, Тульской, Рязанской областях, а везде один и тот же ассортимент. Вот у меня дочка решила брелки собирать, и оказалось, что по каким бы городам мы ни проехали, везде одинаковые брелочки, меняется только наклейка. Наше пространство должно быть насыщено таким образом, чтобы человек в конечном итоге мог взять с собой что-то ценное, связанное с нашим городом. И это должно быть внутри нашего музея — сувенирная лавка, которая цепляет.
— Когда ждать открытия?
— Я надеюсь, что при условии благоприятного стечения обстоятельств в начале 2025 года мы будем готовы к открытию музея в обновлённом здании. Параллельно реставрации здания мы запустим разработку экспозиционной части музея. Хорошо, что мы получили время, потому что смогли собрать предметы, смогли поговорить с большим количеством специалистов, которые занимаются строительством музейных экспозиций. У нас есть хороший кадровый потенциал, люди, которые здесь живут и работают, нам помогают, мы чувствуем поддержку со стороны общественников. Мы рады, что каждый радеет и болеет за создание музея истории Ростова-на-Дону. Потому что наш город достоин того, чтобы в нём был один из лучших на Юге музеев.
Музейные предметы можно передать сотрудникам музея, написав на адрес museum-rostov@mail.ru или позвонив по номеру +7 (989) 529-20-08.